Планирование с пояснительной запиской по ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Мальцева Евгения Алексеевна

Л.А. Неменская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.z.o_4_kl.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к календарно-тематическому плану по изобразительному искусству

4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Каждый народ – художник», (автор Б. М. Неменский, 2005).

Тематический план ориентирован на использование учебника:

 Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003;

 дополнительных пособий для учителя:

– Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд. – М.: Просвещение, 1998;

– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992

– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;

– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агаров, 1998;

– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;

 для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Просвещение, 1999.

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Просвещение, 1991.

– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие. – М.: Просвещение, 1997.

– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. – М.: Просвещение, 1997.

Ц е л и   о б у ч е н и я   изобразительному искусству:

 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

 освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

 овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

 воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение основных знаний художественной грамотности;

 овладение способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и умений;

 освоение компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.

Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

В настоящем тематическом плане реализуется модифицированная программа «Каждый народ – художник» (автор Б. М. Неменский) в объеме 34 часов.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по изобразительному искусству, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в 4 классах, продвинутый в 4 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 4 классах базовый уровень дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Требования к уровню подготовки учащихся
4 класса (базовый уровень)

Обучающиеся должны

з н а т ь:

– основные виды и жанры изобразительных искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

– выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– наиболее крупные художественные музеи России;

– известные центры народных художественных ремесел России;

у м е т ь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности,

– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению); в самостоятельной творческой деятельности, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

– владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентаци-онной, рефлексивной;

с п о с о б н ы   р е ш а т ь   следующие жизненные практические задачи:

– для самостоятельной творческой деятельности;

– для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

в л а д е т ь   к о м п е т е н ц и я м и:

– личностного саморазвития;

– коммуникативной;

– ценностно-ориентационной;

– рефлексивной.

Список методической литературы

1. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

2. Басина, С. Н. Кисточкой и музыкой в ладошки. – М.: Линка-Пресс, 1997.

3. Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или основы искусствознания. – М.: Просвещение, 1997.

4. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

5. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агаров, 1988.

6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

7. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.

8. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–4). – М.: Просвещение, 2003.

9. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–8). – М.: Просвещение, 2003.

10. Пономарева, А. Н. Школа ИЗО. – М.: Агаров, 1998.

11. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

12. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

13. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агаров, 1998.

14. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.

15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

16. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – М., 2003.


Изобразительное искусство

4 класс. Тематическое планирование

Цели: развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию красоты родного края, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; освоение знаний об архитектуре, дизайне; формирование коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенции.


п/п

Система уроков

Дидакти-

ческая модель

Педагогические

средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Название раздела программы: Каждый народ – художник (34 часа)

1–3

Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли. Гар-мония жилья и при-роды. Деревня – деревянный мир.

Цель: развивать способности к эмоционально-ценност-

ному восприятию, подвести учащихся к выводу о богатых исторических традициях русского народа

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Беседа вхождение в контекст проблем ученика

Индивидуальная,

парная

Продуктивный, коммуникативная (К), рефлексив-

ная (Р), личностное само-

развитие (ЛС),  ценностно-ориентационная (ЦО), смыслопоисковая (С).

Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы.

Уметь нарисовать пейзаж по памяти

Продвинутый, Р, ЛС, К.

Знать устройство русской избы, украшение избы.

Уметь создать образ избы в коллективной работе

Уметь находить
и пользоваться информацией

Слайды, деревянные ансамбли Кижи, картины И. Левитана, К. Коровина стихи С. Есенина, кн. 5, 6, 8, 11, 15, 16

4–6

Образ красоты человека.

Цель: развивать спо-собности к воображению, дать представление о характер-

ных особенностях облика русской красавицы

Беседа вхождение в контекст проблем ученика, диа-лог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Продуктивный, К, Р, ЛС, ЦО, С.

Знать о красоте русского человека, традиционной одежде.

Уметь создать женский, мужской, народный образы

Продвинутый, К, Р, ЛС, ЦО, С.

Знать образ труда, роль головного убора. Постройка, украшение в на-родном костюме.

Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни

Уметь находить
и пользоваться информацией

Репродукции русского народного костюма, репродукции картин А. Веницианова, М. Врубеля,
В. Сурикова, В. Васнецова,

кн. 8, 14, 15, 16


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7–8

Народные праздники.

Цель: сформировать представление о роли народных праздников в жизни людей; научить создавать коллективное панно «праздник»

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Беседа вхождение в контекст проблем ученика, диа-лог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Иметь представление о своеобразии русской природы, деревень, людей, их труда.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель)

Продвинутый, Р, К, ЛС.

Знать календарные праздники, способ работы с композицией.

Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла в рисунке

Уметь находить
и пользоваться информацией

Репродукции Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина, музыкальное оформление: озорные частушки. Н. А. Римский-Корсаков. «Сне-гурочка» (фраг-менты из оперы)

9

Древние города на-шей земли. Древне-русский город-кре-пость.

Цель: вызвать ин-

терес к устройству города-крепости; развивать чувство пропорции, дать понятие терминам вертикаль, горизонталь

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Знать, как выбиралось место для постройки кре-

постной стены, башни, ворот.

Уметь изобразить крепостные башни, ворота

Продвинутый, Р, К, ЛС.

Знать понятия вертикаль, горизонталь.

Уметь изобразить город-крепость на фоне пейзажа

Уметь находить
и пользоваться информацией

Репродукции А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского города, кн. 1, 4, 5, 6, 8, 15

10

Древние соборы.

Цель: познакомить с архитектурой древнего каменного храма, закрепить навыки пропорции

Продуктивный, К, Р, ЛС.

Знать, что собор – архитектурный, смысловой центр города, пропорции соборов.

Уметь лепить из пластилина макет храма (в группе)

Продвинутый, К, Р, ЛС.

Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма.

Уметь выполнять груп-

повую работу по постройке храма (бумагопластика)

Уметь находить
и пользоваться информацией

Репродукции А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК, соборы Московского Кремля, Новгорода, кн. 1, 3, 8, 11, 14, 15, 16


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

Древний город и его жители.

Цели: вызвать интерес к устройству внутреннего пространства кремля, познакомить с древ-

ними русскими городами и его жителями

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Знать организацию внут-

реннего пространства кремля.

Уметь моделировать жилое наполнение города

Продвинутый, Р, К, ЛС.

Знать понятия кремль, торговый посад.

Уметь завершить коллективную работу над созданием древнего города и его жителей

Уметь находить
и пользоваться информацией

Репродукции А. Васнецова, Н. Рериха,

кн. 3, 5, 11, 15

12

Древнерусские войны-защитники.

Цели: вызвать интерес к познанию образа жизни князя и его дружины; развивать образное воображение, навыки

и чувство пропорции

Продуктивный, К, Р, ЛС.

Знать, как жили князь

и его люди, как одевались.

Уметь изобразить древнерусских воинов

Продвинутый, К, Р, ЛС.

Знать отличие жизни князя с дружиной от жиз-

ни торгового люда.

Уметь изобразить князя, торговый люд

Иллюстрации
к былинам и рус-

ским сказкам

И. Билибина,
В. Васнецова

13–

14

Города русской земли. Узорочье теремов.

Цели: подвести

к выводу о богатой и великой истории русских городов; познакомить со способами передачи пространства

Продуктивный, К, Р, ЛС.

Знать старинные русские города: Москву, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.

Уметь отличать эти города

Продвинутый, К, Р, ЛС.

Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов.

Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город

В. Васнецов «Палаты царя Берендея», слайды о древних городах, ЭЭ, ПК

15

Праздничный пир в теремных палатах.

Цели: обобщить материал четверти, закрепить навыки изображения города, используя пропорции, композиции, цвет

Продуктивный, К, Р, ЛС.

Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Уметь изобразить вклеиванием предметный мир праздника «Княжеский пир»

Продвинутый, К, Р, ЛС.

Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей.

Уметь создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»

Репродукции

В. Васнецова, К. Коровина, музыка

Н. А. Римского-

Корсакова,

М. Глинки


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

16–

18

Каждый народ – художник. Страна восходящего солнца (Япония).

Цели: вызвать

интерес к  культуре зарубежных стран; познакомить с осо-бенностями изображения, украшения, и постройки

в искусстве Японии

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Знать особенности легких конструкций, построек в Японии.

Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагоду

Продвинутый, Р, К, ЛС.

Знать особенности Японской культуры: графичность, хрупкость.

Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава)

Уметь находить
и пользоваться информацией

Японское искусство, фото, ЭЭ, ПК,

19–

21

Образ художественной культуры Древней Греции.

Цели: вызвать интерес, потребность дальнейшего изучения художественной культуры Древней Греции; закрепить навыки передачи пространства цветом; создать панно «Древнегреческий праздник»

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Знать значение искусства Древней Греции для развития мирового искусства, образ греческой природы, Акрополь.

Уметь изобразить греческий храм

Продвинутый, Р, К, ЛС.

Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира.

Уметь изобразить олимпийских спортсменов, работать над панно в группе

ЭЭ, ПК, слайды «Мифы Древней Греции», скульптуры, вазопись, работы учащихся

22–

24

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Цели: развивать навыки и умения вырезать и склеивать бумагу (бумагопластика); подготовиться к итоговому уроку

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Знать образы готических городов средневековой Европы, готические витражи.

Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные форм

Продвинутый, Р, К, ЛС.

Знать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции).

Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями

ЭЭ, ПК. Слайды средневековых городов, старинные шпалеры, кн. 4, 5, 8, 10, 14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

25

Обобщение темы четверти.

Цели: закрепить умение работы в стиле бумагопластики; подготовить выставку работ, создать коллективное панно

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Знать общее представление образов городов разных стран, их жителей (в разные столетия).

Уметь отличать образы городов, анализировать отличие

Уметь находить
и пользоваться информацией

ЭЭ, ПК,

кн. 4, 5, 8

26–

27

Искусство объединяет народы. Все народы воспевают материнство.

Цель: подвести

к выводу о едином для всех народов понимании красоты и безобразии явлений жизни

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери.

Уметь изобразить мать

и дитя

Продвинутый, Р, К, ЛС.

Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство.

Уметь самостоятельно изобразить маму (живописно)

ЭЭ, ПК, Мадонны Леонардо да Винчи, Богоматерь, репродукция «Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина, музыкальная пьеса «Колыбельная»

28

Все народы воспевают мудрость старости.

Цели: учить сопереживать средствами искусства, уважать старость, выполнить собственную работу с учетом общего коллективного замысла

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Знать, что красота – это духовная категория, лучшие черты характера бабушки, дедушки.

Уметь найти хорошее

в повседневной жизни стариков; изобразить любимую бабушку, дедушку

Продвинутый, Р, К, ЛС.

Знать, что красота ста-

рости – в мудрости.

Уметь изобразить старое дерево, животное, используя цвет, колорит

ЭЭ, ПК, автопортреты Рембрандта, Леонардо да Винчи, В. Тропинина, репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

29–30

Сопереживание – великая тема искусства.

Цели: активизировать сопереживание

Продвинутый, Р, К, ЛС.

Знать, что искусство спо-собно выражать человеческую скорбь, отчаяние, и т. п.; унижение, угнете-

Продвинутый, ЛС, К, Р.

Знать о героической теме в искусстве.

Уметь: создать эскиз на тему подвига

Памятники героям войны, ЭЭ, П. Пикассо «Герника», Давид


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

через искусство, учить выражать сочувствие чужому горю, страданию

ние человека как нарушение гармонии и красоты жизни.

Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом

«Клятва Горациев», А. Дейнека «Оборона Севастополя», Панорама Сталинградской битвы

31

Герои, борцы и за-щитники.

Цели: закрепить знания, умения и навыки по теме; развивать умения передавать свое отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Продуктивный, ЛС, Р, К.

Знать героев Сталинград-

ской битвы: М. Паникаха, Саша Филиппов и др.

Уметь выполнить памятник в технике аппликации

Продвинутый, ЛС, Р, К.

Знать основные события, оставшиеся в памяти людей о Сталинградской битве.

Уметь выполнить

коллективную работу

на военную тему

Уметь находить
и пользоваться информацией

Основные скуль-птуры города по военной теме, ЭЭ, ПК

32–34

Юность и надежды. Искусство народов мира.

Цели: расширить возможности восприятия красоты человека; подвести итог работы за год

Продуктивный, Р, К, ЛС.

Знать об искусстве изображения детства разных народов.

Уметь изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа

В. Тропинин «Портрет сына», З. Серебрякова, «Портреты детей», лучшие работы учащихся за год, коллективный коллаж, музыка: песни о Родине, о детстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование и пояснительные записки по ФГОСам 2, 3 классы по программе Б.М. Неменского

Изучение курса изобразительного искусства рассчитана на 34 часа в год (при 1 ч. в неделю) В работе представлена структурированнная пояснительная записка с целями и задачами курса, распределением часов...