Планирование с пояснительной запиской по ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к календарно-тематическому плану по изобразительному искусству
4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Каждый народ – художник», (автор Б. М. Неменский, 2005).
Тематический план ориентирован на использование учебника:
Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003;
дополнительных пособий для учителя:
– Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд. – М.: Просвещение, 1998;
– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992
– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;
– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агаров, 1998;
– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;
для учащихся:
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Просвещение, 1999.
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Просвещение, 1991.
– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие. – М.: Просвещение, 1997.
– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. – М.: Просвещение, 1997.
Ц е л и о б у ч е н и я изобразительному искусству:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение основных знаний художественной грамотности;
овладение способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и умений;
освоение компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.
Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В настоящем тематическом плане реализуется модифицированная программа «Каждый народ – художник» (автор Б. М. Неменский) в объеме 34 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по изобразительному искусству, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в 4 классах, продвинутый в 4 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 4 классах базовый уровень дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класса (базовый уровень)
Обучающиеся должны
з н а т ь:
– основные виды и жанры изобразительных искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
– выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– наиболее крупные художественные музеи России;
– известные центры народных художественных ремесел России;
у м е т ь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности,
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению); в самостоятельной творческой деятельности, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
– владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентаци-онной, рефлексивной;
с п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненные практические задачи:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
в л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и:
– личностного саморазвития;
– коммуникативной;
– ценностно-ориентационной;
– рефлексивной.
Список методической литературы
1. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
2. Басина, С. Н. Кисточкой и музыкой в ладошки. – М.: Линка-Пресс, 1997.
3. Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или основы искусствознания. – М.: Просвещение, 1997.
4. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
5. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агаров, 1988.
6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
7. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
8. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–4). – М.: Просвещение, 2003.
9. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–8). – М.: Просвещение, 2003.
10. Пономарева, А. Н. Школа ИЗО. – М.: Агаров, 1998.
11. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
12. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
13. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агаров, 1998.
14. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.
15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
16. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – М., 2003.
Изобразительное искусство
4 класс. Тематическое планирование
Цели: развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию красоты родного края, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; освоение знаний об архитектуре, дизайне; формирование коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенции.
№ п/п | Система уроков | Дидакти- ческая модель | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение |
Компетенции |
Учебно-познавательная | Информационная |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Название раздела программы: Каждый народ – художник (34 часа) |
1–3 | Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли. Гар-мония жилья и при-роды. Деревня – деревянный мир. Цель: развивать способности к эмоционально-ценност- ному восприятию, подвести учащихся к выводу о богатых исторических традициях русского народа | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Беседа вхождение в контекст проблем ученика | Индивидуальная, парная | Продуктивный, коммуникативная (К), рефлексив- ная (Р), личностное само- развитие (ЛС), ценностно-ориентационная (ЦО), смыслопоисковая (С). Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пейзаж по памяти | Продвинутый, Р, ЛС, К. Знать устройство русской избы, украшение избы. Уметь создать образ избы в коллективной работе | Уметь находить | Слайды, деревянные ансамбли Кижи, картины И. Левитана, К. Коровина стихи С. Есенина, кн. 5, 6, 8, 11, 15, 16 |
4–6 | Образ красоты человека. Цель: развивать спо-собности к воображению, дать представление о характер- ных особенностях облика русской красавицы | Беседа вхождение в контекст проблем ученика, диа-лог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Продуктивный, К, Р, ЛС, ЦО, С. Знать о красоте русского человека, традиционной одежде. Уметь создать женский, мужской, народный образы | Продвинутый, К, Р, ЛС, ЦО, С. Знать образ труда, роль головного убора. Постройка, украшение в на-родном костюме. Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни | Уметь находить | Репродукции русского народного костюма, репродукции картин А. Веницианова, М. Врубеля, кн. 8, 14, 15, 16 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
7–8 | Народные праздники. Цель: сформировать представление о роли народных праздников в жизни людей; научить создавать коллективное панно «праздник» | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Беседа вхождение в контекст проблем ученика, диа-лог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Продуктивный, Р, К, ЛС. Иметь представление о своеобразии русской природы, деревень, людей, их труда. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель) | Продвинутый, Р, К, ЛС. Знать календарные праздники, способ работы с композицией. Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла в рисунке | Уметь находить | Репродукции Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина, музыкальное оформление: озорные частушки. Н. А. Римский-Корсаков. «Сне-гурочка» (фраг-менты из оперы) |
9 | Древние города на-шей земли. Древне-русский город-кре-пость. Цель: вызвать ин- терес к устройству города-крепости; развивать чувство пропорции, дать понятие терминам вертикаль, горизонталь | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Продуктивный, Р, К, ЛС. Знать, как выбиралось место для постройки кре- постной стены, башни, ворот. Уметь изобразить крепостные башни, ворота | Продвинутый, Р, К, ЛС. Знать понятия вертикаль, горизонталь. Уметь изобразить город-крепость на фоне пейзажа | Уметь находить | Репродукции А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского города, кн. 1, 4, 5, 6, 8, 15 |
10 | Древние соборы. Цель: познакомить с архитектурой древнего каменного храма, закрепить навыки пропорции | Продуктивный, К, Р, ЛС. Знать, что собор – архитектурный, смысловой центр города, пропорции соборов. Уметь лепить из пластилина макет храма (в группе) | Продвинутый, К, Р, ЛС. Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять груп- повую работу по постройке храма (бумагопластика) | Уметь находить | Репродукции А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК, соборы Московского Кремля, Новгорода, кн. 1, 3, 8, 11, 14, 15, 16 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
11 | Древний город и его жители. Цели: вызвать интерес к устройству внутреннего пространства кремля, познакомить с древ- ними русскими городами и его жителями | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Продуктивный, Р, К, ЛС. Знать организацию внут- реннего пространства кремля. Уметь моделировать жилое наполнение города | Продвинутый, Р, К, ЛС. Знать понятия кремль, торговый посад. Уметь завершить коллективную работу над созданием древнего города и его жителей | Уметь находить | Репродукции А. Васнецова, Н. Рериха, кн. 3, 5, 11, 15 |
12 | Древнерусские войны-защитники. Цели: вызвать интерес к познанию образа жизни князя и его дружины; развивать образное воображение, навыки и чувство пропорции | Продуктивный, К, Р, ЛС. Знать, как жили князь и его люди, как одевались. Уметь изобразить древнерусских воинов | Продвинутый, К, Р, ЛС. Знать отличие жизни князя с дружиной от жиз- ни торгового люда. Уметь изобразить князя, торговый люд | Иллюстрации ским сказкам И. Билибина, |
13– 14 | Города русской земли. Узорочье теремов. Цели: подвести к выводу о богатой и великой истории русских городов; познакомить со способами передачи пространства | Продуктивный, К, Р, ЛС. Знать старинные русские города: Москву, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города | Продвинутый, К, Р, ЛС. Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов. Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город | В. Васнецов «Палаты царя Берендея», слайды о древних городах, ЭЭ, ПК |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Цели: обобщить материал четверти, закрепить навыки изображения города, используя пропорции, композиции, цвет | Продуктивный, К, Р, ЛС. Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Уметь изобразить вклеиванием предметный мир праздника «Княжеский пир» | Продвинутый, К, Р, ЛС. Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Уметь создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир» | Репродукции В. Васнецова, К. Коровина, музыка Н. А. Римского- Корсакова, М. Глинки |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
16– 18 | Каждый народ – художник. Страна восходящего солнца (Япония). Цели: вызвать интерес к культуре зарубежных стран; познакомить с осо-бенностями изображения, украшения, и постройки в искусстве Японии | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Продуктивный, Р, К, ЛС. Знать особенности легких конструкций, построек в Японии. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагоду | Продвинутый, Р, К, ЛС. Знать особенности Японской культуры: графичность, хрупкость. Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава) | Уметь находить | Японское искусство, фото, ЭЭ, ПК, |
19– 21 | Образ художественной культуры Древней Греции. Цели: вызвать интерес, потребность дальнейшего изучения художественной культуры Древней Греции; закрепить навыки передачи пространства цветом; создать панно «Древнегреческий праздник» | Продуктивный, Р, К, ЛС. Знать значение искусства Древней Греции для развития мирового искусства, образ греческой природы, Акрополь. Уметь изобразить греческий храм | Продвинутый, Р, К, ЛС. Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира. Уметь изобразить олимпийских спортсменов, работать над панно в группе | ЭЭ, ПК, слайды «Мифы Древней Греции», скульптуры, вазопись, работы учащихся |
22– 24 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Цели: развивать навыки и умения вырезать и склеивать бумагу (бумагопластика); подготовиться к итоговому уроку | Продуктивный, Р, К, ЛС. Знать образы готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные форм | Продвинутый, Р, К, ЛС. Знать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями | ЭЭ, ПК. Слайды средневековых городов, старинные шпалеры, кн. 4, 5, 8, 10, 14 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
25 | Обобщение темы четверти. Цели: закрепить умение работы в стиле бумагопластики; подготовить выставку работ, создать коллективное панно | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Продуктивный, Р, К, ЛС. Знать общее представление образов городов разных стран, их жителей (в разные столетия). Уметь отличать образы городов, анализировать отличие | Уметь находить | ЭЭ, ПК, кн. 4, 5, 8 |
26– 27 | Искусство объединяет народы. Все народы воспевают материнство. Цель: подвести к выводу о едином для всех народов понимании красоты и безобразии явлений жизни | Продуктивный, Р, К, ЛС. Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. Уметь изобразить мать и дитя | Продвинутый, Р, К, ЛС. Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь самостоятельно изобразить маму (живописно) | ЭЭ, ПК, Мадонны Леонардо да Винчи, Богоматерь, репродукция «Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина, музыкальная пьеса «Колыбельная» |
28 | Все народы воспевают мудрость старости. Цели: учить сопереживать средствами искусства, уважать старость, выполнить собственную работу с учетом общего коллективного замысла | Продуктивный, Р, К, ЛС. Знать, что красота – это духовная категория, лучшие черты характера бабушки, дедушки. Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимую бабушку, дедушку | Продвинутый, Р, К, ЛС. Знать, что красота ста- рости – в мудрости. Уметь изобразить старое дерево, животное, используя цвет, колорит | ЭЭ, ПК, автопортреты Рембрандта, Леонардо да Винчи, В. Тропинина, репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» |
29–30 | Сопереживание – великая тема искусства. Цели: активизировать сопереживание | Продвинутый, Р, К, ЛС. Знать, что искусство спо-собно выражать человеческую скорбь, отчаяние, и т. п.; унижение, угнете- | Продвинутый, ЛС, К, Р. Знать о героической теме в искусстве. Уметь: создать эскиз на тему подвига | Памятники героям войны, ЭЭ, П. Пикассо «Герника», Давид |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
через искусство, учить выражать сочувствие чужому горю, страданию | ние человека как нарушение гармонии и красоты жизни. Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом | «Клятва Горациев», А. Дейнека «Оборона Севастополя», Панорама Сталинградской битвы |
31 | Герои, борцы и за-щитники. Цели: закрепить знания, умения и навыки по теме; развивать умения передавать свое отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Продуктивный, ЛС, Р, К. Знать героев Сталинград- ской битвы: М. Паникаха, Саша Филиппов и др. Уметь выполнить памятник в технике аппликации | Продвинутый, ЛС, Р, К. Знать основные события, оставшиеся в памяти людей о Сталинградской битве. Уметь выполнить коллективную работу на военную тему | Уметь находить | Основные скуль-птуры города по военной теме, ЭЭ, ПК |
32–34 | Юность и надежды. Искусство народов мира. Цели: расширить возможности восприятия красоты человека; подвести итог работы за год | Продуктивный, Р, К, ЛС. Знать об искусстве изображения детства разных народов. Уметь изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа | В. Тропинин «Портрет сына», З. Серебрякова, «Портреты детей», лучшие работы учащихся за год, коллективный коллаж, музыка: песни о Родине, о детстве |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование с пояснительной запиской по математике
Н.Б.Истомина, 136 часов...
Планирование с пояснительной запиской по математике
Н.Б.Истомина, 136 часов...
Планирование с пояснительной запиской по окружающему миру
А.А. Плешаков...
Планирование с пояснительной запиской по русскому языку
А.В. Полякова...
Планирование с пояснительной запиской по технологии
Проснякова Т. Н. ...
Планирование с пояснительной запиской по информатике
А.В. Горячев...
Тематическое планирование и пояснительные записки по ФГОСам 2, 3 классы по программе Б.М. Неменского
Изучение курса изобразительного искусства рассчитана на 34 часа в год (при 1 ч. в неделю) В работе представлена структурированнная пояснительная записка с целями и задачами курса, распределением часов...