Планирование с пояснительной запиской по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Примерная программа по «Окружающему миру» создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета). Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20% – резерв свободного учебного времени, которое может быть использовано по своему усмотрению разработчиками авторских программ для наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание
(270 час)
Что такое окружающий мир [1]
(20-15 час)
Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения; работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение и др.[2]
Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением.
Практические работы: элементарные приемы чтения плана, карты; ориентирование на местности с помощью компаса; поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.
Младший школьник
(10-15 час)
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила организации домашней учебной работы: подготовка рабочего места, его освещенность, проветривание и др. Дорога от дома до школы; правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.
Личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог, обмораживание). Телефоны экстренной помощи.
Семья – первый коллектив ребенка. Труд в семье, обязанности членов семьи, их взаимоотношения. Отдых в семье. Хозяйство семьи, доходы и расходы семьи, деньги.
Сверстники, друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Экскурсии по школе; в спортивное учреждение, места отдыха горожан (сельчан).
Практические работы: измерение массы своего тела, роста; измерение времени по часам; составление режима дня; первая помощь при легких травмах.
Природа
(70-60 час)
Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа; признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнительные размеры). Связи между неживой и живой природой (значение Солнца, воздуха, воды для живой природы). Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелеты птиц и др. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды: научные прогнозы (общее представление), народные приметы; значение предсказаний погоды для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека.
Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ; легко определяемые свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; легко сжимается; благодаря наличие в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие (океан, река, пруд, болото); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика).
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
Почва, ее значение для живой природы, хозяйства человека; состав; плодородие как главное свойство почвы.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), их изображение на рисунке, схеме. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения). Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Различение наиболее распространенных съедобных и несъедобных грибов своей местности. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных (млекопитающих, птиц, рыб). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Природные сообщества родного края (например, лес, луг, водоем, болото). Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.
Природные зоны России: общее представление, знакомство с 2-3 природными зонами (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Экскурсии: времена года; формы земной поверхности; разнообразие растений и животных; природные сообщества родного края; в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края (при наличии условий).
Практические работы: знакомство с термометром и измерение температуры воздуха, воды; свойства воздуха; свойства воды; моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина; знакомство с полезными ископаемыми своего края; состав почвы; части растения (на примере цветковых растений); условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой (определение различных водоемов).
Человек и природа
(15-20 час)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых.
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Экскурсии: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу; в охраняемые природные территории (при наличии условий).
Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными). Межпредметные связи с «Технологией (трудом)».
Общество
(60-55 час)
Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 марта, День защиты детей). Важнейшие события, происходящие в стране.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Народы, населяющие Россию. Названия разных национальностей (по выбору), их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
История Отечества. Что такое история. Счет лет в истории. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. (Межпредметные связи с «Искусством» и «Литературным чтением»).
Экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
Практические работы: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий; работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком; изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др.
Родной край – малая Родина
(10-15 час)
Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Экскурсии: достопримечательности родного города (села); в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий).
Практические работы: работа с планом своего города (села), картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты.
Земля – планета жизни
(15-20 час)
Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.
Практические работы: глобус – модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте; изученные страны мира на карте.
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков, А. А. Мир вокруг нас : учебник для 4 класса : в 2 ч. /
А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2008.
Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса : в 2 ч. /
А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2008.
Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение», 2004.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 19.
Количество часов в IV четверти – 17.
тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид | Элементы | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Земля и человечество (10 ч) | Мир глазами астронома | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | Текущий | Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | С. 4–8, вопросы «Проверь себя» |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. | Фронтальный опрос | Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой | С. 9–15, вопросы |
Уметь работать с готовыми моделями |
3 | Звездное небо – великая книга | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий | Фронтальный опрос | Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия | С. 16–21, «Проверь себя», |
4 | Мир глазами географа. Глобус | 1 | Комбинированный | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | Фронтальный опрос | Наука «география». История создания глобуса. Первооткры- | С. 22–29, вопросы «Проверь себя», задания 1, 2 |
5 | Пояса Земли | 1 | Практического применения знаний | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли | Фронтальный опрос | Тепловые пояса Земли. Карта | С. 30–34, вопросы, |
6 | Мир глазами историка | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тест (10 мин) | Науки «история» и «археология» | С. 35–41, вопросы, задания |
7 | Когда и где? История – путешествие в глубь времен | 1 | урок-игра | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | Фронтальный опрос | Счет лет в истории. Работа с лентой времени | С. 42–46, вопросы, задания |
8 | Прошлое | 1 | Комбинированный | Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на при- | Тест (5 мин) | Красная книга России (отдельные представители | С. 47–53, вопросы, |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | Комбинированный | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры | Фронтальный опрос | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | С. 54–62, вопросы, задания |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение) | 1 | Комбинированный | Охрана растительного и животного мира | Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу | Самостоятельная | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир» |
11 | Природа России | Равнины и горы России | 1 | Экскурсия | Россия на карте. Неживая и живая Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Фронтальный опрос | Образование гор | С. 64–71, вопросы «Проверь себя!», текст |
12 | Моря, озера и реки России | 1 | Комбинированный | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тест (10 мин) | Великие озера России | С. 72–77, |
13 | Зона арктических пустынь | 1 | Комбинированный | Растения и живот-ные, их разнообра- Условия, необходимые для жизни | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 78–86, вопросы «Проверь себя!», |
14 | Тундра. Природа тундры | 1 | Комбинированный | Растения и живот-ные, их разнообра- Условия, необходимые для жизни | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 87–97, задания 1, 3 (по вариантам) |
15 | Леса России | 1 | Урок- игра | Роль растений | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | Графический диктант | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 98–105, задание 1 |
16 | Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» | 1 | Комбинированный | Роль растений | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Проверочная работа | Природные зоны | С. 106– 113, составить памятку |
17 | Зона степей | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 114– 122, |
18 | Пустыни | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана при-роды | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пус- | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 122–131, задания |
19 | У Черного моря | 1 | Комбинированный | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | С. 132–140, задания |
20 | Экологическое равновесие | 1 | Комбинированный | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения | Работа с Красной книгой родного края | Красная книга России (отдельные представители | С. 141–142, подготовить сообщение по проблеме |
21 | Обобщение по разделу «Природа России» | 1 | Урок-игра | Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных | Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране | Тест Тематический | Природные зоны России | Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем городе» |
22 | Родной край – часть большой страны (12 ч) | Наш край | 1 | Комбинированный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Текущий | Природные сообщества родного края (2–3) | Устный рассказ «Мой край» |
23 | Поверхность нашего края | 1 | Экскурсия | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Текущий | Изменение поверхности родного края | С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя!» |
24 | Водоемы нашего края | 1 | Комбинированный | Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика) | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, | Графический диктант | Природные сообщества родного края (2–3) | С. 154– 158, вопросы, задание 2 |
25 | Наши подземные богатства | 1 | Комбинированный | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Текущий | Природные ископаемые родного края. Их использование человеком | С. 159– 170, вопросы, задание 3 |
26 | Земля – корми- | 1 | Комбинированный | Почва, ее состав | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы | Текущий | Почва, ее значение для жизни | С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки |
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | 1 | Комбинированный | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инт- | Работа с Красной книгой | Растения и жи- Съедобные | С. 175– 182, вопросы, задание 3 |
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество | 1 | Комбинированный | Графический диктант | Растения и жи- | С. 182– 190, вопросы, задание 5 |
29 | Жизнь пресного водоема | 1 | Урок-игра | Текущий. Фронтальный опрос | Растения и жи- | С. 191– 200, вопросы, задание 3 |
30 | Растениеводство в нашем крае | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства | С. 201– 207, |
31 | Незаметные защитники урожая | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Фронтальный опрос | Виды растениеводства | С. 208– 213, вопросы, задание 2 |
32 | Животноводство | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать | Фронтальный опрос | Виды животноводства. Ветеринария | С. 214– 222, вопросы, задание 3 |
33 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1 | Урок-игра | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края | С. 222, |
34 | Страницы всемирной истории | Начало истории человечества | 1 | Комбинированный | Человек – часть Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Фронтальный опрос | История первобытного человека. Счет лет в истории | С. 4–7, задания |
35 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | Комбинированный | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Фронтальный опрос | История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории | С. 8–14, вопросы, задание 2 |
36 | Средние века: время рыцарей | 1 | Комбинированный | Знать историю средних веков | Фронтальный опрос | История феодального общества. Рыцарь | С. 15–21, вопросы, задания |
37 | Новое время: встреча Европы | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой | Фронтальный опрос | Открытие | С. 22–27, вопросы, задания |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать выдающихся людей новейшего времени | Фронтальный опрос | Новейшая история | С. 28–32, вопросы, задания |
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» | 1 | Комбинированный | Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач | Тест (10 мин) | Новейшая история. Страны | С. 28–32, вопросы, задание 3 |
40 | Страницы истории | Жизнь древних славян | 1 | Комбинированный | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронтальный опрос | Древняя Русь | С. 34–39, вопросы, задания |
41 | Во времена Древней Руси | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Древняя Русь | С. 40–45, вопросы, задание 2 |
42 | Страна городов | 1 | Комбинированный | Тематический | Столицы Древней Руси | С. 46–54, вопросы, задание 2 (по вариантам) |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронтальный опрос | Музеи. Экспонаты Древней Руси | С. 55–58, вопросы, задания |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской | Фронтальный опрос | Жизнь древних славян на Руси | С. 59–64, вопросы, задание 2 |
45 | Русь расправляет крылья | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Историческая | С. 65–69, вопросы, задание 2 |
46 | Куликовская | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | Историческая | С. 70–74, вопросы, задания |
47 | Иван Третий | 1 | Комбинированный | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронтальный опрос | Реформы Ивана Третьего | С. 75–81, вопросы, задания |
48 | Мастера печатных дел | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Фронтальный опрос | История книгопечатания на Руси | С. 82–86, вопросы, задание 2 |
49 | Патриоты России | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | С. 87–93, вопросы |
50 | Петр Великий | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | Тест (8 мин) | Реформы Петра Великого | С. 94–100, вопросы, задание по вариантам |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю развития образования на Руси | Фронтальный опрос | Образование на Руси | С. 101– 104, вопросы |
52 | Екатерина Великая | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | Тематический | Правление Екатерины Великой | С. 105–111, вопросы, задания |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | Фронтальный опрос | Историческая | С. 112– 121, вопросы, задание 2 |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | Фронтальный опрос | Историческая | С. 122– 126, вопросы, задание 2 |
55 | Россия вступает | 1 | Комбинированный | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тематический | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | С. 127– 135, вопросы, задание 2 |
56 | Страницы истории 1920–1930-х годов | 1 | Комбинированный | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Фронтальный опрос | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | С. 136– 139, вопросы, задание 2 |
57 | Великая война | 1 | Комбинированный | Государственные праздники (День Победы) | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей | Фронтальный опрос | Историческая | С. 140– 146, вопросы, задание 2 |
58 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой | Фронтальный опрос | История покорения космоса | С. 147– 149, вопросы, задание 3 |
59 | История вокруг нас | 1 | Комбинированный | Охрана памятников истории и культуры | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Тест (10 мин). Тематический | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | С. 150, |
Современная Россия | Основной закон России и права человека | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Россия | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Фронтальный опрос | Конституция – Основной закон Российской Федерации | С. 156– 159, вопросы, задание 2 |
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | 1 | Комбинированный | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | Фронтальный опрос | Права ребенка | С. 160– 163, вопросы, задание 2 (по выбору) |
62 | Мы – граждане России | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Тематический. Тест (5 мин) | Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 164– 167, вопросы, задания |
63 | Славные символы России | 1 | Комбинированный | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага | Фронтальный опрос | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | С. 168– 174, вопросы, задание |
64 | Такие разные праздники | 1 | Комбинированный | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | Фронтальный опрос | Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 175– 179, вопросы, задание 2 |
65 | Путешествие по России | 1 | Комбинированный | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | Текущий | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 180– |
66 | Путешествие по России | 1 | Комбинированный | Текущий | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 187–194, пересказ |
67 | Путешествие по России | 1 | Комбинированный | Текущий. Графический диктант | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | С. 194–205, вопросы, задание |
68 | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | 1 | Урок-игра | Тест (10 мин) |
[1] Осваивается в ходе практической деятельности при изучении всех разделов программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по окружающему миру (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
Пояснительная записка по окружающему миру
Пояснительная записка по окружающему миру УМК "Школа 2100"...
Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ
Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе....
Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...
Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....
Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония
Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония...