Планирование с пояснительной запиской по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированию по информатике
4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта для 4 класса, который состоит из учебника-тетради (две части), тетради проектов (авторы Семенов А. Л., Рудченко Т. А. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2004).
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация личностное саморазвитие.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения информатике:
– развитие познавательных способностей, логического мышления, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог;
– обогащение нравственного опыта младших школьников.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: совершенствование навыков речевого общения, развитие коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.
Это определило необходимость выделить в тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Наряду со «знаниевым» компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.
Настоящий тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется типовая программа «Информатика», Семенов А. Л. (2004 г.) в объеме 35 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информатики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, искать оригинальные решения.
Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, составлять план, таблицы, схемы, графы. На уроках учащиеся могут участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, энциклопедическими материалами.
При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.
Большую значимость имеет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (схема, таблица и др.), отделения основной информации от второстепенной. Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
CD «Азбука от Кирилла и Мефодия»;
CD «Детский энциклопедический словарь».
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-года обучения
Обучающиеся должны
и м е т ь о б щ е е п р е д с т а в л е н и е:
– об алгоритмах;
– об играх;
– о стратегии в игре;
– о таблицах, схемах;
– о признаках и действиях объектов;
з н а т ь: правила ведения различных игр;
у м е т ь:
– решать лингвистические задачи;
– описывать отношения между объектами;
– составлять программу действий, схему рассуждения;
– соотносить истинность утверждения с рисунком;
– заполнять таблицу.
Развитие творческих способностей.
К концу четвертого класса учащиеся д о л ж н ы:
– научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме;
– владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития.
С п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:
– рассуждать;
– делать выводы;
– самостоятельно работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Информатика
4 класс. Тематическое планирование
(по программе А. В. Горячева)
№ п/п | Система уроков | Дидактическая модель | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информа-ционно-методическое обеспечение |
Компетенции |
Учебно-познавательная | Информационная |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. Цель: знакомство с условиями ветвления алгоритма, с циклом в алгоритме | Репродуктивная | Беседа, упражнения | Коллективная | Знать условия ветвления алгоритма | Работа со схемами | Схемы алгоритмов |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма | Продуктивная | Проблемные задания | Групповая | Уметь делать построчную запись алгоритма | Работа со схемами | Схемы алгоритмов |
3 | Цикл в построчной записи алгоритма | Продуктивная | Практикум | Парная | Уметь выполнять задания по алгоритму | Иметь представление о цикле в алгоритме | Работа со схемами, занимательным материалом | Занимательный материал, схемы |
4 | Алгоритм с параметрами. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов. Цель: развитие умений составления и выполнения задания по алгоритму | Продуктивная | Алгоритмы | Индивидуальная | Уметь составлять алгоритм расшифровки слова | Работа с алгоритмами | Алгоритм |
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов | Продуктивная | Практикум | Групповая | Уметь составлять пошаговую запись результатов выполнения алгоритмов | Работа с алгоритмами | Алгоритм |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
6 | Подготовка к контрольной работе | Продуктивная | Проблемные задания | Парная | Уметь составлять и выполнять задания по алгоритму | Уметь дописывать команды алгоритма | Работа с алгоритмами, схемами | Игровой материал |
7 | Контрольная работа по теме «Составление алгоритма» | Продуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь составлять и выполнять команды алгоритма | Работа с таблицами, схемами | Карточки с текстом контрольной работы |
8–9 | Повторение пройденного | Продуктивная | Составление таблиц | Индивидуальная | Уметь составлять рисунок с помощью алгоритма | Игровой материал |
10 | Общие свойства и отличительные признаки группы предметов. Цель: развитие умений находить признаки, общие действия и составные части предметов | Исследовательская | Составление таблиц | Парная | Уметь находить общие действия и составные части предметов | Работа с таблицами | Занимательный материал (с. 30–32) |
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части | Продуктивная | Составление схем | Коллективная | Уметь находить пропущенные слова на схеме состава | Знать и понимать термины: схема состава объекта, адрес составной части | Работа со схемами состава | С. 33–35, схемы состава |
12 | Массив объектов на схеме состава | Продуктивная | Практикум | Групповая | Уметь описать на схеме состав предметов | Иметь представление о массиве объектов на схеме состава | Работа со схемами | Дидактический материал, с. 36–39 |
13 | Признаки и действия объекта составных частей | Исследовательская | Проблемные задания | Парная | Уметь находить признаки объекта | Работа со схемами | Таблица, схемы, с. 40–42 |
14 | Подготовка к контрольной работе | Продуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь заполнить схему состава действия | Работа со схемами | С. 43–45, схемы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
15 | Контрольная работа по теме «Схема состава объекта» | Продуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь заполнить схему состава действия | Работа по карточкам | Карточки |
16 | Повторение пройденного | Творческая | Практикум | Индивидуальная | Уметь определять состав действий | Игровые задания, с. 46–48 |
17 | Повторение пройденного | Творческая | Задания по выбору | Групповая | Уметь определять состав действий | С. 49–52 |
18 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Цель: развитие умений различать множества и подмножества | Продуктивная | Проблемные задания | Парная | Уметь различать множества и подмножества | Уметь составлять множества | Работа с таблицами | Часть 2, с. 3–5, таблицы фигур |
19 | Истинность высказывания | Продуктивная | Проблемные задания | Групповая | Уметь различать истинность и ложность высказывания | Работа по таблице | С. 6–7, таблицы с высказываниями |
20 | Описание отношения между объектами с помощью графа. Цель: знакомство с понятиями: граф, вершины и ребра графа; развитие умений составлять пути в графах | Продуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь владеть понятиями: граф, вершины и ребра графа | Уметь описывать отношения между объектами с помощью графа | Работа по таблице | С. 8–10, таблицы |
21 | Пути в графах | Продуктивная | Разноуровневые задания | Парная | Уметь составлять пути | Уметь самостоятельно составлять пути в графах | Работа по построению графов | С. 12–14, графы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
22 | Высказывания со словами «не», «или» и выделение подграфов | Продуктивная | Разноуровневые задания | Групповая | Уметь составлять пути в графах, выделять подграфы | Работа по построению графов | С. 15–16 |
23 | Правило «если, то» | Продуктивная | Проблемные задания | Коллективная | Уметь различать понятия: высказывание, вывод, условие | Уметь записывать пропущенные правила на схеме | Работа со схемами | С. 17–18, схемы |
24 | Схема рассуждений | Продуктивная | Составление схем | Коллективная | Уметь описывать пути | Уметь делать выводы | Работа со схемами | Схемы |
25– 26 | Подготовка и проведение контрольной работы | Продуктивная | Задания по выбору | Коллективная | Уметь составлять множество, рисовать ребра графов, описывать пути | Уметь самостоятельно составлять пути в графах | Работа со схемами, таблицами | Карточки с текстом контрольной работы |
27– 28 | Повторение пройденного | Продуктивная | Разноуровневые задания | Индивидуальная | Уметь рисовать ребра графов, описывать пути | Работа со схемами | С. 30–32, схемы |
29 | Составление части объектов. Объекты с необычным составом. Цель: развитие умений составлять алгоритм обратного действия, схемы состава предметов | Продуктивная | Задания по выбору | Групповая | Уметь составлять схемы состава предметов | Знать необычный состав предметов | Работа со схемами | С. 33, 37; рисунки в учебнике |
30 | Действия объектов | Продуктивная | Практикум | Парная | Уметь сопоставлять состав и действие предмета | Работа над заполнением таблиц | С. 34–36, таблицы |
31 | Признаки объектов | Продуктивная | Составление таблиц | Групповая | Уметь находить отличительные признаки предметов | Работа с таблицами | С. 3 8–40, герои сказок, таблицы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
32 | Объекты, выполняющие обратные действия | Продуктивная | Алгоритм, беседа | Коллективная | Уметь составлять алгоритм обратного действия | Работа над составлением обратного алгоритма | Алгоритм, |
.33 | Подготовка к контрольной работе | Продуктивная | Составление таблиц | Коллективная | Уметь находить отличительные признаки предметов | Работа с таблицами | С. 47–50, таблицы |
34 | Контрольная работа по теме «Действия и признаки объектов» | Продуктивная | Задания по выбору | Индивидуальная | Уметь составлять алгоритм обратного действия, сопоставлять состав и действие предмета | Работа над составлением обратного алгоритма | Карточки с текстом контрольной работы |
35 | Повторение пройденного | Продуктивная | Задания по выбору | Групповая | Уметь составлять алгоритм | Работа с таблицами, алгоритмами | С. 54–56, таблицы, алгоритмы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование с пояснительной запиской по математике
Н.Б.Истомина, 136 часов...
Планирование с пояснительной запиской по математике
Н.Б.Истомина, 136 часов...
Планирование с пояснительной запиской по окружающему миру
А.А. Плешаков...
Планирование с пояснительной запиской по русскому языку
А.В. Полякова...
Планирование с пояснительной запиской по технологии
Проснякова Т. Н. ...
Планирование с пояснительной запиской по ИЗО
Л.А. Неменская...
Тематическое планирование и пояснительные записки по ФГОСам 2, 3 классы по программе Б.М. Неменского
Изучение курса изобразительного искусства рассчитана на 34 часа в год (при 1 ч. в неделю) В работе представлена структурированнная пояснительная записка с целями и задачами курса, распределением часов...