Урок ИЗО в 4 классе "Дерево"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Дерево. Рисунок по представлению" способствует развитию экологического воспитания и мышления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_v_4_kl._derevo.doc | 55 КБ |
urok_izo_v_4_kl._derevo.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
БОЛЬШЕАТНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА КОНСПЕКТ открытого урока изобразительного искусства на тему «Дерево. Рисунок по представлению» в 4А классе. Учительница: Валиуллина Л.Р. Атня-2006 |
Тема. Дерево.
Цели: 1. Формировать навыки определения линий, формы, цветовых оттенков, закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке.
2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
3. Способствовать развитию экологического мышления и поведения.
Оборудование: для учителя – листья разных деревьев (клён, берёза, дуб, липа, рябина и др.), фотографии деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт», детские рисунки, иллюстративный альбом «Рисование»;
для учащихся – раздаточный материал: силуэты и рисунки деревьев, акварель, альбомные листы, палитра, наборы кистей, баночки.
Материал: А.Пистунова. Родник в лесу. Повесть о художнике И.И.Шишкине.- М.: Детская литература, 1987.
И.И.Шишкин – М.:Искусство,1971.
Зрительный ряд: И.Левитан «Золотая осень», «Берёзовая роща»;
А.Куинджи «Берёзовая роща»;
И.Шишкин «Лес зимой», «Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «Осень», «Корабельная роща» и др.;
пейзажи Н Ромадина;
А.Саврасов «Грачи прилетели»;
И.Грабарь «Февральская лазурь»;
К. Юон «Майское утро» и др.
Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года».
Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень»,
загадки о деревьях,
А.С.Пушкин «Анчар»,
И.Токмакова «Яблонька», «Ели».
Вид урока: рисование по представлению реальных объектов – деревьев.
Технология: развивающего обучения.
Методы: эвристическая беседа, изобразительная викторина, анализ, сравнение, обобщение.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Приветствие.
- Проверка рабочих мест.
- Актуализация знаний.
- Загадка:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Сообщение темы урока.
- Загадки о деревьях:
Ствол белеет, Что же это за девица?
Шапка зеленеет. Не швея, не мастерица.
Стоит в белой одёжке. Ничего сама не шьёт,
Свесив серёжки. (Берёза) А в иголках круглый год. (Ель, сосна)
Я из крошки-бочки вылез, Весной зеленела,
Корешки пустил и вырос, Летом загорела,
Стал высок я и могуч, Красные кораллы
Не боюсь ни гроз, ни туч. Осенью надела. (Рябина)
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Череп – п + муха = ? (Черёмуха)
Какое дерево летом пускает пух? (Тополь)
Развешиваются фотографии деревьев.
- Постановка учебной задачи.
- Зачем нужны деревья?
Прослушиваются версии учащихся. (Деревья очищают воздух. Деревья – дом для животных и птиц. Деревья красивы.)
Беседа о красоте осенних деревьев.
Для наглядности обращается внимание детей на деревья, видимые из окна класса.
Викторина «Знаешь ли ты?»:
- В какой цвет красит осень деревья и кустарники?
Берёзу? (жёлтый), липу? (коричневый), рябину, калину, осину, черёмуху? (красный), клён? (оранжевый) и т.д.
Какие деревья и кустарники остаются зелёными? (Ели, сосны, сирень)
- Какое дерево самое высокое в мире? (Секвойя)
- Какое дерево самое низкое? (Карликовая берёза)
- Из какого дерева делают спички? (Осина)
- Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёза)
- Какое дерево называют плакучим? (Ива)
- Из какого дерева плетут корзины? (Ива)
- Усвоение новых знаний.
- Слово учителя.
- Ребята, красоту нашей природы и разнообразие деревьев нашего края воспевали писатели, поэты, музыканты, художники. Но каждый делал это по-своему. Давайте послушаем рассказ Г.Скребицкого «Художник-осень»,
стихи А.С.Пушкина «Анчар», И. Токмаковой «Яблонька», «Ели» в чтении одноклассников.
Художники деревья пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Посмотрите на репродукции картин известных художников, где изображены деревья.
Учитель знакомит детей с работами классиков пейзажной живописи: (русских, татарских), а также - местных самодеятельных художников, чьи картины висят в классе.
- Ребята, самым замечательным мастером в изображении деревьев родного края был великий русский художник, наш земляк И.И.Шишкин. Учитель показывает портрет И.И.Шишкина.
Он родился и вырос в Елабуге. Город Елабугу окружают леса. С детства будущий художник очень любил гулять в сосновом бору. Каждая прогулка по лесу заканчивалась рисунком. А когда 9 летний Иван начал учиться в Казанской гимназии, любимым уроком его было рисование. В Москве, где учился Шишкин в училище на художника, истинными его друзьями были деревья. Даже во время учёбы в Петербурге, в Академии художеств, Шишкин часто приезжал в Елабугу к своим величественным соснам, разговаривал с ними, рисовал их, очень любил родную природу. Он писал, что живопись – это живая беседа души с природой. Давайте послушаем беседу художника с деревьями.
Знакомство с живописью И.И.Шишкина через его картины.
- Практическая работа по таблице.
- Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся нарисовать своё любимое дерево. В этом нам поможет поэтапная таблица.
1 этап.
На первом этапе рисования схематически передадим облик дерева: наметим его высоту, положение ствола и массу кроны.
Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.
2 этап.
На втором этапе рисуем силуэт дерева, то есть форму ветвей. Покажем толщину ствола от основания дерева к его вершине, нарисуем крупные ветви, отмечая их длину и направление движения. Затем выделим в кроне линиями форму всей массы листвы крупных ветвей.
3 этап.
На третьем этапе рисуем индивидуальные особенности в строении дерева: прорисовываем мелкие ветки, моделируем объёмную форму штрихами.
VI.Самостоятельная работа с акварелью.
При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками деревьев. На доску вывешивается образец рисунка дерева.
С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года»
- Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании дерева: холодным или тёплым?
(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный ).
- Итоги урока.
- Выставка рисунков.
- Анализ рисунков.
- Выставление оценок.
- Уборка рабочих мест.
- Домашнее задание: вести наблюдения за осенними деревьями.
- Спасибо за урок!
Г.Скребицкий. Художник-осень.
Художник-осень покрыла берёзы и клёны лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжёлый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
А.С.Пушкин. Анчар. ( Отрывки)
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
И зверь нейдёт: лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит…
И.Токмакова. Яблонька.
Маленькая яблонька Я надела платьице
У меня в саду, С белою каймой.
Белая-пребелая Маленькая яблонька
Вся стоит в цвету. Подружись со мной.
И.Токмакова. Ели.
Ели на опушке – А внучата-ёлочки,
До небес макушки – Тонкие иголочки -
Слушают, молчат, У лесных ворот
Смотрят на внучат. Водят хоровод.
Предварительный просмотр:
БОЛЬШЕАТНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА КОНСПЕКТ открытого урока изобразительного искусства на тему «Дерево. Рисунок по представлению» в 4А классе. Учительница: Валиуллина Л.Р. Атня-2006 |
Тема. Дерево.
Цели: 1. Формировать навыки определения линий, формы, цветовых оттенков, закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке.
2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
3. Способствовать развитию экологического мышления и поведения.
Оборудование: для учителя – листья разных деревьев (клён, берёза, дуб, липа, рябина и др.), фотографии деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт», детские рисунки, иллюстративный альбом «Рисование»;
для учащихся – раздаточный материал: силуэты и рисунки деревьев, акварель, альбомные листы, палитра, наборы кистей, баночки.
Материал: А.Пистунова. Родник в лесу. Повесть о художнике И.И.Шишкине.- М.: Детская литература, 1987.
И.И.Шишкин – М.:Искусство,1971.
Зрительный ряд: И.Левитан «Золотая осень», «Берёзовая роща»;
А.Куинджи «Берёзовая роща»;
И.Шишкин «Лес зимой», «Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «Осень», «Корабельная роща» и др.;
пейзажи Н Ромадина;
А.Саврасов «Грачи прилетели»;
И.Грабарь «Февральская лазурь»;
К. Юон «Майское утро» и др.
Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года».
Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень»,
загадки о деревьях,
А.С.Пушкин «Анчар»,
И.Токмакова «Яблонька», «Ели».
Вид урока: рисование по представлению реальных объектов – деревьев.
Технология: развивающего обучения.
Методы: эвристическая беседа, изобразительная викторина, анализ, сравнение, обобщение.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Приветствие.
- Проверка рабочих мест.
- Актуализация знаний.
- Загадка:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Сообщение темы урока.
- Загадки о деревьях:
Ствол белеет, Что же это за девица?
Шапка зеленеет. Не швея, не мастерица.
Стоит в белой одёжке. Ничего сама не шьёт,
Свесив серёжки. (Берёза) А в иголках круглый год. (Ель, сосна)
Я из крошки-бочки вылез, Весной зеленела,
Корешки пустил и вырос, Летом загорела,
Стал высок я и могуч, Красные кораллы
Не боюсь ни гроз, ни туч. Осенью надела. (Рябина)
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Череп – п + муха = ? (Черёмуха)
Какое дерево летом пускает пух? (Тополь)
Развешиваются фотографии деревьев.
- Постановка учебной задачи.
- Зачем нужны деревья?
Прослушиваются версии учащихся. (Деревья очищают воздух. Деревья – дом для животных и птиц. Деревья красивы.)
Беседа о красоте осенних деревьев.
Для наглядности обращается внимание детей на деревья, видимые из окна класса.
Викторина «Знаешь ли ты?»:
- В какой цвет красит осень деревья и кустарники?
Берёзу? (жёлтый), липу? (коричневый), рябину, калину, осину, черёмуху? (красный), клён? (оранжевый) и т.д.
Какие деревья и кустарники остаются зелёными? (Ели, сосны, сирень)
- Какое дерево самое высокое в мире? (Секвойя)
- Какое дерево самое низкое? (Карликовая берёза)
- Из какого дерева делают спички? (Осина)
- Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёза)
- Какое дерево называют плакучим? (Ива)
- Из какого дерева плетут корзины? (Ива)
- Усвоение новых знаний.
- Слово учителя.
- Ребята, красоту нашей природы и разнообразие деревьев нашего края воспевали писатели, поэты, музыканты, художники. Но каждый делал это по-своему. Давайте послушаем рассказ Г.Скребицкого «Художник-осень»,
стихи А.С.Пушкина «Анчар», И. Токмаковой «Яблонька», «Ели» в чтении одноклассников.
Художники деревья пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Посмотрите на репродукции картин известных художников, где изображены деревья.
Учитель знакомит детей с работами классиков пейзажной живописи: (русских, татарских), а также - местных самодеятельных художников, чьи картины висят в классе.
- Ребята, самым замечательным мастером в изображении деревьев родного края был великий русский художник, наш земляк И.И.Шишкин. Учитель показывает портрет И.И.Шишкина.
Он родился и вырос в Елабуге. Город Елабугу окружают леса. С детства будущий художник очень любил гулять в сосновом бору. Каждая прогулка по лесу заканчивалась рисунком. А когда 9 летний Иван начал учиться в Казанской гимназии, любимым уроком его было рисование. В Москве, где учился Шишкин в училище на художника, истинными его друзьями были деревья. Даже во время учёбы в Петербурге, в Академии художеств, Шишкин часто приезжал в Елабугу к своим величественным соснам, разговаривал с ними, рисовал их, очень любил родную природу. Он писал, что живопись – это живая беседа души с природой. Давайте послушаем беседу художника с деревьями.
Знакомство с живописью И.И.Шишкина через его картины.
- Практическая работа по таблице.
- Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся нарисовать своё любимое дерево. В этом нам поможет поэтапная таблица.
1 этап.
На первом этапе рисования схематически передадим облик дерева: наметим его высоту, положение ствола и массу кроны.
Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.
2 этап.
На втором этапе рисуем силуэт дерева, то есть форму ветвей. Покажем толщину ствола от основания дерева к его вершине, нарисуем крупные ветви, отмечая их длину и направление движения. Затем выделим в кроне линиями форму всей массы листвы крупных ветвей.
3 этап.
На третьем этапе рисуем индивидуальные особенности в строении дерева: прорисовываем мелкие ветки, моделируем объёмную форму штрихами.
VI.Самостоятельная работа с акварелью.
При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками деревьев. На доску вывешивается образец рисунка дерева.
С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года»
- Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании дерева: холодным или тёплым?
(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный ).
- Итоги урока.
- Выставка рисунков.
- Анализ рисунков.
- Выставление оценок.
- Уборка рабочих мест.
- Домашнее задание: вести наблюдения за осенними деревьями.
- Спасибо за урок!
Г.Скребицкий. Художник-осень.
Художник-осень покрыла берёзы и клёны лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжёлый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
А.С.Пушкин. Анчар. ( Отрывки)
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
И зверь нейдёт: лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит…
И.Токмакова. Яблонька.
Маленькая яблонька Я надела платьице
У меня в саду, С белою каймой.
Белая-пребелая Маленькая яблонька
Вся стоит в цвету. Подружись со мной.
И.Токмакова. Ели.
Ели на опушке – А внучата-ёлочки,
До небес макушки – Тонкие иголочки -
Слушают, молчат, У лесных ворот
Смотрят на внучат. Водят хоровод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...