Рабочая программа по Изобразительному икусству 1 класс УМК "Школа 2000"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Фахриева Елена Леонидовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и планирование. Составлена с учетом ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitel_zapis_po_izo.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство.

1 класс.

    -рабочая программа составлена на основе образовательной программы

«Изобразительное искусство» (для четырехлетней начальной школы) Р О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская рекомендовано Министерством образования и науки РФ в рамках образовательной системы «Школа 2100»

- в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом 2009г. (ПРИКАЗ № .373 Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, per. №  17785).

-учебный план МБОУ «СОШ№1» г. Мамадыш на 2011-2012 учебный год.

I. Пояснительная записка

Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа адресована учащимся 1–4-го классов. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по ИЗО деятельности.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

Цель определяет следующие задачи:

– расширение художественно-эстетического кругозора;

– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

– освоение простейших технологий дизайна и оформления;

– воспитание зрительской культуры.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

II. Учебно-тематический план.

Количество часов: 33 часа

Всего  часов в неделю:  1 час

III.Содержание программы.

1-й класс

Цвет и форма (32 часа)

I. Основные художественно-эстетические понятия.

Эстетическое в действительности и в искусстве.

Эстетический идеал в искусстве разных народов.

Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества.

Сюжет.

Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.

II. Основы композиции.

1. Мера – соотношение части и целого.

2. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.

3. Гармония в жизни и искусстве.

4. Соотношение частей.

III. Из истории развития искусства.

Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость.

                    Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах про-граммы); уметь обосновывать свое эстетически-художественное мышление.

Понятия:

1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Содержание программы.

1. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале.

Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш, уголь, сангина, тушь, мелки, пастель и техникой работы с ними.

Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера.

2. Организация рабочего места при работе с художественными материалами.

3. Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приемы работы кистью, карандашом, фломастером.

4. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей.

Изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, составлять модели из 2–3-х частей разной формы.

5. Компоненты изобразительной деятельности:

– изготовление и подготовка к работе палитры;

– способы разведения и смешивания красок;

– нанесение точек, линий, мазков;

– выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков;

– передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета;

– работа по мокрому листу;

– штриховка (не выходя за контур, по контуру, изображая пушистую фактуру.)

6. Знакомство с творчеством живописцев и скульпторов (И. Шишкин, К. Брюллов, А. Венецианов, В. Мухина).

Виды работ

Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.).

Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, шриховка) карандашом.

Знакомство с орнаментами.

Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, работа «клячкой», растушевка).

Декорирование интерьера.

Работа пастелью (нанесение, втирание).

Знакомство с сангиной. Гризайль.

Первобытная живопись.

Работа с гуашью (смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно).

Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение).

Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью).

Знакомство с городским пейзажем.

Передача представлений о величине предметов, об их строении.

Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник).

Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи.

Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа).

Мозаика. Работа локальными мазками.

Бумагопластика.

Создание портфолио.

   

 IV. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются

познавательными и коммуникативными учебными действиями, а

также межпредметными связями с технологией, музыкой, литерату-

рой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятель-

ность неразрывно связана с эстетическим видением действительно-

сти, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический кон-

текст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса

«Изобразительное искусство» является формирование перечислен-

ных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо-

циональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех-

нологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориен-

тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на

уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного

искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно-

ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель-

но выполнять творческие задания.

11

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне

одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в

школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните-

ля, критика).

1-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• понимать, в чём состоит работа художника и какие качества

нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

• понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер,

детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, сим-

метрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, гори-

зонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

• знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и

уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые

и холодные цвета;

• знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический

орнамент;

• учиться описывать живописные произведения с использованием

уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искус-

ства:

• учиться чувствовать образный характер различных видов

линий;

• учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь

рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными

художниками.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра-

зительной деятельности. Владение простейшими навыками:

рисунка;

аппликации;

построения геометрического орнамента;

техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки,

изделия мастеров Хохломы и Гжели).

12

5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и гра-

фики:

композиция, рисунок, цвет для живописи;

композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графи-

ки.

6. Иметь представление об искусстве Древнего мира.

V. календарно-тематическое  планирование по изобразительному искусству 1 класс.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

Факти

чески

1.

Знакомство с красками природы. Экскурсия

1

06.09.

2.

Рисуем цветными карандашами. «Дружные соседи»  с.2-3

1

13.09.

3.

Рисуем животных. «Городок» с.4-5

Урок-игра.

1

20.09

4.

 Знакомство с основами цветоведения.  «Загадочный фазан» с.6-7

1

27.09.

5.

 «Чудо-дерево» Экскурсия в парк.

1

04.10.

6.

Изучаем линии. «Коврик» с.10-11

1

11.10.

7.

Работа с линиями. «Солнечный денёк» с.12-13. Урок -игра

1

18.10.

8.

Работа с линиями. «Любимая игрушка» с.14-15

1

25.10.

9.

Экскурсия в парк. «Осенние листья»

1

01.11.

10.

Понятие о симметрии. Рисование листьев.

«Осень» с.16-17

1

15.11.

11.

Понятие «орнамент». «Осенний букет» с.18-19

1

22.11.

12.

Знакомство с графикой. «Зимний лес»

С.28-29

1

29.11.

13.

Декоративное панно «С Новым годом»

 с.30-31

1

06.12.

14.

Декоративная открытка. «Новогодняя елка» с.32-33

1

13.12.

15.

Понятие «тон». Часть и целое «Морозные узоры» с.34-35

1

20.12.

16.

Знакомство с гуашью. «Разноцветные узоры» с.20-21

1

27.12.

17.

Построение разных по композиции орнаментов. «Орнамент».с.22-23

1

17.01.

18.

Смешивание краски. Натюрморт «Фрукты на тарелочке» с.24-25

1

24.01.

19.

Взаимодействие цветов. «Плоды на столе» с.26-27

1

31.01.

20.

 Учимся работать с акварелью. «Чудесная радуга» с.36-37

1

07.02.

21.

Свойства акварельных красок. «Витраж»

 с. 38-39

1

21.02.

22.

Насыщенность цвета. «Рыбка в море»

 с.40-41

1

28.02.

23.

Рисуем кистью. «Наши друзья» с.42-43

1

06.03.

24.

Открытка в технике акварели. «Букет»

с.44-45

1

13.03

25.

Открытка-поздравление. «Праздничный салют» с.46-47

1

20.03.

26.

Элементы объема в технике аппликации.

«С Днём 8 Марта» с.48-49

1

03.04.

27.

Смешанная техника. «Рисунок на скале» с.50-51

1

10.04.

28.

 Человеческие фигурки. «Рисунок на скале.»  с.52-53

1

17.04.

29.

Человеческие фигурки. «Мой рисунок на скале»

1

24.04.

30.

Декоративная открытка в смешанной технике. Праздники мая.

1

08.05.

31.

Рисуем гуашью. Скоро лето!

1

15.05

32.

 Мир изобразительного искусства.

1

22.05

33.

Экскурсия. Искусство природы.

1

25.05

VI. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной):
-рабочие тетради «Разноцветный мир», 1–4-й классы (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс ОС школа 2000 Л.Г.Петерсон

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основепрограммы Образовательной системы «Школа 2000», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

УМК "Планета знаний". Рабочая программа по изобразительному искусству2 класс.

УМК «Планета знаний» «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»2 класс автор Н.М. СокольниковаПояснительная запискаПрограмма по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственног...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа 2000..."

Рабочая  программа 2 класс по программе  "Школа 2000..."Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по математике 3 класс "Школа 2000..."

Рабочая программа по математике ( 5 часов в неделю) для 3 класса по  "Школа 2000...", автор Л.Г.Петерсон на 2015 - 2016 учебный год...

Рабочая программа по изобразительному искусству1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа 2000..."

Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике и...

адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...