УМК "Планета знаний". Рабочая программа по изобразительному искусству2 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
УМК «Планета знаний» «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2 класс автор Н.М. Сокольникова
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
— приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
—освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном
окружении ребёнка;
—воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
—эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
—ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
—арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
—информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников
и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
—сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
—сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
—ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
—сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
—сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
—обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
—обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
—обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
— обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
— развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и
дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений,овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка. Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.
Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне. Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа. Изучение народного искусства учащимися включает:
знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной
школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина). Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных
композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля. Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля. На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети
нравственно совершенствуются, духовно обогащаются. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций,
создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так
и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна. Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).
Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически с 1 по 4 класс, в процессе упражнений и творческих заданий.
На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета», специально составленной нами для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный
и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания. Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства. Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний (страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. Арт-терапия делает акцент на свободном самовыражении ребёнка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно), для того чтобы помочь учащемуся устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребёнка.
На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.
Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Основные разделы программы
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.
Раздел «Мир изобразительного искусства» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процессе бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно-нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства. Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся постепенно учатся владеть терминологией, выражать своё отношение к цветовому решению, различать тёплые и холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при анализе произведений и в обучении ребёнка различным видам художественного творчества. Происходит формирование у детей восприятия цвета и формы как учебного материала. Учащиеся осознают, что с помощью этих средств можно передать своё настроение, нарисовать портрет и пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.
Особенности художественно-образного решения и композиции станковых живописи, графики и скульптуры, характерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах в процессе бесед об изобразительном искусстве, которые в 1—3 классах органично входят в структуру урока, а в 4-ом классе могут проводиться в течение всего урока и иметь самостоятельное значение. В соответствии с учебными задачами, обозначенными для
каждого класса, учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут использоваться для бесед на уроке. С 1 по 4 класс осуществляется систематическое изучение основ художественного языка (точка, линия, пятно, цвет, светотень, ритм, композиция, форма, пропорции, контраст и нюанс, силуэт и др.). При этом рассматривается специфика языка каждого из пластических искусств. Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способам передачи пространства на плоскости, основам цветоведения. С 1 класса проводится начальный анализ конструктивно-аналитического строения животных, фигуры человека и других природных форм. Во 2 классе начинается изучение воздушной перспективы, в 3–4 классах учащиеся знакомятся с особенностями линейной перспективы и светотени. Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся. В 1–2 классах учащиеся получают начальные сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приёмах выполнения рисунков, выразительных
особенностях художественных материалов. В 3–4 классах полученные знания систематизируются. В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков. Раздел «Мир изобразительного искусства» знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно-композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части. Дети учатся правильно выбирать формат рисунка, создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, изображать главное и второстепенное.
Раздел программы «Мир народного искусства» систематически изучается с 1 по 4 классы. Учащиеся знакомятся с ведущими традиционными народными художественными
промыслами и осваивают основные принципы народного искусства — повтор, вариацию и импровизацию.
В 1–4 классах изучаются традиционные народные промыслы (Дымка, Каргополь, Филимоново, Городец, Жостово, Гжель, Скопин, Хохлома, Полхов-Майдан, Сергиев Посад, Семёнов, Мезень, Северная Двина и др.). Особое внимание обращается на изучение многообразия народной
глиняной и деревянной игрушки и способов её изготовления, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства. В качестве практических заданий предлагается расписать дымковскими, филимоновскими и каргапольскими узорами силуэты игрушек и посуды, выполнить вариации и импровизации по мотивам народной росписи. Возможна лепка народных игрушек и посуды и их
роспись народными узорами. Очень важно, чтобы знакомство с художественными промыслами России помогло детям научиться ценить красоту и усвоить нравственно-духовные ценности народного искусства. Творчество каждого народного мастера неповторимо, его изучение имеет важное воспитательное значение. Важно, чтобы ребенок усвоил, что постичь красоту народного
искусства — значит понять душу народа.
В разделе программы «Мир народного и декоративного искусства» дети изучают традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнаментов — ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг), основные виды орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный). Знакомство с декоративным искусством, его видами
(художественные стекло, керамика, камень, металл, ткачество, кожа и др.) осуществляется с 1 по 4 классы. Учащиеся на доступном уровне осваивают такие техники, как витраж, мозаика, гобелен, лоскутное шитьё и др. В каждом классе изучают «Азбуку декора». Дети осваивают различные способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на различных формах. Учащиеся 1–4 классов изучают и создают орнаментальные и сюжетные, плоскостные и объёмные композиции, эскизы оформления ковров, платков, посуды, украшают декором изделия. Богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы используется для стилизации. Овладевая приёмами декорирования поверхности, художественной обработки ткани, кожи, меха, войлока, пластика, природных и других материалов, имитируя технологии мозаики, витража, гобелена, батика, младшие школьники учатся находить характерные особенности видового образа, осваивать выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий художников декоративно-прикладного искусства.
Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна» предполагает работу с чертежами, эскизами, графическими знаками, овладение приёмами комбинаторики и эвристики, элементарное проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля. Обучение художественному проектированию и конструированию объектов архитектуры и дизайна осуществляется на доступном младшим школьникам уровне во взаимодействии с освоением художественного языка как средства выражения проектной идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на изучение основ цветоведения: свойств цвета и осознании его прикладных возможностей в формировании предметной среды. В процессе изучения основ архитектуры и дизайна младшие школьники осваивают особенности формообразования. Задания по созданию объёмно-пространственных композиций, упражнения с двухмерным и трёхмерным пространством закрепляют знание и понимание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины пространства, движения и др. Изучение основ дизайна включает в себя задания по графическому дизайну, проектированию и моделированию предметов быта (мебель, посуда, светильники, бытовые приборы и др.), транспорта, роботов и др. Эти задания направлены на обучение школьников умению определять конструктивные качества различных объектов, познавать закономерности создания образных знаков и геометрических структур, а также видеть эти формы в природной и предметной среде. Учащиеся выполняют эскизы, проектирование и макетирование зданий, башен, мостов и других архитектурных сооружений.
Дети успешно справляются с задачей по созданию художественного образа, выполняя плоские, рельефные, объёмные и пространственно-глубинные композиции, которые могут быть использованы для оформления интерьера. В архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся особое внимание следует обращать на использование в работах разнообразных средств художественной выразительности, материалов и техник. Обучение школьников первичным знаниям по архитектуре и дизайну направлено на достижение эффекта ощущения формы как одного из важнейших компонентов проектного мышления, умение находить единые принципы строения различных форм. Своеобразие подхода к обучению архитектуре и дизайну в общеобразовательных учреждениях состоит в использовании системы упражнений и заданий, главная особенность которых — эксперимент с формой и материалом, моделирование предметной среды на основе единства функции и формы как основных принципов гармонии. Учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и моделированию объектов архитектуры и дизайна на основе животных, растительных, геометрических и любых причудливых форм. Программа предусматривает широкое использование архитектурно-дизайнерской деятельности (конструирования с элементами художественного проектирования). Школьники на конкретных примерах осваивают взаимосвязь пользы, прочности и красоты.
Формообразующие ориентиры, задаваемые детям при конструировании, должны иметь, прежде всего, эстетический характер. Этим будет достигаться развитие в конструкторской деятельности творческого воображения. Лишь на этой почве ориентация детей на утилитарно-технические
параметры конструирования приведет к формированию полноценных предпосылок дизайнерских умений и навыков. Наоборот, излишняя «технизация» конструирования может дать обратный эффект. Введение прямых и обратных задач в архитектурно-дизайнерскую деятельность ребёнка создает основу для формирования у него обобщённых способов конструирования.
Формирование этих способов составляет одно из ведущих направлений обучения творческому конструированию. Особое внимание уделяется обучению детей умению моделировать целостнообразующие звенья в виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей). Во 2 классе на элементарном уровне учащиеся знакомятся с бионикой — дети учатся узнавать природные формы, принципы конструкции, лежащие в основе различных технических средств и архитектурных сооружений. Учащиеся выполняют доступные проекты и модели подобных объектов (самолёт, кораблик, светильник, чайник, башня, дом и др.).
* * *
В инвариантной (основной) части программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 1 ч в неделю. Все задания носят или относительно длительный характер (1–2 ч) или кратковременный, быстрый — упражнения, наброски и зарисовки (5–15 мин). Творчески активные дети могут за
один урок выполнить не одну, а две работы. Они могут помочь одноклассникам. Учебные задания и проверочные работы чередуются в зависимости от педагогических задач.
Беседы об изобразительном искусстве, народном и декоративном искусстве, архитектуре и дизайне, как правило, проводятся в начале каждого урока (10–15 мин). Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в
художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям. Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и
искусственные материалы, отделка готовых изделий.
Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству, включающей разнообразную проектную деятельность.
Темы «Знай и люби изобразительное искусство», «Народное и декоративное искусство», «Дизайн» ориентируют на посещение выставочных залов, музеев, библиотек, просмотр специальных телепередач и видеофильмов, специальной литературы, пользование Интернетом. Таким образом, учащиеся получают возможность расширить свои представления об искусстве, вести поиск информации в расширенной образовательной среде, выбирать проект в соответствии
со своими интересами или предложить свой. Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по одной из изучаемых тем с использованием репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года). Создание школьного музея изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, архитектуры и дизайна может быть одной из форм совместной проектной деятельности учащихся, учителя и родителей.
Ряд проектов предполагает проведение внеклассных интегрированных музыкально-театрально-изобразительных занятий. Это — игра-импровизация «Цвет и звук», «Новогодний карнавал сказочных героев», «Путешествие на воздушном шаре», «В гостях у сказки», «Ярмарка изделий
народных мастеров» и др. Однако при подготовке таких мероприятий необходимо помнить, что дети должны занимать позицию активных участников, а не пассивных исполнителей. Необходимо создать пространство, в котором учащиеся могли бы реализовывать свои собственные замыслы, разворачивать реальную самостоятельную деятельность. В проектах активное участие могут принимать родители. Посещения различных выставок художественного и дизайнерского направления центров и музеев народного творчества и проектная деятельность, выполняемая в процессе внеклассной работы, дополняют уроки и помогают наиболее полному пониманию цели обучения изобразительному, народному, декоративно-прикладному искусству
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями..
2 класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
Основные задачи обучения и развития:
—продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);
—освоение живописных приёмов (по сырому, лессировка, раздельный мазок и др.);
—освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями);
—продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению
различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски;
—продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
—продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);
—освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);
—продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);
—продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
—продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;
—продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоциональноценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
· составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
· использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и
техники (по сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
· учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь,
графитный карандаш) и техники (по сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
· выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
· выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
· подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная рабочая программа по искусству (изобразительное искусство)
УМК «Планета знаний» 2 класс автор Н.М. Сокольникова
I четверть
№ | Дата | Темы урока Стр. учебника | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД (универсальные учебные действия) | Личностные результаты | ||||||||||||||
1 | 08.09 | Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. Стр. 3-15 | Проблема: Что такое живопись как вид изобразительного искусства? Цели: Ознакомление с живописью как видом изобразительного искусства. Изучение особенностей материалов и инструментов для живописи | Художественные музеи страны. Работа художников-живописцев. | Научиться выполнять ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. | Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Использование разнообразных приёмов работы акварелью Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. | Проявление познавательных интересов в данной области. | ||||||||||
2 | 15.09 | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Стр. 16-21 | Проблема: Как отразить в рисунке основное содержание сказки? Цели: Обучение выполнению иллюстраций к сказкам. Развитие интереса и любви детей к творчеству ведущих художников книги. Развитие творческого воображения и эмоциональности учащихся. | Раздельный мазок. Вливание цвета в цвет. Ю. Васнецов, Е. Рачёв, В. Конашевич | Научится выбирать размер изображения в листе в зависимости от замысла рисунка. Выражать эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства. Участвовать в игре «Расскажи сказку». Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы. | Регулятивные: Понимать цель выполняемых действий Познавательные: Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы. Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства | ||||||||||
3 | 22.09 | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» (продолжение работы). Стр. 18-21 | Проблема: Как работать гуашью? Цели: Формировать умение подбирать цветовые оттенки, подходящие для грустного и весёлого настроения героя с помощью гуашевых красок. | Последовательное нанесение слоёв краски. Использование разнообразных приёмов работы кистью. | Научится живописи гуашевыми красками. | Регулятивные: Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке Познавательные: Выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
4 | 29.09 | Акварель. Тёплый цвет. «Небо на закате». Стр. 22-27, 31. | Проблема: Как работать акварельными красками тёплых цветов? Цели: Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы акварельными красками. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба. Обучение умению рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток | Подбор различных цветовых оттенков основных и составленных цветов в тёплой цветовой гамме с помощью акварели. | Научится рисовать акварелью. Нарисовать несколько этюдов закатного неба. Подобрать тёплые цвета. Использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по сырому», «вливание цвета в цвет» и др.). | Регулятивные: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Познавательные: Сопоставлять замысел и полученный результат работы. Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
5 | 06.10 | Акварель. Холодный цвет. «Облака». «Зимнее окно». Стр. 28-30, 32-33 | Проблема: Как работать акварельными красками холодных цветов. Цели: Развитие цветовосприятия. Воспринимать репродукцию картины К. Васильева «У окна», анализировать средства выразительности. Обучение умению рисовать облака и морозные узоры, выбирать наиболее подходящий приём для их передачи. | Подбор различных цветовых оттенков основных и составленных цветов в холодной цветовой гамме с помощью акварели. | Научится рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча. Восстановить последовательность рисования. Использовать цветовой круг для выбора цветовой гаммы. Вариант: рисовать облака в холодной гамме (акварель). | Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: Формиррование эстетического отношение к миру Коммуникативные: Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение). | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
6 | 13.10 | Школа живописи. «Краски и настроение». Стр. 34-35 | Проблема: Как подбирать цветовые оттенки и сочетания цветов для передачи настроения в живописи. Цели: Совершенствование приёмов работы красками. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выражать различные эмоциональные состояния с помощью цвета. Выделять главную информацию из текста и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов. | Последовательное наложение цветов. | Научится зрительному восприятию различных цветовых оттенков. Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь. Сделать рисунок в подарок другу. | Регулятивные: Понимать цель выполняемых действий Познавательные: Подбирать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь. Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
7 | 20.10 | Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево» Стр. 36-41, 48-49 | Проблема: Как анализировать средства художественной выразительности в произведениях графики? Цели: Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Участвовать в беседе о графике. | штриховки и тонировки в работе графическим карандашом. | Научится рисовать графическим карандашом. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи. Нарисовать ветвистое дерево графическими материалами. | Регулятивные: Осмысленно выбирать материал, приём или технику работы. Познавательные: Изучение особенностей материалов и инструментов для графики Коммуникативные: Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. | Проявление познавательных интересов в данной области. | ||||||||||
8 | 27.10 | Выразительные средства графики. Что может карандаш. «Нарядные ёлочки». Стр. 42-45, 52 | Проблема: Как работать линией и пятном в технике графического карандаша. Как использовать разнообразные приёмы штриховки? Цели: Обучение рисованию цветов в вазе. Продолжение ознакомления с графическими приёмами рисования. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей. | приёмов растяжки и растушёвки | Научится рисовать графическим карандашом. Выполнить задания учебника эстетической оценки окружающего мира. Решать творческую задачу: нарисовать «Нарядные ёлочки», используя разнообразную штриховку | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
II четверть | |||||||||||||||||
№ | Дата | Темы урока Стр. учебника | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||||||||||
1 | 10.11 | Тушь и перо. «Кувшин и яблоко». С. 46–47, 52–53 | Проблема: Как рисовать тушью и пером? Цели: Продолжение ознакомления с графикой как видом изобразительного искусства. Совершенствование умения анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики. Изучение особенностей и приёмов работы тушью и пером. Обучение умению рисовать кувшин и яблоко. | Линия Штрих Тон | Выполнять задания учебника, используя приёмы штриховки пером. Изучать последовательность работы учебника. Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна. | Регулятивные: Понимать цель выполняемых действий Познавательные: Знакомство с графикой как видом изобразительного искусства Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства | ||||||||||
2 | 17.11 | Школа живописи и графики. «Осенний листок», стр. 50-51 | Проблема: Как соединить цвет и линию в рисовании осенней листвы? Цели: Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолжение изучения особенностей и приёмов работы акварелью, гуашью, тушью и пером. Обучение умению рисовать осенние листья. | Тушь Перо | Научится соединять в работе живописную и графическую техники. Решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью | Регулятивные: Преобразовавать практическую задачу в познавательную Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
3 | 24.11 | Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Стр. 54-57 | Проблема: Что такое скульптура как вид изобразительного искусства. Как работает художник-скульптор? Цели: Ознакомление со скульптурой как видом изобразительного искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Изучение особенностей материалов и инструментов для скульптуры. Обучение умению лепить рельеф. | Скульптура | Научится реально оценивать особенности объёмного и рельефного изображения. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Обучение умению лепить рельеф. | Регулятивные: Осмысленно выбирать материал, приём или технику работы Познавательные: Изучение особенностей материалов и инструментов для скульптуры. Коммуникативные: Договариваться и приходить к общему решению | Эстетическое отношение к миру. | ||||||||||
4 | 01.12 | Лепка декоративной чашки. Стр. 58-61 | Проблема: Как и с помощью каких инструментов вылепить декоративную чашу? Цели: Обучение умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративного искусства. Обучение умению лепить разными способами чашу. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики. | Особенности материалов и инструментов для скульптуры | Научиться лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону (глина или пластилин). Передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов. Участвовать в выставке вылепленных работ. | Регулятивные: Осмысленно выбирать материал, приём или технику работы Познавательные: Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
5 | 08.12 | Лепка рельефа «Птички», «Котик» и «Медвежонок». Стр. 62-63 | Проблема: Как вылепить рельеф, соблюдая заданные пропорции? Цели: Обучение умению лепить рельеф. Совершенствование приёмов лепки объёмной формы. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. | Лепка щипковым методом или по шаблону. | Научиться выполнить задания учебника. Лепить рельеф птички. Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ. Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов. | Регулятивные: Понимать цель выполняемых действий Познавательные: Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
6 | 15.12 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Стр. 64-65 | Проблема: Какие виды изобразительного искусства вы знаете? Цели: Проверка знаний о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры. | Какие виды изобразительного искусства | Участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных цветов. Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России. | Регулятивные: Решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам Коммуникативные: Оценивать свои творческие достижения | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
7 | 22.12 | Декоративное искусство вокруг нас. Стр. 70-71 | Проблема: Как использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции? Цели: Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства | тёплые и холодные цвета в декоративной композиции | Умение создавать декоративные композиции | Регулятивные: Решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
III четверть | |||||||||||||||||
№ | Дата | Темы урока Стр. учебника | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||||||||||
1 | 12.01 | Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки С. 72–73 | Проблема: Как декорировать грибы и ёлочки? Цели: Обучение приёмам декоративного рисования. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности эстетически оценивать окружающий мир. | декарирование | Научиться рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке. Узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте. | Регулятивные: Понимать цель выполняемых действий Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства | ||||||||||
2 | 19.01 | Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Стр. 74-77 | Проблема: Что такое декор как вид изобразительного искусства. Как строить линейный орнамент? Цели: Изучение возможностей применения цветовых контрастов в декоре. Изучение закономерностей построения и мотивов линейного орнамента. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру | Подбор нюансных сочетаний цветов в линейном орнаменте. | Научится рисовать линейный орнамент (цветные карандаши). Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам. | Регулятивные: Решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
3 | 26.01 | Монотипия. «Бабочка», «волшебные ладошки». Стр. 78-79 | Проблема: Как выполнить графическую работу в технике монотипии? Цели: Ознакомление с видами декоративных эффектов. Продолжение изучения применения цветовых контрастов в декоре. Обучение технике монотипии. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку | Печать (монотипия) ладонями в технике гуашь. | Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.) | Регулятивные: Выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Внимательное отношение к красоте окружающего мира | ||||||||||
4 | 02.02 | Печать предметами. Печать листьями. Стр. 80-83 | Проблема: Как печатать декоративную композицию листьями и другими предметами? Цели: Обучение умению создавать декоративные композиции. Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. | Печать тканями (марлей, тюлем, бархатом, хлопком). | Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий. Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями). Наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр | Регулятивные: Адекватно оценивать правильность выполнения задания Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
5 | 09.02 | Декоративные эффекты. Рисуем кляксами. Рисование солью. Стр. 84-85 | Проблема: Как рисовать техникой декоративных клякс. Как рисовать солью? Цели: Обучение умению создавать декоративные эффекты. Развитие цветовосприятия. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Развитие творческих способностей. | Подбор цветовых оттенков и фактур в декоративной работе. | Научиться использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции | Регулятивные: Решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
6 | 16.02 | Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Стр. 86-89 | Проблема: Как выполнить коллаж на заданную тему? Цели: Развитие умения создавать коллаж. Совершенствование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. | Составление заданной ассиметричной декоративной композиции. | Выполнить задания по заданной последовательности работы учебника. Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. | Регулятивные: Осмысленно выбирать материал, приём или технику работы Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Внимательное отношение к красоте окружающего мира | ||||||||||
7 | 02.03 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Стр. 90-91 | Проблема: Что такое панно? Цели: Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года». | декоративное панно | Проверка умения выполнять декоративное панно. Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса. | Регулятивные: Понимать цель выполняемых действий Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Проявление познавательных интересов в данной области. | ||||||||||
8 | 16.03 | Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Стр. 94-97 | Проблема: Что такое традиционные народные промыслы Русского Севера? Цели: Знакомство с традиционными народными художественными промыслами русского Севера. Обучение умению выполнять пермогорские узоры. Воспитание любви к русскому народному искусству. | Многоцветье пермогорских узоров. Бордюры и цвета. | Научится отличать промыслы Пермогорья, Борок, Мезень и др Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Расписать бумажную тарелочку пермогорскими орнаментами; нарисовать птицу Сирин (гуашь). Изучить последовательность работы и образцы. | Регулятивные: Решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: Сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям Коммуникативные: Договариваться и приходить к общему решению | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
9 | 23.03 | Пермогорские узоры. Прялки. Стр. 98-101 | Проблема: Как выполнить роспись прялки пермогорскими орнаментами Цели: Знакомство с пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками. Обучение умению выполнять роспись прялок. Совершенствование умения кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Совершить воображаемое путешествие по русскому Северу. Познакомиться с мастерами, которые изготавливают и расписывают прялки. Участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов для современного человека. | Растительный мотив-основа пермогорского орнамента. | Научится выполнять пермогорские узоры Расписать вырезанный силуэт пермогорской или мезенской прялки (гуашь, тушь, перо). | Регулятивные: Адекватно оценивать правильность выполнения задания Познавательные: Сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
IV четверть | |||||||||||||||||
№ | Дата | Темы урока Стр. учебника | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||||||||||
1 | 30.03 | Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Стр. 102-103 | Проблема: Как выполнить мезенский орнамент из оленей и птиц? Цели: Продолжение знакомства с мезенской росписью. Обучение умению выполнять роспись предметов быта. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Повторять линейные орнаменты мезенской росписи | Составные части мезенской росписи – кони, птицы, геометрические и растительные орнаменты. | Научится рисовать элементы мезенской росписи. Изучать способ рисования коней, птиц и Оленей. Дополнительно можно расписать мезенской росписью предметы быта | Регулятивные: Решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: Сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям Коммуникативные: Договариваться и приходить к общему решению | Внимательное отношение к красоте окружающего мира | ||||||||||
2 | 06.04 | Каргопольская игрушка. Полкан. Стр. 104-107 | Проблема: Что такое каргопольская игрушка. Как вылепить и расписать Полкана? Цели: Знакомство с каргопольскими игрушками. Обучение умению выполнять каргопольские узоры. Обучение умению лепить и расписывать каргопольские игрушки. Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек. Сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки | Каргополь: органичная связь формы и орнамента. | Научится расписывать игрушки каргопольскими узорами. | Регулятивные: Выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом Познавательные: Сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
3 | 13.04 | Печенье «Тетёрки». Стр. 108-109 | Проблема: Что такое обрядовое печенье «Тетёрки». Как нарисовать узор печенья?. Цели: Знакомство с обрядовым печеньем тетёрки. Обучение умению лепить тетёрки. Изучение узоров печенья тетёрки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. | «Тетёрка» - лепка из теста круга з трёх обводов, завитых « по солнышку». | Научится повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе (гуашь) по образцам в учебнике. Лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы | Регулятивные: Адекватно оценивать правильность выполнения задания Познавательные: Сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
4 | 20.04 | Архангельская птица счастья. Стр. 110-111 | Проблема: Как изготовить птицу счастья из щепы, из бумаги? Цели: Знакомство со щепной птицей Счастья. Обучение умению изготавливать птицу счастья. Совершенствование навыков конструирования из бумаги. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц | Птица счастья, как элемент поморского ремесла, как сказочный персонаж, амулет. | Научится изготавливать чудо-птицу из бумаги. Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. | Регулятивные: Решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: Сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Внимательное отношение к красоте окружающего мира | ||||||||||
5 | 27.04 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Стр. 112-113 | Проблема: Цели: Проверка развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Участвовать в обзорной театрализованной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». | Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь | Научиться определять произведения традиционных народных художественных промыслов. Проверка владения практическими умениями и навыками. Художественно-творческой деятельности. промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь). Сравнивать их между собой, группировать. Давать оценку изделиям народных промыслов. Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов (по выбору). | Регулятивные: Адекватно оценивать правильность выполнения задания Познавательные: Сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Проявление познавательных интересов в данной области. | ||||||||||
6 | 04.05 | Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Стр. 118-123 | Проблема: Что такое дизайн и архитектура, как вид искусства. Как форма призмы используется в архитектуре? Цели:. Развитие зрительного восприятия и ощущения формы призм. Обучение умению различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие творческой активности, умения планировать работу, эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. | Основы формообразования. Зрительное восприятие и ощущение формы призм. | Научится различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др | Регулятивные: Осмысленно выбирать материал, приём или технику работы Познавательные: Различать формы в объектах дизайна и архитектуры Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
7 | 11.05 | Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Стр. 124-127 | Проблема: Как выполнить выкройку пирамиды. Как сконструировать упаковку «Пирамида»? Цели: Развитие зрительного восприятия и ощущения пирамидальной формы. Обучение умению различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению конструировать игрушки на основе пирамиды. Развитие фантазии и творческого воображения. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. | Зрительное восприятие и ощущение пирамидальной формы. | Научится различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Конструирование игрушек на основе пирамиды. | Регулятивные: Решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: Конструировать объекты дизайна Коммуникативные: Договариваться и приходить к общему решению | Внимательное отношение к красоте окружающего мира | ||||||||||
8 | 25.05 | Конусы. «Петушок». «Весёлая мышка». Стр. 128-131 | Проблема: Как сконструировать конус из листка квадратной формы. Как выполнить выкройку «Петушка» и «Весёлой мышки»? Цели: Развитие зрительного восприятия и различения форм конусов в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения конструировать сувениры на основе конуса. Развитие творческого воображения. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы. | Разнообразие объектов дизайна конической формы. | Научится различать конусы в объектах дизайна и архитектуры Различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры. Выполнить упражнение на ощущение формы конуса. Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка». | Регулятивные: Адекватно оценивать правильность выполнения задания Познавательные: Конструировать объекты дизайна Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Эстетические потребности, ценности и чувства. | ||||||||||
33 | Цилиндры. «Весёлые зверята». «Гусеничка». Стр. 132-135 | Проблема: Как сконструировать из цилиндров разного размера забавных зверят? Цели: Развитие зрительного восприятия и ощущения цилиндрической формы. Обучение умению различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению выполнять декор в технике «аппликация» на кружках цилиндрической формы. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона. Развитие фантазии и творческого воображения. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры цилиндрической формы | Зрительное восприятие и ощущение цилиндрической формы. | Научится различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры. Использовать конструкции из одного-двух или большего количества цилиндров. Использовать правило склеивания бумажных деталей | Регулятивные: Выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом Познавательные: Конструировать объекты дизайна Коммуникативные: Учитывать мнения других в совместной работе | Эстетические потребности, ценности и чувства. | |||||||||||
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Стр. 136-137 | Проблема: Какие геометрические формы вы знаете? Цели: Проверка умения конструировать на основе геометрических форм. Проверка развития фантазии и творческого воображения, художественного вкуса, Конструировать ангела из бумажной тарелки. | Научиться конструировать по свободному замыслу высокую башню из кубиков и коробочек разного размера и формы. Сделать декор для башни.. | Регулятивные: Адекватно оценивать правильность выполнения задания Познавательные: Конструировать объекты дизайна Коммуникативные: Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому | Проявление познавательных интересов в данной области. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...
УМК "Планета знаний". Рабочая программа по математике 2 класс.
Математика 2 класс М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова.Пояснительная записка. Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государ...
УМК "Планета знаний". Рабочая программа по технологии 2 класс.
«Технология» 2 класс О.В. Узорова, Е.А. НефёдоваПояснительная записка.Данная программа по технологии составлена в соответствии с общими целями изучения курса, определёнными Федеральным государственным...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...
адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...