Изобразительное искусство "Наши любимые узоры"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Ознакомление с русским народным творчеством в декоративно -прикладном искусстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_klass.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1 п.г.т. Актюбинский
Азнакаевского муниципального района РТ
Урок
По предмету: Изобразительное искусство
На тему: Наши любимые узоры
(2 класс)
Подготовила и провела учитель
начальных классов 1 категории
Матвеева Ирина Ивановна.
Тема: Декоративное рисование
«Наши любимые узоры»- самостоятельное исполнение растительного узора для тарелочки
Учебно-воспитательные цели и задачи урока:
Развивать у детей творческое воображение, фантазию, учить видеть форму предмета, выделять элементы урока Хохломы (листочек, ягодка, травка) и видеть их красоту, способствовать формированию художественного вкуса; развивать графические умения в изображении растительного орнамента средствами кистевой росписи; закреплять знания об отличии ритма элементов в круге.
Оборудование урока: заготовки - круглые тарелочки из бумаги, затонированной в разные оттенки желтого, красного цвета, кисти, акварель, баночка для воды, палитра, тряпочка, изделия русского народного творчества: Гжель, Хохлома, Жестово, Полхов- Майдан, Городецкая роспись, Дымковская игрушка.
План урока:
- Проверка организации рабочего места;
- Ознакомление с русским народным творчеством в декоративно- прикладном искусстве;
- Рассказ о Хохломе - как рождается «Золотая посуда»;
- Объяснение задачи самостоятельной работы;
- Физкультминутка под музыку;
- Самостоятельная работа, учащихся над росписью декоративной тарелочки;
- Итог урока. Коллективное обсуждение детских работ.
Ход урока.
I. Проверка организации рабочего места.
II. Ознакомление с русским народным творчеством в декоративно- прикладном искусстве;
а) Игра «Магазин»
Вы пришли в магазин. Перед вами тарелочки. Вам нужно купить тарелочки.
- Кто хочет купить тарелочки?
- Ильнур, какую бы ты купил тарелочку?
- Почему?
- Кто ещё хочет купить тарелочки?
- Почему именно эти?
- У нас на столе еще остались тарелочки.
- Кто ещё хочет купить тарелочки?
- А ты, почему не покупаешь? (Остались некрасивые).
- Ребята, что нужно сделать, чтобы все тарелки были раскуплены?
б) Национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованные решетки, расписные платки, ювелирные украшения - всего и не счесть!
На всех этих предметах традиционно есть узоры, орнаменты. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов- места, где сложился и развивается определенный вид декоративно - прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это Хохлома, Жестово, Городец, Полхов- Майдан, Гжель, палех, Дымковские глиняные игрушки.
Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Этот цвет придает необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам, которые кажутся нам воздушными и радуют глаза.
Жостовкая роспись – это народный художественный промысел, получивший свое название по одноименной деревни Жостово, что в Московской области. Жостовская роспись – это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными красками покрывают бесцветным лаком.
Изображенные на них букеты цветов, фрукты выполнены в ярких красках на черном или цветном фоне.
Полхов- Майданские сувениры – это матрешки, грибки- коробочки, чашки для фруктов, вазы.
Основным мотивом Полхов - Майданской росписи является цветок шиповника алый пятилистник, алая роза, вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья.
Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это преимущественно фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками. Все элементы узоров Городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко- желтом фоне.
Дымковская игрушка. Глиняные игрушки из Дымки. Различные барыни, всадники, петухи, козлики украшены красными, синими, желтыми, зелеными кругами (большими и маленькими), точками, полосками, волнистыми линиями.
III. Рассказ о Хохломе.
Хохломская роспись по дереву- один из самых знаменитых русских народных худоңественных промыслов, расположен он в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома. Изделия росписи отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.
Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и черного цветов с золотистым.
Используются два типа росписи:
“верховая” - красным и черным цветом на золотистом фоне;
“под фон”- золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.
Сначало токарь вытачивает посуду на станке. Потом деревянная посуда попадает в руки грунтовщика. Он накладывает грунт- вапы - грунтовкой. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в ее состав входит глина.
Грунтованное изделие высушивают в печи, и оно переходит в руки лудильщика. Втирание в грунтованное изделие измельченного в порошок металла- алюминия- называется лужением. Луженные изделия похожы на серебрянные.
Наступает время для работы художника, мастера- красильщика, он рисует кистью хохламской орламент.
Мастера – лачилы покрывают изделия синтетическим лаком . печники ставят полаченные изделия в электропечь.
Народная пословица говорит: “Красна трица перьем, а человек – уменьем”.
IV.Объяснение задачи самостоятельной работы.
Вы сегодня будите изображать в эскизах декоративную тарелочку. Можно свободно размещать растительный узор из травки, листочков, ягодок и цветов. Когда расписываете тарелочку, не забывайте ее поворачивать, для того, чтобы можно было узор на тарелочке рассматривать с любой стороны.
V. Физкультминутка под музыку.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
VII. Подведение итого урока, выставление рисунков.
- Что нового, вы узнали о Хохломской росписи? В украшении каких предметов присутствует Хохлома?
- Какие цвета присутствуют в Хохломской росписи?
Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях землянику, малинку, ежевику, крыжовник, черную и красную смородину, рябину.
VIII. Домашнее задание
Найти материал и картинки по Дымковской игрушке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотые узоры изобразительное искусство 1 класс
Познакомить детей с традиционными народными промыслами...
Урок изобразительного искусства в 1 классе на тему "Гжель. Синие узоры на белом фоне"
Урок ИЗО в 1 классе на тему "Гжель . Синие узоры на белом фоне". На данном уроке дети знакомятся с одним из видов декоративно - прикладного искусства - гжелью, упражняются в приемах работы кисть...
Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров.
Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. "Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров". Дети вспоминают, что такое узор, орнамент, какие бывают узоры. Сами создают узор растительного ...
Конспект урока «Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров" 4 класс УМК" Гармония"
laquo;Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров...
Открытый урок по изобразительному искусству "Волшебные узоры. Паутина"
На уроке в игровой форме дети знакомятся с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из п...
Урок изобразительного искусства Тема: «Узоры, которые создали люди» (1 класс)
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать у учащихся представление об узорах, созданных человеком;познакомить учащихся со старинной народной русской вышивкойОсновные термины, поня...
Изобразительное искусство. Эвенкийский узор "Оленьи рога"
Изобразительное искусство. Эвенкийский узор "Оленьи рога"...