Золотые узоры изобразительное искусство 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Энговатова Елена Александровна

Познакомить детей с традиционными народными промыслами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotye_uzory.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Энговатова Елена Александровна, учитель начальных классов

МОУ Жердевской СОШ №2 города Жердевки Тамбовской области

Урок изобразительного искусства

1 класс

УМК «Школа России»

Тема: «Золотые узоры»

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

- познакомить обучающихся с традиционными народными промыслами России;

Задачи:

  1. познакомить с элементами росписи (хохлома)
  2. формировать  представление о приёмах стилизации природных форм бытовых вещах;
  3. закреплять навыки кистевой росписи по мотивам хохломских узоров;
  4. развивать вариативность мышления.

 Оборудование: альбом, гуашь, кисти, линейка, карандаш, ножницы.

                                              Ход урока

1 Вводная часть.

   1. Организационный момент.

   2. Проверка рабочего места.

2 Содержание урока

   1.  Сообщение темы.

  Учитель:

1 слайд

                Мир волшебной Хохломы

Удивляя.

Проростая.

Как- то празднично жива

Молодая.

Непростая.

Чёрно – красная трава.

Литья рдеют.

Не редея

От дыхания зимы:

Входим в царство Берендея –

В мир волшебной Хохломы.

 2 слайд

    Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться  с элементами хохломской росписи: нам предстоит расписать разделочную доску украшенной в стиле Хохломы. С основными элементами  мы с вами уже познакомились на предыдущем  уроке.

2. Беседа по теме урока.

3 слайд

Учитель: Итак, «золотая хохлома» - очень известный промысел.

    Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима.  Деревянную посуду из липы грунтовали глиной, потом  натирали серебряным порошком. Смахивали последние пылинки  и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой (варёное  льняное  масло) и ставили в горячую печь -  так  появился золотой цвет. (Просмотр мультфильма о изготовлении Хохломы

http://www.slav-seti.ru/?p=3400)

 4 - 6 слайд

      Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым.  Главный мотив хохломской росписи – травка (узор из тонких стеблей, цветов,  и ягод). Кроме растительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и особенно – петухов. Ими украшают посуду, панно,  детскую мебель.

7 - 8  слайд

 Элементы орнамента выполнены в ритмической последовательности.

       Иногда можно увидеть листья на чёрном или красном фоне. Этот приём называется - «под фон». А красный и чёрный рисунок на золотом фоне –

«верховая роспись». Хохлома всегда наполнена каким – то радостным светом, по – праздничному красочна.

3. Построение рисунка разделочной доски.

Обведение трафарета доски, розданный по рядам, одного размера.

 

4 Роспись доски.

9 – 11 слайд

 Учитель:

  - Определим цветовое решение:

        - на золотом фоне  - рисунок черной, красной краской или на чёрном фоне – красной и золотой.

  - Каким цветом можно заменить «золотой»?

  - Так как мы учимся, поэтому в отличие от хохломских художников, сделаем лёгкий карандашный рисунок узора доски, распределив элементы росписи.

Способы росписи: трава, горошинки – ягодки (с помощью тычка), капельки, усики, завитки и т д.

 Итак, повторяем последовательность выполнения работы:

 - обвести по трафарету доску;

 - расписать по мотивам хохломских узоров;

 - вырезание доски.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ при работе с ножницами

Ножницы — острый инструмент.

  • Не держи ножницы концами вверх.
  • Не оставляй ножницы в открытом виде.
  • Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
  • При работе следи за пальцами левой руки.
  • Без разрешения учителя не бери инструменты.

5. Практическая часть.

    Выполнение рисунка по намеченному плану. Работа выполняется под музыкальное сопровождение « Грустная минутка» композитор Н.Кузнецов. РИА п\у А.Цадиковского

    Повторение росписи по образцам.

6. Итог урока

  1. Выставка и обсуждение работ.

- Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая доску. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

  2.Рефлексия.

- Чему вы научились что нового вы узнали?

8. Уборка рабочего места.

Интернет – ресурс

1. http://avtor-makhmutova.spb.ru/reading-place/list-on-a-tree/21-hohloma/49-history-of-hohloma.html

2. http://www/slav-seti/ru/?=3400- мультфильм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 1 классе на тему "Гжель. Синие узоры на белом фоне"

Урок ИЗО в 1 классе на тему "Гжель . Синие узоры на белом фоне". На данном уроке дети знакомятся с одним из видов декоративно - прикладного искусства - гжелью,  упражняются в приемах работы кисть...

Игровые моменты для уроков изобразительного искусства в 1 классе по темам: «Разноцветные краски», «Узоры на крыльях»

Игровые  моменты  для  уроков изобразительного искусства в 1 классе по  темам: «Разноцветные краски», «Узоры на крыльях»  с  казанием УУД, формируемыхв процессе пров...

Изобразительное искусство 1 класс УМК "Перспектива" Тема: «Золотые травы России. Ритмы травного хохломского узора. »

Цели деятельности учителя: Расширить представления о хохломском промысле, элементах хохломского узора, произведениях декоративно-прикладного искусства.Планируемые результатыПредметные: Знать историю х...

Технологическая карта урока изобразительное искусства по теме «Золотые травы России. Ритмы хохломского узора»

Цель урока: создание условий для закрепления знаний детей осбенности хохломской росписиЗадачи урокаДидактические:- познакомить детей с хохломской росписью, узорами, элементами- формировать представлен...

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....

Предмет: Изобразительное искусство Класс: 1 Тема: Узоры, которые создавали люди

Паспорт урока1. Класс: 12. Место проведения: учебный кабинет3. Продолжительность: 45 минут4. Предмет: Изобразительное искусство5. Тема: Узоры, которые создавали люди7. Тип урока: открытие новых знаний...