Открытый урок по изобразительному искусству "Волшебные узоры. Паутина"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

На уроке в игровой форме дети знакомятся с деятельностью художников по украшению, преобразованию  окружающего мира на основе прообразов из природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Волшебные узоры. Паутинка.

Цели и задачи: 

-ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию  окружающего мира на основе прообразов из природы;

- дать общее понятие о дизайне; выбор единого изобразительного материала и техники изображения для фона и изображения  узора;

-укрепление межпредметных связей (литература, естествознание); 

-дать представление об использовании линейной и центральной симметрии; 

-отработка  графических навыков.

Оборудование  урока:альбомный лист, гуашь, стаканчик с водой, кисть для рисования, кисть для клея, клей ПВА, соль, простой карандаш

Планируемый результат и уровень усвоения:

Универсальные учебные действия:

  • личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «природа», «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя.
  • регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные инструменты и материалы (гуашь); оценивает свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;
  • познавательные: обучающийся познакомится с украшениями, которые создала природа.
  • коммуникативные: обучающийся участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения по теме урока.

Ход урока:

  1. Организационно-подготовительный этап.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
Мы за парты дружно сели
На друг друга  посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать!
 

- У вас на партах должны лежать: альбомный лист, гуашь, стаканчик с водой, кисть для рисования, кисть для клея, клей ПВА, соль, простой карандаш

  1. Познавательный этап.

а) Ведение в тему

/Звучит мелодичная музыка, заходит гость — Мастер Украшения

-Сегодня к нам на урок пришел гость.

/под мелодию Шопена «Мелодия рая» выходит Мастер Украшения

Мастер Украшения:

(пока читает стихотворение, ходит по классу и и украшает всё: девочкам прикрепляет цветы в волосы, мальчикам — надевает цепочки и браслеты, расставляет вазы с цветами, вешает мишуру, рассыпает блёстки….)

К вам пришёл я неспроста:

Показать, что красота

Есть повсюду,

Всем нужна,

Украшений в мире тьма!

Что случится, если вдруг

Не будет красоты вокруг?

Станет мир наш некрасивым,

Серым, неуютным и унылым.

Потому я день и ночь

Каждому готов помочь

Украшать свои творения,

Ведь я Мастер Украшения.  

- Почему меня  так зовут?

 (Украшает всё вокруг)

б) Постановка темы и целей урока

- Попробуйте определить тему нашего урока.

/Мы сегодня будем украшать

- А что такое украшения?

 (могут назвать ювелирные украшения.)

в) Обьяснение темы урока

-Посмотрите на знакомую уже вам репродукцию картины

Слайд 1

М. Врубеля « Царевна Лебедь». Какие вы украшения видите на ней?

/Красивое сплетение металла и драгоценных камней в короне, украшения на руках

Слайд 2

-Украшения бывают самые разнообразные. Это ювелирные украшения, которыми чаще всего любят украшать себя девочки, мамы, бабушки, т. е. все женщины.

Слайд 3

-Короны царей и королей тоже украшены драгоценными камнями.

Слайд  4, 5, 6

-Украшены орнаментом одежда разных народов  Посуда. Дома.

- Теперь вы видите, что украшение действительно делает предметы неповторимыми, красивыми, от которых мир наш становится ярким, цветным.

- Но откуда художники позаимствовали элементы своих украшений, где они могли наблюдать их?

/В природе.

-Красоту специально искать в природе не надо. Наблюдательный человек может заметить её на каждом шагу и полюбоваться. Давайте это сделаем и мы.

- Красивы и неповторимы в природе бабочки,

Слайд 7, 8

- Капли дождя, росы,

Слайд 9, 10

-Иней на ветках, морозные узоры на стекле

Слайд 11

-Посмотрите на эти предметы. Что это?

/ это кружева

Слайд 12

-Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной да нитка.

Слайд 13

- Кручёную нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутина, из нескольких нитей сплетается.

Слайд 14

-И стали кружева не вязать, а плести сразу из множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки-коклюшки.

Слайд 15, 16

-Сидит мастерица, перебивает нити, перекидывает их через колышки– иголки, воткнутые в рисованной на бумаге узор. Быстро снуют мастеровые руки, кажется, что само собой плетётся узорчатое прозрачное полотно. Будто сказочная старушка нитью воздух оплетает.

Слайд 17

-Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. У неё много механических рук – каждую ниточку и без коклюшки удержит, не спутает. То, что выходило из рук кружевницы после многих дней работы, машина за час успевает сделать. И чудесные кружева получаются. Лёгкие, воздушные.

– Где же увидели, где подсмотрели художницы-кружевницы рисунок своего затейливого нитяного узора?

-Верно, там же, где можем увидеть и мы с вами, – в лесу, в поле, в огороде, на реке.

Слайд 18

 Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны:

 «мельница»

Слайд 19

 “рыбка”

Слайд 20

“ручеёк”

Слайд 21

“мороз».

- Кто  в природе создаёт необыкновенные узоры

Слайд 22, 23

-Кто наблюдал действия паука? Это настоящий древний мастер природы. Его творение - очень тонкая и хрупкая паутина.

Паутина среди листвы днём, паутина в последних лучах солнца

Слайд 24

-Осенью тысячи этих паутинок покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тончайших нитей расстилается на подушках мха.

Слайд 25

-Самые известные из пауков, конечно же, крестовики. Они мастерят и самые известные сети, похожие на колёса. Их так прозвали, потому что на их тёмной спинке хорошо виден белый рисунок в виде креста.

-Почему же пауки не запутываются в паутине? Пауки не запутываются в паутинке, потому что они бегают только по осевым нитям.

Слайд 26

-“Пряжу” вырабатывают особые железы на брюшке паучка. Её свойства не перестают удивлять учёных. Она эластичная, прочная и может выдержать больший вес, чем стальные нити такой же толщины. Если бы на свете существовал паук с размером человека, то его сеть могла бы остановить летящий самолёт и остаться целой. Эти сказочные узоры бывают разной конструкции. Чаще всего мы видим простые формы – колесовидные сети, названные по сходству с велосипедным колесом.

- У вас на столе коробочки, откройте и посмотрите, что это?

/паутина

-Рассмотрите и потрогайте.

– А что вам напоминает паутинка?

-На первый взгляд все паутинки похожи друг на друга, но если внимательно рассмотреть их, то мы видим, что пауки плетут разные паутинки, и каждая из них отличается друг от друга.

Слайд 27

-Пауки – кругопряды плетут очень прочную паутинку, в которую попадают даже мелкие животные. Местные рыбаки нередко используют паутину этих пауков для изготовления сетей.

Слайд 28

-Пауки – аргиопы плетут фигурную паутину. Насекомые принимают её за цветок и летят прямо в ловушку. Если вытянуть паутинку в одну длинную нить – то её длина будет 300 м.

Слайд 29

-Паучьи сети – недолговечные, нежные создания. За день клейкие нити высыхают, становятся ломкими, а толстые, наоборот, теряют упругость и провисают. В такую сеть добычу уже не поймаешь, поэтому пауку снова приходится работать ночью. Представим, что наступила ночь, а мы – пауки…

 Физкультминутка.

Пауки пузатые,

Брюшки полосатые,

Ходят на восьми ногах,

Паутину вьют в углах.

Мухи черные летают,

В паутину попадают -

Не порвешь ее сетей,

Остаются мухи в ней.

Движения.

И.п. – о.с. Руки соединены впереди, имитируя большой живот. Наклоны в стороны.

Ходьба на месте с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.

Круговые движения с вытянутыми в стороны руками, вперед, назад.

Руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками (2 раза) и вытянутыми в стороны руками (2 раза).

г) Художественно-технологический этап.

/Стук в дверь

-Что это?

-Письмо: «Слышал вы интересуетесь паутиной...В сказочном лесу состоится выставка сказочной паутины, я Вас приглашаю посетить её. Ваш друг -Паук»

-А давайте , все вместе отправимся в гости к сказочному пауку ……..

/Звучит музыка. Учитель открывает доску. Там дерево с пауком и много- много разных паутин - поделки

/Каждая поделка  - паутинка подписана (из чего сделана)

/Звучит громкая, устрашающая музыка, гаснет и включается свет….

/ В  класс «влетает» колдунья, держит книгу «Магия». Подбегает к пауку, прислоняет к нему книгу и колдует

Доминикус сантос Огьера! Лато дьяболо!

Лато дьяболо!

Вита кордилиус морте!

 Кордилиус морте!

- Извините, а кто вы и что сейчас делаете?

- Я могущественная колдунья!!!! И я колдую!!!!! Не мешайте мне….

-Простите, а что вы наколдовали?

-Я заколдовала вашего Паука. Он никогда не сможет творить свою красивейщую ( с омерзеним) паутину!!!!

- А как же. Он же украшает всё вокруг….что же делать?

Мастер Украшения:

 Я знаю, что делать! И как помочь Паучку ….Там, где красота, там и добро. А добро всегда побеждает зло…..Если мы все вместе , пожалеем паучка . Мы его расколдуем….

-А теперь каждый из вас пусть попробует стать искусным мастером-паучком.

Колдунья:

-Я так не играю…...всё моё колдовство разгадали…..

-А ты тоже попробуй стать доброй…..

-Будем “ткать” свою паутинку!

-Возьмите паутину. Сейчас мы будем украшать нашу паутинку. Нанесите на неё различные линии клеем ПВА. Линии могут быть: толстые, тонкие, волнистые и,  вообще, любые.

 - После того как паутинка “соткана”, возьмите соль и посыпте паутинку ей, немного подождите и стряхните соль.

- Только после этого, мокайте кисть для красок в разные цвета гуаши.

3. Заключительный этап.

1) Итог урока

 – Вспомните,   тему нашего урока.

– О каких “волшебных узорах” мы с вами сегодня говорили?

– Почему эти узоры– волшебные?

- Что интересного было на уроке?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чем испытали затруднения?

2)  Выставка и анализ работ.

- Ребята,  а наш Паук жил не один. Но, испугавшись Колдуньи, остальные жители дерева разбежались, кто куда…..

- Давайте, поищем.

/ Дети ищут и находят у себя под партой маленьких паучков.

- Я скажу вам по секрету, что маленькие паучки убежали только к тому, чья паутинка им понравилась.

Рефлексия.

- Если вы считаете, что у вас всё получилось на уроке, вы узнали много нового, у вас аккуратная и красивая паутинка, поместите паучка на свою паутинку. Если вы считаете, что у вас не всё получилось хорошо, оставьте паучка себе

С ветки на ветку, зацепив за сук,

Тоненькую сетку натянул паук.

-И вы натяните, тогда наш паук будет расколдован

3. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству

Открытый урок по изобразительному искусству на тему "Декоративные узоры в татарском национальном костюме"...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству

Декоративное рисование. Городецкие узоры. Роспись разделочной доски.Знакомство с произведениями народного декоративно - прикладного искусства....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Конспект урока по изобразительному искусству "Узоры на крыльях" Школа России 1 класс

Структура урока «Открытие нового знания»  КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: Узоры на крыльях Цели деятельности учителя: познакомить с линией симметрии, с узора...

Открытый урок по изобразительному искусству 1 б класс Тема: Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.

Урок был представлен в рамках методического семинара. Цель: создать условия для знакомства с основными и составными цветами и научить получать цветовые смеси с помощью трех красок  чере...