Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Свиридова Ольга Александровна

Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. "Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров". Дети вспоминают, что такое узор, орнамент, какие бывают узоры. Сами создают узор растительного происхождения. Знакомятся  с произведениями декоративно – прикладного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo._nashi_lyubimye_uzory._2_klass.rar2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства

 по программе «Изобразительное искусство» В.С. Кузина. 2 класс.

«Наши любимые узоры. В гостях народных мастеров».

Цели: вспомнить, что такое узор, закрепить знания детей о декоративной переработке форм растительного и животного мира; развивать эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края; формировать эстетический вкус и фантазию детей; воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, патриотизм, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Ход урока:

1.Организационно-подготовительный этап.

Приветствие.

Демонстрация презентации «Что такое узор?»

Слайд 2.

– Ребята, прочитайте фразу («Ребята рисуют розу»). А теперь, если вы прочитаете последнее слово наоборот, то узнаете, что сегодня будете рисовать  («Узор»).

2. Постановка темы урока.

-Совершенно верно. Сегодня на уроке мы повторим изученные народные промыслы, выполним узор из декоративно переработанных форм растительного мира.

3. Актуализация знаний учащихся.

-Что входит в понятие «декоративная переработка  форм растительного мира?»

(ответы)

4. Вводная беседа.

- Посмотрите, какие прекрасные изделия перед вами на столе.

- К каким промыслам они относятся?

(ответы)

-Верно, это работы Городца, Полхов –Майдана, Гжели.

- Вы уже выполняли работу с узорами. Попробуйте сказать, что это такое?  

 

 (Рисунок, красивый рисунок, украшение и т.д.)

- Правильно.  (Щелчок на 2 слайде) Узор – это рисунок.

Щелчок

- Вы видите три изображения: 1,2 и 3. Среди них есть узор? Если есть, то какая цифра находится под ним? (Правильный ответ – «1»). Проверим? Вы молодцы, правильно определили узор.

(Слайд 3)

. - Рассмотрите, какие узоры придумали люди. Они такие разные и красивые, но все узоры – это, прежде всего рисунки.

Анимация « по щелчку»

- Ребята, зачем люди придумали разные узоры, красивые рисунки на вещах?

(ответы) (слайд 4)

1.Народное декоративное искусство.

-Правильно. Расписные деревянные ложки и миски, глиняные горшки и кружки, украшенные росписью доски, расшитые наволочки были необходимы людям в повседневной жизни. Но разве эти вещи не могли также хорошо служить людям, не будучи расписаны или украшены узором, орнаментом? Разумеется, могли бы. Дело не в этом. Стремление украсить любой предмет было вызвано потребностью народа в красоте. Давайте просто посмотрим на эту красоту.

2.Знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства.

(Слайд 5)

Всем хорошо известны расписные изделия Городца, Полхов – Майдана, Гжели. Произведения Полхов Майдана и Городца выполняются из дерева. И игрушки и посуда в этих промыслах богато украшены росписью. В работах Полхов –Майдана преобладают малиновый, фиолетовый и жёлтый цвета. Все элементы росписи обводятся чёрным контуром. Произведения Городца выдержаны в более спокойной гамме. В этой росписи главными являются 2 цветка: розан – распустившийся цветок и купавка – бутон.Обязательно должна присутствовать оживка.

(Слайд 6) – Работы какой росписи представлены на слайде?

(Городец)

(Слайд 7) – Полхов – Майдан

(Слайд 8) – Гжель.

- Молодцы!

5. Изучение нового материала

Слайд 9. – Из чего состоит узор? Давайте посмотрим, как он создается.

( просмотр ролика)

-Итак, из чего же состоит узор? (Завитушки,  стебельки, листики, кружочки, линии и др.).

- Можно сказать, что узор состоит из линий (завитушки, стебельки) и фигур (кружки, листики).

Анимация « по щелчку»

 – Что можно украсить узорами? (Слайд 10)

(Одежду, игрушки, посуду, мебель и т.д.).

- Правильно!

Далее идет просмотр примеров украшения предметов быта.

Анимация « по щелчку» и автоматическая

Слайд 11.

 – Посмотрите, на что похож узор? (Горох, змея и др.). А этот? (Змей Горыныч, ветер и др.)

(В ходе смены изображений ведется беседа, и учащиеся высказывают свое мнение).

Анимация « по щелчку»

Слайд 12.

– Веселый художник нарисовал узор. А теперь он повторил этот узор несколько раз. Может быть, вы знаете, как называется такой узор, который повторяется? Это орнамент. Какое красивое слово, да?

- Так что такое же такое орнамент, ребята?

(Дети повторяют определение)

Анимация «по щелчку» и автоматическая.

 Физкультминутка:

 Ребята, давайте создадим  живой орнамент. Встаньте друг за другом ровно. Первый, третий, пятый  в ряду поднимают правую руку, а второй, четвертый и т.д. – левую руку.  Затем меняем положение рук по хлопку несколько раз.

А теперь первый, третий и т.д. садятся на корточки, а второй, четвертый и т.д. делают хлопок руками вверху. Затем меняемся: первые – встают и хлопают, а вторые – садятся.

Как здорово у нас получился живой орнамент.

Слайд 13. 

– Посмотрите на орнамент. Что он вам напоминает? На что похож?

 (Цветы, листики, травка).

-Молодцы. А как называются цветы, трава, деревья, кусты? (Растения). Следующий орнамент отличается от предыдущего. А чем?

Мы видим, что он похож на…? (Птиц).

 На третьем орнаменте изображены… (Люди и животные)

- Если орнамент состоит из растений, то он называется растительным. А если из птиц или животных, то – животным.

Анимация посредством триггеров.

Слайд 14.

 – Ребята, создавая орнаменты, люди учились у природы. Посмотрите, какие красивые орнаменты они придумали.

Просмотр изображений различных орнаментов. В ходе беседы происходит определение вида орнамента: растительного и животного.

 

- А сейчас мы будем художниками: нам предстоит нарисовать растительный узор в центре листа, а края листа украсить орнаментом. Что можно изобразить в центре листа? (Растения, цветок, веточку ) Давайте посмотрим, как можно изобразить узор и орнамент.

6. Педагогический рисунок.

(Объясняю этапы выполнения рисунка и показываю на образцах)

 - Желаю Вам интересных рисунков!

7.Художественно-технологический этап.

(самостоятельная работа «Наши любимые узоры» в карандаше)

 8. Итог урока.

Дети показывают свои работы, выполненные карандашом.

- Чья работа вам понравилась больше всего? Почему?

Далее учитель акцентирует внимание на работы, которые соответствуют критериям: композиция, наличие узора и орнамента.

- Ребята, Вы отлично потрудились. На следующем уроке мы продолжим работать с нашими растительными узорами.

- Что нового узнали на уроке? (Виды орнаментов с растительными и животными мотивами)

- Чему вы учились на уроке? (Придумывать и рисовать свой узор и орнамент)

- Урок закончен. До свидания.

Информационные источники:

Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина «Изобразительное искусство» / авт.-сост. Л.М.Садкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

Слайд 2. Узор http://photoshopdesign.narod.ru/img/pattern/single/Tekstura_kovrovie_uzori.jpg 

Натюрморт http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//48/328/48328553_1252010010_0_30fce_9bb91139_XL.jpg 

Пейзаж  http://artinvestment.ru/content/download/news/20091006_palitra_daev.jpg 

Смайлик  http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/smil/smail11.gif 

Слайд 3. Узоры http://www.panna.ru/shop/2272599252/ 

http://www.panna.ru/shop/2503902822/ 

http://www.panna.ru/shop/1585421002/ 

Слайд 4. Ролик «Элементы растительного орнамента» http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/res/000000be-1000-4ddd-ada9-4b0046974d8c/?from=000008fe-a000-4ddd-5ff6-510047601064& 

Слайд 5. Покрывало http://home-sweet.ru/wp-content/uploads/2009/03/1822.jpg 

Варежки http://cmapywka.ru/_ph/19/2/689238622.jpg 

Свитер http://www.afisha.ru/article/seconds/ 

Гжель http://www.gzhel.ru/price.php?lev=detail&sub=512 

Валенки http://cmapywka.ru/_ph/38/2/435618143.jpg 

Шкатулка http://uaprom-image.s3.amazonaws.com/1759612_w640_h640_dsc01950.jpg 

Матрешка http://hohloma.org/images/tovary/0033.jpg 

Слайд 6. Узоры http://www.greenmama.ru/forum_img/00/31/51/44.1.ornament_2006.JPG 

http://tangha.km.ru/hgj.jpg 

http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/marnat108.3b/0_567ca_16ca8e33_XL 

http://artnow.ru/img/184000/184192.jpg 

Слайд 7. Художник http://animashky.ru/index/0-25?25-8 

Слайд 8. Растительный узор http://www.rukodelie.net/vyshivka-ukrainskaja/art001p1.jpg 

Орнамент с птицами http://www.rukodelie.net/vyshivka-ukrainskaja/art001p3.jpg 

Орнамент с животными http://www.anaharsis.ru/ornam/228.htm 

Слайд 9. Русские орнаменты http://allday.ru/uploads/posts/2008-12/1228246839_3.jpg 

http://allday.ru/uploads/posts/2008-12/1228247305_11.jpg 

http://allday.ru/uploads/posts/2008-12/1228247816_17.jpg 

http://allday.ru/uploads/posts/2008-12/1228247552_15.jpg 

http://allday.ru/uploads/posts/2008-12/1228247099_9.jpg

Слайд 11. Слайд 11. Орнаменты http://favim.com/orig/201105/19/colors-design-geometry-graphic-pattern-shapes-Favim.com-49854.jpg 

http://www.doggiesecrets.com/DOGGIESECRETS/pattern34graphic.jpg 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/879/55879603_Prodolnuyy_ornament.jpg 

http://images2.layoutsparks.com/1/76731/life-short-checks-pattern.gif 

Узоры http://img-fotki.yandex.ru/get/4003/ivanpobeda.43/0_1689d_62032a01_L.jpg 

http://img-fotki.yandex.ru/get/3906/ivanpobeda.43/0_168a4_b77082c5_L.jpg 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4000/ivanpobeda.43/0_16889_be3d7774_L.jpg 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4000/ivanpobeda.43/0_16893_6aa025f5_L.jpg 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4006/ivanpobeda.43/0_168a1_266477a0_L.jpg 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство "Наши любимые узоры"

Ознакомление с русским народным творчеством в декоративно -прикладном искусстве...

"В гостях у мастеров народных промыслов"

Знакомство с историей возникновения народных промыслов. Приобщить детей к народному творчеству, привитие любви к народным традициям. Данное мероприятие проводится в форме заочного путешествия. Чтобы п...

Любимые детские игрушки в изображении народных мастеров.

Знакомство с видами декоративно - прикладного искусства. Анализ художественных особенностей произведений народных мастеров. Обязательное привлечение к беседе-рассказу детей с выявлением их представлен...

Праздник «В гостях у народных мастеров»

Праздник проводился  для учащихся 4-х классов после посещения экскурсий, связанных с изучением декоративно-прикладного искусства, где дети принимали участие в мастер-классах – сами лепили из крас...

Класс:1. Раздел: «В гостях у народных мастеров». Тема: «Хохлома. Выполнение хохломской росписи – ягодка, травка».

Материал включает план - конспект и презентацию. План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

«В гостях у мастеров Городца. Роспись доски городецким узором».

«В гостях у мастеров Городца. Роспись доски городецким узором»....