Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Алтынник Антонина Николаевна

 

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2_klass.nov_stan.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Согласовано»

Руководитель ШМО

 МОУ Вейделевская СОШ

______

Протокол № ___ от

«___»_________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР МОУ Вейделевская СОШ

_______

«____»____________2011 г.

«Утверждено»                              

Директор МОУ

Вейделевская СОШ      

_______

Приказ № ___ от

«____»____________2011 г.      

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

             

                           

Рабочая программа

учителя Алтынник Антонины Николаевны

по внеурочной деятельности

«Смотрю на мир глазами художника»

2 класс

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

Класс – 2

Количество занятий в неделю – 1

Количество часов в год - 35

  Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлече ний, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное простран ство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмо ционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных облас тях спорта, искусства, науки, техники.

Цель предлагаемой программой состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искус ство, музыка, хореография, театр и т. д.).

Задачи:

•  развивать природные задатки и способности, помогаю щие достижению успеха в том или ином виде искусства;

•  научить приёмам исполнительского мастерства;

•  научить правильно, использовать термины, формулиро вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рас считана на учащихся начальной школы, увлекающихся изоб разительным искусством и художественно-творческой дея тельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспита тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив ной деятельности; творческие задачи: умение осознанно ис пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само реализации средствами художественной деятельности.

   Метапредметные результаты освоения изобразительно го искусства в начальной школе проявляются в:

- умении видеть и  воспринимать проявления  художест венной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архи тектура, дизайн, скульптура и др.);

- желании общаться с искусством, участвовать в обсужде нии содержания  и  выразительных средств произведений ис кусства;

- активном использовании языка изобразительного искус ства  и  различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружа ющего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержа нием;

- умении организовывать самостоятельную художествен но-творческую деятельность, выбирать средства для реализа ции художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-твор ческой деятельности, собственной и одноклассников.

   Предметные результаты освоения изобразительного ис кусства в начальной школе проявляются в следующем:

   в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях ис кусства; умение различать основные виды и жанры пластичес ких искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художествен ных музеях своего региона;

   в ценностно-эстетической сфере - умение различать и пе редавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, чело веку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, вы раженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоцио нально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

- в коммуникативной сфере - способность высказывать суж дения о художественных особенностях произведений, изобра жающих природу и человека в различных эмоциональных со стояниях; умение обсуждать коллективные результаты художе стве нно – творческой  деятельности;

- в трудовой сфере - умение использовать различные ма териалы и средства художественной выразительности для пе редачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации извест ных.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

2 год обучения

1

Живопись

11

2

Графика

11

3

Скульптура

3

4

Аппликация

4

5

Бумажная пластика

3

6

Работа с природными материалами

2

7

 

Организация и обсуждение

выставки детских работ

1

 

Итого

35

Содержание курса

  1. Живопись.

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, вырази тельных объектов природы, цветов, камней, сказочных пер сонажей.

  1. Графика

Продолжение освоения вырази тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда нии графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

  1. Скульптура

Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавли вание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображе ние листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

  1. Аппликация

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяет-> ся работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх ' цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитек турных сооружений, овощей, фруктов.

  1. Бумажная пластика

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании худо жественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объек тов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

  1. Работа с природными материалами

Второй год обучения. Разнообразие природных материа лов расширяется введением в работу .скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы бору детей).

  1. Организация и обсуждение выставки детских работ

При организации выставки педа гог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроиз вести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Дата проведения

1-2

3-4

5-6

7

8

9

10

11

12

13.14

15.16

17.18

19.20

21.22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

I четверть

Живопись -11часов

Создание выразительных объектов в природы «Золотая осень»

Цвет – основа языка живописи. Основные и составные цвета.

Тема: «Радуга и праздник красок».

Теплые и хо лодные цвета

Тема: «Цветы и бабочки», «Подводный мир».

Выполнение упражнений с изменением цвета путем насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и черной краской).

 

Контрастные цвета. Тема: «Мы – строили. Домики»  (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур.).

"Пейзаж. Состояние природы" (мазок в живописи). Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением.

II четверть

"Цветовушка". Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное, домыслить изображение.

"Живая капля". Сделать каплю причудливой формы, дорисовать и придумать название.

Графика -11часов

Линия – основа языка рисунка

освоения вырази тельности графической неразомкнутой линии, проведение пластичных, свободных линий.

Контраст толстой и тонкой линии.

 Тема: Изображение животных, птиц.

Тоновые пятна.

Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта.

Приемы работы цветными карандашами

Изображение природы.

Выполнение упражнений на ритм.

III четверть

Контраст темных и светлых пятен в графическом образе. Портрет человека.

Скульптура -3часа

Основные приемы работы (защипление, заминание, вдавливание) со скульптурным материалом – пластилином.    Лепка листьев.

Приемы передачи в объемной форме фактуры. Лепка ваз.

Лепка сказочных персонажей. (на плоскости).

Аппликация -4часа

Техника обрывной аппликации

 

Работа с ножницами и получения симметричных форм.

IV четверть

Создание орнаментов и узоров из различной бумаги. (овощи и фрукты.)

Выполнить композицию из цветов.

Бумажная пластика -3часа

Силуэтное вырезание формы.

Изображение отдельных фигурок.

Изображение деревьев и кустарников (скручивание, склеивание, сминание бумаги)

Работа с природным материалом -2часа

Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу» (шишки, листья деревьев, ветки, пластилин, клей, ножницы, бумага, салфетки).

Изображение уголков природы

Организация и обсуждение

выставки детских работ -1 час

Выставка детских работ

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

1 час

1 час

 

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения программы учащиеся:

  1. осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  2. приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация;
  3. развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  4. развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  5. осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
  6. приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
  7. учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
  8. овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
  9. обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
  10. обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  11. обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
  12. приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
  13. приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
  2. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
  3. Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.
  4. И. П. Волков. Художественная студия в школе
  5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для                         учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.
  6. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе.
  7. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

 Просвещение,2006

  1. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

 Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

  1. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

  1. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
  2. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  

 3-е изд. М., 1998.

  1. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
  2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

 учебник. 3-е изд. М., 1997.

  1. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
  2. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Диапроектор
  2. Экран
  3. Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...