рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_vneurochnoy_deyatelnosti.rar | 201.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Баевская начальная общеобразовательная школа»
Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
ШМО учителей начальных Координатор по введению Директор МОБУ «Баевская
классов и Советом школы по ФГОС НОО начальная
введению ФГОС НОО общеобразовательная школа»
____________Н.Н. Дягина ____________С.Н. Шаляева ____________С.Н. Кулакова
Протокол №1 от 29.08.2012 г. 30.08.2012 г Приказ №____от 01.09.2012 г.
«Золотая иголочка»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
( 2 класс)
(художественно-эстетическое направление)
Автор – составитель:
Дягина Надежда Николаевна
Баево
2012 г
Пояснительная записка
Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия. В рамках кружка «Золотая иголочка» реализуется художественно - эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися второго класса.
Цель кружка: Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
- совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
- совершенствовать эстетический вкус детей;
- развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 1,5 раза в неделю. День занятия руководитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий не более 40 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.
Место кружка в учебном плане.
На изучение кружка «Золотая иголочка» во 2 классе отводится 1,5 часа в неделю, всего 51 час.
Ценностные ориентиры содержания кружка
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ожидаемые результаты.
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети научатся:
- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- закреплять ткань в пяльцах;
- вдевать нитку в иголку;
-завязывать узелок;
- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); - использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
Формы подведения итогов реализации программы:
- подготовка и проведение выставок детских работ;
- дни презентаций работ родителям, учащимся школы;
- отбор лучших работ для портфолио;
- творческий отчет руководителя кружка на педсовете;
Тематическое планирование.
№ п.п. | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных учащимися, родителями, учителями и воспитателями. | 1 | 1 | - |
2. | Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. | 1 | 1 | - |
3. | Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. | 2 | - | 2 |
4. | Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. | 3 | 1 | 2 |
5. | Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. | 2 | 0,5 | 1,5 |
7. | Шов “строчка”. Использование модели шва. | 3 | 1 | 2 |
8. | Вышивание “Осенний листик”. Шов “строчка”. | 3 | - | 3 |
9. | Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. | 2 | 1 | 1 |
10. | Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Вышивание листочка контурной гладью. | 2 |
| 2 |
11. | Вышивание цветка контурной гладью | 3 | - | 3 |
12. | Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. | 2 | 0,5 | 1,5 |
13. | Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. | 2 | - | 2 |
14. | Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. | 2 | - | 2 |
15. | Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16. | Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда. | 1 | - | 1 |
17. | Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки | 3 | 1 | 2 |
18. | Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. | 2 | 0,5 | 1,5 |
19. | Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. | 2 | 0,5 | 1,5 |
20. | Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. | 2 | 0,5 | 1,5 |
21. | Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22. | Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.). | 2 | 0,5 | 1,5 |
23. | Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). | 2 | 0,5 | 1,5 |
24. | Вышивание изделия простым крестом. | 3 | - | 3 |
25. | Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. | 1 | - | 1 |
26. | День презентации детских работ. | 1 | - | 1 |
| Итого часов: | 51 | 11 | 40 |
Содержание кружка
1 занятие.
Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.
2 занятие.
Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
3-4 занятие.
Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.
5-7 занятие.
Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.
8 занятие.
Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.
9-10 занятие.
Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.
11-13 занятие.
Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.
14-16 занятие.
Вышивание “Осенний листик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.
17-18 занятие.
Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.
19-20 занятие.
Вышивание “гладью”. Использование модели шва “гладью”. Демонстрация действия учителем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.
21-23 занятие.
Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия учителем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.
24-25 занятие.
Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.
26-27 занятие.
Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.
28-29 занятие.
Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.).
30 занятие.
Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.
31 занятие.
Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.
32-34 занятие.
Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.
35-36 занятие.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.
37-38 занятие.
Пришивание пуговицы в четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.
39-40 занятие.
Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.
41 занятие.
Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.
42-43 занятие.
Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).
44-45 занятие.
Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).
46-48 занятие.
Практическая работа. Вышивание изделия простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.
49 занятие.
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
50 занятие.
День презентации детских работ родителям.
Материально-техническое обозначение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Печатные пособия | |
Образцы рисунков для вышивания. Иллюстрации вышивок в различной технике | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Аудиоцентр. Компьютер. Принтер лазерный. Принтер лазерный цветной. Сканер. Фотокамера цифровая. Мультимедиа проектор. | |
Оборудование класса | |
Ткань белая «вафелька». Набор цветных ниток мулине. Иглы №2, №3. Ножницы с тупыми концами. Пяльца пластмассовые. Карандаши простые. Калька, копировальная бумага. Готовые вышивки (у руководителя) |
Календарно-тематическое планирование
кружка «Золотая иголочка»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Дата проведения | |
П | Ф | ||||
1 | Вводное занятие: Выставка работ – готовых вышивок, выполненных учащимися, родителями, учителями и воспитателями. | 1 | Знать историю художественной вышивки, инструменты и материалы для ручного вышивания. | 04.09 | |
2. | Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. | 1 | Знать правилами обращения с иголкой. Уметь организация рабочего места. | 07.09 | |
3. | Практическое занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. | 2 | Уметь вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. | 11.09 | |
4 | 18.09 | ||||
5 | Практическое занятие. Шов «вперед иголку». Использование модели шва. | 3 | Знать технологию вышивки швом «вперед иголку. Уметь шить швом «вперед иголку». | 21.09 | |
6 | 25.09 | ||||
7 | 02.10 | ||||
8 | Практическое занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. | 1 | Знать свойства ткани. Уметь различать трикотажное полотно и ситец. | 09.10 | |
9 | Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами. Пооперационная карта. | 2 | Уметь пользоваться пяльцами. Знать правила работы с пяльцами. | 16.10 | |
10 | 19.10 | ||||
11 | Шов «строчка». Использование модели шва. | 3 | Знать технологию вышивки швом «строчка». Уметь шить швом «строчка». | 23.10 | |
12 | 30.10 02.11 | ||||
13 | |||||
14 | Вышивание «Осенний листик». Шов «строчка». | 3 | Знать технологию вышивки швом «строчка». Уметь шить швом «строчка»; изготовить салфетку с вышитым узором. | 13.11 | |
15 | 20.11 | ||||
16 | 23.11 | ||||
17 | Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление «полупомпона». | 2 | Знать свойства шерстяных ниток. Уметь изготавливать «полупомпон» | 27.11 | |
18 | 04.12 | ||||
19 | Вышивание гладью. Использование модели шва. Вышивание листочка контурной гладью. | 2 | Знать технологию вышивки гладью. Уметь вышивать гладью. | 07.12 | |
20 | 11.12 | ||||
21 | Вышивание цветка контурной гладью. | 3 | Знать технологию вышивки гладью. Уметь вышивать гладью узоры. | 18.12 | |
22 | 21.12 | ||||
23 | 25.12 | ||||
24 | Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. | 2 | Знать технологию перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Уметь самостоятельно выбирать рисунок, переводить его на ткань. | 15.01 | |
25 | 18.01 | ||||
26 | Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. | 2 | Знать технологию вышивки гладью. Уметь продумывать последовательность действий. | 22.01 | |
27 | 29.01 | ||||
28 | Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. | 2 | Знать технологию вышивки гладью. Уметь комбинировать, искать необычные варианты (сочетать нитки, дополнять элементами – бисером, мелкими бусами и пр.) | 02.02 | |
29 | 05.02 | ||||
30 | Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. | 1 | Уметь оформлять изделия бахромой. | 12.02 | |
31 | Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда. | 1 | Уметь украшать салфетку бахромой. | 15.02 | |
32 | Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки. | 3 | Знать технологию выполнения мережки. Уметь продергивать нитки для выполнения декоративной мережки. | 18.02 | |
33 | 26.02 | ||||
34 | 01.03 | ||||
35 | Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом «в прокол». Использование модели пришивания пуговицы. | 2 | Уметь пришивать пуговицу с двумя отверстиями способом «в прокол». | 05.03 | |
36 | 12.03 | ||||
37 | Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. | 2 | Уметь пришивать пуговицу с четырьмя отверстиями. | 15.03 | |
38 | 19.03 | ||||
39 | Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. | 2 | Знать технологию распускания трикотажного полотна. Уметь распускать трикотажное полотно, укладывать и наклеивать нити разных оттенков, для создания выразительного рисунка; уметь создавать выразительный образ. | 26.03 | |
40 | 29.03 | ||||
41 | Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. | 1 | Иметь представления об орнаменте, цвете, композиции. | 16.04 | |
42 | Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.) | 2 | Уметь выполнять зарисовки простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами. | 19.04 | |
43 | 23.04 | ||||
44 | Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). | 2 | Знать приемы выполнения простого креста. | 30.04 | |
45 | 03.05 | ||||
46 | Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. | 3 | Уметь вышивать изделия простым крестом. | 07.05 | |
47 | 14.05 | ||||
48 | 17.05 | ||||
49 | Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. | 1 | Принимать участие в оформлении вышивок на выставку | 21.05 | |
50 | День презентации детских работ. | 1 | Уметь представлять свою презентацию | 28.05 | |
Итого: | 50 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны....
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....