Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami._1_klass.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к Рабочей программе
«ОРИГАМИ»
Курс «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков.
Цели изучения курса:
- приобретение личного опыта как основы познания и развития;
- приобретение первоначального опыта практической деятельности с бумагой на основе овладения приемами и способами ее обработки и чтения элементарных технологических карт;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду;
- формирование умения определять последовательность операций для изготовления изделий.
Задачи курса:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру через формирование позитивного отношения к труду;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий в практической деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации парной и групповой деятельности;
- освоение первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе бучения работе с технологической документацией, строгого соблюдения технологии изготовления изделий;
- освоение приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- ознакомление с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Особенность программы заключается в том, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей, однако, работа с ней требует точных, мелких движений пальцев. Оригами способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
- овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
- знакомятся со свойствами бумаги;
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, математики, литературного чтения.
Связь с учебными предметами
Русский язык и литературное чтение. Работа с текстами заданий позволяет продолжить решение важнейшей задачи начального образования — развития устной речи учащихся. Все тексты, используемые на занятиях по оригами, анализируются, обсуждаются, комментируются. Высказывания выстраиваются в определенной логике, обосновываются, выводы строго формулируются. Речевое развитие ребенка осуществляется при парной и групповой работе.
Окружающий мир. Использование природных ресурсов, наблюдения на экскурсиях, изучение традиций других народов.
Математика. Работа с геометрическими фигурами, выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании.
Изобразительное искусство. Использования правил декоративно-прикладного искусства, законов дизайна и общих требований художественной выразительности при изготовлении изделий, эстетика труда.
Для реализации программы используются материалы и инструменты:
- белая бумага
- цветная бумага
- клей ПВА
- ножницы
- фломастеры
- цветные карандаши
- простой карандаш
- салфетки бумажные или полотняные
Рабочая программа по технологии рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), в том числе
- экскурсии - 4 часа
Программа предусматривает проведение традиционных занятий, занятий в нетрадиционной форме (экскурсий, путешествий, игр) и т.п. Основные методы работы — индивидуальные, групповые и парные. Пары и группы в зависимости от видов работ могут быть постоянного и смешанного состав.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6. Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.
5.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
2. Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;
3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.
К концу 1 года обучения.
Ученик научится:
- понимать общие правила создания изделия;
- планировать предстоящую практическую работу с помощью педагога;
- организовывать свое рабочее место, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
- выполнять доступные технологические приемы ручной обработки бумаги: разметка деталей, резание, многократное сгибание, сборка и отделка изделия; экономно расходовать материалы;
- применять приемы безопасной работы ручными инструментами: линейка, ножницы;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать и читать простейшие чертежи;
- изготавливать изделия по простейшим чертежам.
Ученик получит возможность научиться:
- уважительно относится к труду людей;
- прогнозировать конечный практический результат
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОРИГАМИ. 1 год обучения
№ | Тема | Содержание деятельности | Дата | ||||
1 «А» | 1 «Б» | 1 «В» | 1 «Г» | 1 «Д» | |||
Введение (7 ч) | |||||||
1 | Экскурсия. Что нас окружает | Наблюдать за погодой, анализировать и сравнивать листья по цвету и форме, описывать птиц | |||||
2 | Из истории бумаги. Занятие-путешествие | Отвечать на вопросы, сравнивать виды бумаги, вести учебный диалог, задавать вопросы | |||||
3 | Приемы окрашивания бумаги. Практическая работа | Действовать по алгоритму, анализировать результат, организовывать рабочее место | |||||
4 | Из истории оригами. Занятие-сказка. | Отвечать на вопросы, наблюдать, анализировать и делать выводы с помощью учителя, запоминать | |||||
5 | Свойства бумаги. Практическая работа | Проводить элементарные опыты под руководством учителя, вести учебный диалог, делать выводы | |||||
6 | Организация рабочего места. Техника безопасности. | Различать инструменты и материалы, называть основные правила работы с ножницами, рационально организовывать рабочее место | |||||
7 | Упражнения по отработке элементов складывания бумаги. Стаканчик. Коготь. | Получать квадрат из прямоугольника, сгибать и резать бумагу, понимать термин «базовая форма». | |||||
Базовая форма треугольник (9 ч) | |||||||
8 | Мир животных. Веселые мордашки | Находить и выполнять складывание базовой формы треугольник, вести учебный диалог, анализировать образец, действовать по алгоритму, сгибать и резать бумагу, творчески оформлять украшение изделия, запоминать и читать простейшие условные обозначения оригами. Контроль и корректировка хода работы. | |||||
9 | Гриб. Коллективное панно | ||||||
10 | Бабочка. Декоративное оформление изделия | ||||||
11 | Рыбка. Групповое панно «Аквариум». | ||||||
12 | Лягушонок. | ||||||
13 | Елка. Декоративное оформление изделия | ||||||
14 | Щенок | ||||||
15 | Зайчик | ||||||
16 | Кораблик. Коллективное панно «В порту». | ||||||
Базовая форма воздушный змей (8 ч) | |||||||
17 | Воздушный змей | Находить и выполнять складывание базовой формы воздушный змей, вести учебный диалог, анализировать образец, действовать по алгоритму, сгибать и резать бумагу, выполнять элементарную разметку бумаги, творчески оформлять украшение изделия, запоминать и читать простейшие условные обозначения оригами, ориентироваться в технологической карте. Контроль и корректировка хода работы. | |||||
18 | Кролик. | ||||||
19 | Жар-птица. Декоративное украшение изделия | ||||||
20 | Сова | ||||||
21 | Ворона. Коллективная работа «Кормушка» | ||||||
22 | Экскурсия. Подкормка птиц. | ||||||
23 | Попугай. Декоративное украшение изделия. | ||||||
24 | Жираф. | ||||||
Базовая форма двойной треугольник (9 ч) | |||||||
25 | Рыбка. Групповая работа «Морское царство» | Находить и выполнять складывание базовой формы двойной треугольник, вести учебный диалог, анализировать образец, действовать по технологической карте, сгибать и резать бумагу, выполнять элементарную разметку бумаги, творчески оформлять украшение изделия, читать технологическую карту. Контроль и корректировка хода работы. | |||||
26 | Рыбка. Групповая работа «Морское царство» | ||||||
27 | Бабочка. Коллективное панно «На лугу» | ||||||
28 | Бабочка. Коллективное панно «На лугу» | ||||||
29 | Экскурсия. Обновление природы | ||||||
30 | Головастик | ||||||
31 | Экскурсия. Звуки природы | ||||||
32 | Жук | ||||||
33 | Итоги года. Выставка детских работ. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (7 ч).
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале и его происхождении. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов.
Базовая форма треугольник (9 ч).
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Знакомство с разными видами треугольников.
Базовая форма воздушный змей (8 ч).
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.
Базовая форма двойной треугольник (9 ч).
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.
Формы и средства контроля
Текущие формы контроля:
- устные ответы на занятиях;
- самостоятельные работы.
Формы итогового контроля:
- выставки творческих работ
Перечень учебно–методических средств обучения
Литература
- Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
- Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М: «Аким», 1995 г.
- Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007 г.
- Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002 г.
- Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки.- М., "Первое сентября, 2002 г.
Информационные и экранно-звуковые средства
- Интернет. www.origama.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс
Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов « Оригами»
Таинственный мир превращенья бумаги.Здесь все чародеи, волшебники, маги.Творят они сказки своими руками.И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класс "Оригами"
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Рабочая программа ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Система интенсивного развития способностей СИРС"
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Система интенсивного развития способностей СИРС"...