Урок истории 8 класс «Восстание Пугачева: итоги, ход и причины»
план-конспект урока по истории

Логунова Катерина Викторовна

Урок истории 8 класс «Восстание Пугачева: итоги, ход и причины»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории 8 класс

Конспект урока: «Восстание Пугачева: итоги, ход и причины»

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с личностью Е.И. Пугачева; выяснять причины восстания; уметь сравнивать ход и итоги восстания; давать историческую оценку данным событиям.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:        

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, пакет с рабочим материалом

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.

У вас на партах лежат два прямоугольника: зеленый гладкий - ответ да, красный шершавый - ответ нет. Блиц игра. Я читаю утверждение, если оно верно, вы поднимаете правую руку (зеленый), если не верно левую (красный). Прошу давать ответ быстро, не оглядываясь на одноклассников.

1. Правление Екатерины II – называют «золотым веком» дворянства? (да, нет)

2. В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (да, нет)

3. Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование Екатерины II (да, нет)

4. «Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства (да, нет)

5. В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права (да, нет)

6. Жизнь крестьян стала хуже? (да, нет)

7. В газетах были объявления о продаже крестьян? (да, нет)

8. Крепостные могли жаловаться на дворян? (да, нет)

9. Рабочий день на мануфактуре длился 8 часов? (да, нет)

10. Для второй половины XVIII века характерен быстрый рост налогового бремени (да, нет)

11. При Екатерине II российское правительство стремилось к постоянному ограничению и урезанию казачьих прав и свобод? (да, нет)

12. Нерусские народы Поволжья, Приуралья (татары, калмыки, башкиры) имели большие права и свободы, чем жители центральной России. (да, нет)

  1. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вводное слово учителя.

Главной причиной крестьянской войны стало усиление власти и произвола помещиков над крестьянами. Крепостные не имели никаких прав и подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев. Помещик мог ссылать крестьян по своему усмотрению за малейшую провинность и непокорность или отдать в рекруты, продать крестьянина, членов его семьи. Крестьян проигрывали в карты и меняли на собак. Тяжелым было положение работных людей на мануфактурах, они работали по 12–15 часов в сутки. Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих. Представителей нерусских народов считали людьми «второго сорта». Вся вторая половина века прошла под знаком захвата их земель русским дворянством в Поволжье и Приуралье. После разгрома восстания К. Булавина было ликвидировано казачье самоуправление.

 Как вы думаете, долго могли крестьяне терпеть, к каким последствиям могло привести такое отношение к людям?

А тема звучит так: «Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва». Записываем тему в тетрадь.

IV. Целеполагание

Что мы сегодня на уроке должны выяснить? Сформулируем цели и задачи, используя опорные слова:

  • Мы познакомимся с ... восстанием под предводительством Е.И. Пугачева,
  • Мы узнаем... о руководителе и составе участников восстания, о ходе восстания
  • Мы сможем поразмышлять...из-за чего произошло восстание, цели восставших, итоги восстания

Мы познакомимся с самым крупным восстанием 18 века, которое называют крестьянской войной из-за охвата территории и числа участников. Дадим характеристику, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий. Будем продолжать работать с различными источниками.

Работая сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос «Добро должно быть с кулаками»?

Давай те определим вместе план нашего урока.  Это не первое восстание, которое мы изучаем, поэтому я думаю вы уже можете сами назвать мне алгоритм изучения любого восстания.

  1. Работа над новым материалом.

План изучения нового материала:

  1. Причины восстания.
  2. Предводитель восстания.
  3. Требования восставших.
  4. Основные этапы восстания.
  5. Значение и итоги восстания.

Рассказ учителя. Работа с презентацией.

  1. Причины восстания.

1. Ужесточение крепостного права:

2. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах:

3. Недовольство казачества отменой ряда привилегий.

4) Стремление представителей нерусских народов на территории Российской империи получить равные права с русским населением.

  1. Биография Емельяна Ивановича Пугачева.

Емельян Пугачёв родился на Дону. Начал службу в 18 лет. Успел поучаствовать в Семилетней войне с Пруссией и в русско-турецкой войне. Служба протекала по-разному: Пугачёв бывал и в числе отличившихся, и в числе провинившихся казаков. Хотел завершить службу по болезни, но ему отказали, порекомендовав полечиться дома и возвращаться.

Давайте посмотрим не портрет Емельяна Пугачева. Как вы думаете какиеми чертами характера он обладал?

  1. Участники и программа восставших.

Е.И. Пугачев провозгласив себя, чудесно спасшимся императором Петром III, он рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять престол.

Местом восстания стала обширная территория между Поволжьем и Уралом.

Давайте найдем на карте место восстания.

  1. Основные этапы восстания.

Давайте откроем учебник на странице 27 и самостоятельно прочтем основные этапы восстания, заполняя таблицу.

I этап: 17 сентября 1773 г. – 22 марта 1774 г.

Началось с выступления Пугачева перед казаками, он открыл тайну своего имени. В текст его манифеста, давайте прочтем его. Количество его сторонников росла быстрыми темпами. За счет кого? Почему люди верили ему? Он покорял почти без боя одну крепость за другой. 5 октября, когда он подошел и осадил город Оренбург, то численность его армии достигла 30 тысяч человек.

Екатерина II испугалась такого размаха крестьянского восстания, она отправила Оренбургу огромное войско. Весной 1774 года под состоялось сражение между армией Пугачева и царскими войсками. Пугачев потерпел сокрушительное поражение. Таким образом, Iэтап войны закончился неудачей Пугачева.

II этап: апрель-июль 1774 г.

Пугачев снимает осаду с Оренбурга и отходит на территорию Башкирии и Южного Урала. Численность его армии достигла до 20 тысяч человек. И Пугачев повел свои войска в город Казань. В июле 1774 года он сумел взять окраины города, но кремль с заседавшими там остатками царского гарнизона взять так и не удалось – на помощь осажденным пришли царские войска и Пугачев опять проиграл.

III этап: 31 июля – сентябрь 1774 г.

Пугачев занимает ряд волжских городов и для пополнения своего войска устремляется на юг. К концу лета 1774 года армия Пугачева подошла к городу Царицыну, но овладеть им не смогли и были разгромлены. Перебравшись на левый берег Волги с небольшим отрядом, Пугачев был схвачен, его выдали властям богатые казаки. Пугачева посадили в деревянную клетку и повезли на телеге в Москву. Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве. Однако, несмотря на поражение Пугачева, крестьянские волнения продолжались еще год.

5.Значение и итоги восстания.

По сравнению с предыдущими народными выступлениями предводители восставших впервые смогли выдвинуть идеи борьбы с крепостничеством и сословием – дворянством, от которого исходило главное зло, по мнению Пугачева. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но также и рабочих и др.

После восстания под предводительством Е. И. Пугачева жизнь крепостных крестьян не стала лучше, наоборот, гнет еще больше усилился. Однако Екатерина II стала думать о том, как улучшить жизнь крестьян. На горных заводах Урала их владельцы стали увеличивать оплату труда работным людям, чтобы предотвратить новые восстания.

V. Закрепление пройденного материала.

- Когда происходило восстание?

- Кто возглавлял восстание?

- Почему вспыхнуло восстание? Основные причины.

А теперь давайте возьмем карту, и глядя на нее ответим (отмечая на карте).

- Кто участвовал в восстании?

- Какую территорию охватило восстание?

- Чем закончилось восстание? Значение и итоги?

VI. Итог урока. Рефлексия.

Давайте вернемся к нашим карточкам, и по тому же принципу оценим наш урок. Я буду задавать вопросы, а вы будете поднимать красную карточку если ответ нет, зеленую если ответ да.

  • Вам понравился урок?
  • Вы хорошо работали на уроке?
  • Вам понятны причины восстания?
  • «Добро должно быть с кулаками»?

Пора подвести итог урока.

Самое ценное это жизнь человека. Во время любого восстания гибнет огромное количество людей. Поэтому всегда надо искать способ донести свои проблемы и пожелания в мирной форме.

VII. Домашнее задание.

- Прочитать текст учебника.

- Заполнить таблицу.

VIII. Оценки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

Слайд 2

«Мужик-то гол, да в руках у него кол; есть надежда, что будет и одежда» ( русская народная пословица)

Слайд 3

Причины восстания: Усиление власти и произвола помещиков ; Тяжелое положение рабочих мануфактур; Отмена казачьего самоуправления на Дону; Лишение земель народов Поволжья и :

Слайд 4

Емельян Иванович Пугачёв Емельян Иванович Пугачёв (1742 — 1775) — донской казак , хорунжий. Смелый, энергичный человек. Дезертировал из армии и назвался Петром III. Он рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять «отчий престол».

Слайд 5

Требования восставших Отмена крепостного права, податей, обязательных рекрутских наборов Уничтожение дворянского сословия и права помещичьего землевладения Объявление всех участников восстания — свободными людьми Равенство всех вер и народов перед законом Утверждение власти Е. Пугачева ( самоназвавшегося Петром III)

Слайд 6

Движущие силы восстания Крестьяне Работные люди Донские казаки Башкиры Удмурты Марийцы Люди видели в Пугачёве освободителя от гнёта помещиков и царских властей.

Слайд 7

Основные этапы восстания Этап Даты Действующие силы Основные события Кто возглавлял царские войска Итоги I Сентябрь 1773 – Март 1774 Казаки, Башкиры, Рабочие. Осада Оренбурга, битва под Татищевой крепостью Кара, Бибиков Войска Пугачёва потерпели поражение и отошли за Урал. II Апрель – Июль 1774 Казаки, Рабочие, Удмурты, Марийцы, Чуваши Осада Казани, взятие городов Урала и Поволжья Михельсон Восставшие разбиты. Пугачёв с остатками войска ушел за Волгу. III Июль - Сентябрь 1774 Крестьяне, Казаки, Рабочие Осада Царицына, Орест Пугачёва Михельсон Восстание подавлено, Пугачев арестован.

Слайд 8

Казнь Пугачёва и его соратников в Москве. Рисунок XVIII в. Итоги 10 января 1775 г. Пугачёв был казнен на Болотной площади в Москве. В других городах были казнены Хлопуша (Соколов), Белобородов, Зарубин- Чика . Салават Юлаев был бит кнутом, после чего ему вырвали ноздри и сослали на каторгу. По Волге в течение нескольких недель плыли плоты с установленными на них виселицами. Стремясь стереть из памяти сами названия « бунташных станиц», Екатерина переименовала Зимовейскую станицу в Потёмкинскую, реку Яик в реку Урал, яицкое казачество в уральское.

Слайд 9

Значение восстания Самое крупное народное движение в России за всю её историю. Вожди восставших смогли впервые, кроме идеи свободы, выдвинуть и идеи борьбы с крепостничеством и с целым сословием дворянством, от которого, по мнению Пугачёва, исходило главное зло. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но и работных людей и представителей угнетённых национальных Восстание Пугачёва ничего не изменило к лучшему в положении крестьянства, коренных народов Поволжья и Приуралья , казачества. Лишь на некоторых горных заводах Урала были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда рабочих.

Слайд 10

Домашнее Задание Параграф 21 страницы 26 – 32. Заполнить таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"

Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...

Музейный урок в 1 классе. Тема. "История БАМа в истории класса"

Данный материал в доступной форме знакомит детей с историей стороительства БАМа. Материал может быть использован на уроках краеведения....

Конспект урока по теме "Восстание Спартака".

Конспект урока по теме "Восстание Спартака" (5 класс)...

Урок истории. Тема "История города Челябинска"

В конспекте представлена история города Челябинска и рассказ о парках и их достопремечательностях....

История. Страницы истории конспект урока 4 класс

Конспект урока для истории 4 класс...