Урок рефлексии. Формирование у учащихся способности к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
статья
Предварительный просмотр:
Урок рефлексии. Формирование у учащихся способности к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
(Выступление на педсовете)
Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. Упрощенно — это "разговор с самим собой".
В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений
Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то традиционный объединяет в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
Как правильно определить цели урока-рефлексии
По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.
Цели для урока-рефлексии:
Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Примерный план проведения урока-рефлексии
Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)
На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"!
Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)
Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.
То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.
Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:
- Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.
- Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.
- Блиц-опрос.
- РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе". На уроках математики: "Ты — уравнение. Расскажи о себе" и т.д.
- Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.
- Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.
Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.
- "Лови ошибку". Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок..
- "Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару.
Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.
III. Локализация индивидуальных затруднений
Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.
Удобнее всего работать по вопросам:
- Какое задание я выполнял?
- Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?
- Что делал сначала? Потом?
- Где возникло затруднение?
- Почему? Чего мне хватает для правильного решения?
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.
- Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться различать приставки пре- и при-, научиться решать задачи по данной формуле,.
- Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д.
- Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание, пересказать текст, выписать ключевые слова и т.д.) Для начала ученику можно предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В дальнейшем учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.
V. Реализация построенного проекта
Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.
VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)
Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.
Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).
Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.
VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.
Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.
Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, "светофор", рефлексивная мишень, графики и пр.
Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Овладение методом алгоритмизации как условие формирования у учащихся первого класса умения планировать собственные действия
Тезис доклада учителя начальных классов ХСФЛ Лыткиной Е.П. по теме: «Овладение методом алгоритмизации как условия формирования у учащихся первого класса умения планировать собственные действия»....
Статья Выявление типичных затруднений у учащихся при овладении грамотным и осознанным чтением
Выявление типичных затруднений у учащихся при овладении грамотным и осознанным чтениемВладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успеш...
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке
Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. Одна из центральных задач образования – формирование активной созидате...
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке русского языка
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке русского языка ...
Статья "Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке (из опыта работы)"
Преимущественной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии яв...
Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции (из опыта работы)
Дать ребенку возможностьиспытать радость от учения- задача современного учителя, а главная цель современной школы- научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать ее,...
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке русского языка ( из опыта работы)
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке русского языка ( из опыта работы)...