РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Перволого» по общеинтеллектуальному направлению
рабочая программа по информатике (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Перволого» по общеинтеллектуальному направлению, рассчитанная на 1 год.
ПервоЛого – это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого для дошкольного начального школьного образования. Содержит минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок. Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_pervologo_2_klass.docx | 142.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Переславское
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Перволого»
2 Б класс
по общеинтеллектуальному направлению
Учитель: Костюк У.В.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Место курса в образовательном процессе
Среди проблем, обращающих на себя внимание педагогов, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности обучения. Одним из критериев оценки эффективности обучения является наличие интереса у учащихся.
Потребность в активной познавательной деятельности возникает в конце младшего школьного возраста. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности.
В современной дидактике одним из инновационных направлений является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Также метод проектов развивает умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, особенности критического мышления. Данный метод наиболее легко вписывается в учебный процесс.
ПервоЛого – это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого для дошкольного начального школьного образования. Содержит минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок. Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов, ПервоЛого может успешно использоваться для изучения различных «профессий» современного компьютера и овладения его инструментарием. При работе с Лого не придется тратить время на предварительное изучение системы. Запуская программу, открывается компьютерный альбом, в котором практически сразу можно заниматься содержательной работой: рисовать картинки, создавать мультфильмы, управлять черепашками и т.д. Программа управляется с помощью простого графического меню. В ПервоЛого решен вопрос о «наследственности» Лого-программ. Ребенку, «выросшему» из ПервоЛого, не составляет труда перейти к работе в ЛогоМирах 3.0. Более того, ребенок сможет открыть в ЛогоМирах проект, созданный в ПервоЛого, и продолжить над ним работу. Среда обучения Лого является примером новых технологий обучения, направленных на освоение средств, при помощи которых учащиеся могут самостоятельно добывать знания. В системе Лого Миры (Лого) активно используется визуализация – она может быть применена для решения задач, интересных ребенку. Лого – среда, открытая для занятий любым школьным предметом. Лого важен не как язык программирования, а как средство развития личности, познания мира. Ребенок учится анализировать любую проблему, относиться к любой ошибке не как к катастрофе, а как к тому, что следует найти и исправить.
Занятия в объеме 34 часов проводятся 1 раз в неделю.
Цель и задачи курса
Цель курса: организация учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды ПервоЛого 3.0.
Основные задачи курса:
- способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления;
- освоение среды ПервоЛого и стандартных команд исполнителя Черепашки;
- развитие критического мышления.
Методы и формы решения поставленных задач
В рамках пропедевтического курса обучения программированию наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на занятии, проводить объяснения в первой части занятия, а на конец занятия планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение.
В комбинированном занятии можно выделить следующие этапы:
- организационный момент;
- активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);
- объяснение нового или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д. На этом этапе, как правило, используется компьютерная презентация или электронные наглядные пособия;
- работа за компьютером (выполнение практических заданий);
- подведение итогов.
Большое внимание уделяется развитию навыков проектной деятельности. Планируется выполнение следующих типов проектов: ин6формационные, творческие, игровые, практико-ориентированные.
Формы контроля
Сегодня, в условиях личностного ориентированного обучения, все чаще происходят: смещении е акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет по данной теме; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На занятиях в качестве портфолио выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года.
На занятиях используется такая форма контроля, как оценка и защита разработанных проектов, а также участие в конкурсах проектов.
Планируемые результаты.
Обучающиеся в результате обучения приобретают:
- умения и навыки использования программы Перволого для создания учебных материалов и групповых проектов в начальной школе;
- методику разработки проекта с использованием средств программы Перволого.
- устойчивую мотивацию использования проектной деятельности в учебном процессе.
Материально-техническое обеспечение.
Для занятий предоставляется:
- нетбуки, программа Перволого, медиапроектор, сканер, принтер, подключение к сети Интернет.
- Для работы используется интерактивная доска StarBoard
Содержание курса
«Программирование в среде ПервоЛого»
Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в ней.
Интерфейс программы ПервоЛого и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Понятие команды в среде ПервоЛого. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.
Учащиеся должны знать:
- назначение среды ПервоЛого;
- основные объекты графического интерфейса среды ПервоЛого;
- понятие команды и входных параметров.
Учащиеся должны уметь:
- управлять движением Черепашки;
- рисовать простейшие фигуры.
Создание микромира и его обитателей
Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.
Создание декораций микромира с использованием Поля форм и графического редактора.
Учащиеся должны знать:
- назначение и возможности Поля форм;
- технологию создания декорации микромира.
Учащиеся должны уметь:
- переодевать Черепашку в разные формы;
- пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров;
- создавать декорации микромира на переднем, среднем и зад
нем плане.
Организация движения Черепашки
Личная карточка Черепашки. Как задать движение Черепашки.
Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.
Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.
Учащиеся должны знать:
- назначение Личной карточки Черепашки;
- технологию организации движения Черепашки.
Учащиеся должны уметь:
- моделировать прямолинейное движение с разными скоростями;
- моделировать движение по сложной траектории;
- моделировать движение с повторяющимися фрагментами.
Составление программ
- Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Составление программ рисования графических объектов.
- Этапы создания анимационного сюжета.
Учащиеся должны знать:
- что такое программа;
- правила оформления программы;
- технологию создания анимационного сюжета.
Учащиеся должны уметь:
- разрабатывать программы;
- составлять программы рисования графических объектов;
- составлять программы для анимационного сюжета.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Техника безопасности.Графический редактор. Работа мышью. | 3.09 |
2 | Инструмент ШТАМП.Перетаскивание предметов. | 10.09 |
3 | Создание новых форм.Игра. Пазлы. | 17.09 |
4 | Проект « Веселые краски». | 24.09 |
5 | Использование коллекций рисунков . Клавиатура. | 1.10 |
6 | Работа в поле команд. Окна. | 8.10 |
7 | Работа в поле команд. Окна. | 15.10 |
8 | Сохранение информации | 22.10 |
9 | Работа в Word | 29.11 |
10 | Документы в Word | 12.11 |
11 | Альбом ПервоЛого | 19.11 |
12 | Создаем свой альбом. | 26.11 |
13 | Создаем свой альбом.Шаг 1, 2 | 03.12 |
14 | Создаем свой альбом.Шаг 3, 4 | 10.12 |
15 | Меню. Меню Редактор. | 17.12 |
16 | Проект « Парад». | 24.12 |
17 | Проект « Дорога». | 14.01 |
18 | Проект « Сад». | 21.01 |
19 | Проект « Лес». | 28.01 |
20 | Проект « На лугу». | 04.02 |
21 | Создание мультфильма. | 11.02 |
22 | Проект « Космос». | 18.02 |
23 | Пазлы Перволого № 1. | 25.02 |
24 | Пазлы Перволого № 2. | 04.03 |
25 | Создание кнопки. | 25.03 |
26 | Проект «Гусеница превращается в бабочку». | 01.04 |
27 | Создание текстовых окон. | 08.04 |
28 | Перемещение и изменение размера текстовых окон. | 15.04 |
29 | Прозрачное текстовое окно. Штамп текстового окна. | 22.04 |
30 | Способы озвучивания проектов. | 29.04 |
31 | Запись звука. | 06.05 |
32 | Проект «Говорящие черепашки». | 13.05 |
33 | Работа над проектами. | 20.04 |
34 | Презентация проектов. | 27.04 |
Литература
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989
- Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006
- Истомина Т.Л.Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.
- Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2000
- Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.
- ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"
Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу общеинтеллектуального направления «Мир логики» для 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторских программ С. Гин «Развитие Творческого Воображения. Мир фантазии. Мир логики»Настоящая программа внеуроч...
Программа внеурочной деятельности «Интеллект» по общеинтеллектуальному направлению 4 класс.
Программа внеурочной деятельности начальной школы 10. Краткая аннотация работыПрограмма «Интеллект» общеинтеллектуального направления. Расчитана для детей 10-11 лет. Срок реализации 1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение» по общеинтеллектуальному направлению.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение» по общеинтеллектуальному направлению для 2го класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "ПервоЛого" для 2 - 4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "ПервоЛого" для 2 - 4 классов...