Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс «История города»
рабочая программа по истории (1 класс)
Программа внеурочной деятельности 1 класс "История города"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoiya_goroda_1_klass.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №256 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Принята Педагогическим советом Протокол от 29.06.2020 № 12 | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ № 256 ____________Христюк Т.М. Приказ от 01.07.2020 № 81-ОД |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
начальное общее образование,
1 класс
«История города»
(Духовно-нравственное направление)
2020-2021 учебный год
Составитель: Смирнова И.Н.
Санкт-Петербург
2020г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. №09-1672 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Письма Минпросвещения России от 7 мая 2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»
- Положения о рабочей программе ГБОУ СОШ №256 Адмиралтейского района Санкт- Петербурга.
Программа общекультурного направления рассчитана на 66 часов из расчета 2 часа в неделю.
Цель программы:
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Структура программы. Предполагаемый результат.
Курс «История города» предназначен для обучающихся 7 лет. Он рассчитан на1 год.
1 класс.
«История города»
Курс посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.
В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:
- где и когда возник Санкт-Петербург;
- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга;
- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)
Должны уметь:
- найти на иллюстрации нужный объект;
- уметь показать на карте изучаемый объект.
Формы проведения занятий
Реализации задач курса «История Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
Основной формой организации по курсу «История Санкт-Петербурга» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- практические занятия
- беседы
- экскурсии
- конкурсы
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
- игра
- путешествие
- проектная деятельность
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Формы учета результатов обучения
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?».
Средства обучения
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные.);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «История Санкт-Петербурга» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного занятия в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала занятия к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к деятельности;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся получат возможность для формирования
эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу в сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников интернета под руководством учителя;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
- Приобщение к культурному наследию города;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
- Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Календарно – тематическое планирование.
«История города»
1 класс (2 ч в нед. /66 ч в год)
№ п/п | Тема | Форма проведения | Кол. часов |
1-2 | Мой район. Мой дом. Мой двор, моя улица. Будущее моего района. | Клубное мероприятие Игра - путешествие | 2 |
3-4 | Наш город - Санкт Петербург. | Клубное мероприятие Виртуальное путешествие | 2 |
5-6 | Мир города. "Живой город". Город и горожане. День памяти святого благоверного Александра Невского.(12 сентября) | Клубное мероприятие Игра | 2 |
7-8 | Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. | Круглый стол творческая работа в группах | 2 |
9-10 | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | Клубное мероприятие Интерактивное путешествие | 2 |
11-12 | Крепость на Заячьем острове. | Клубное мероприятие Игра-наблюдение | 2 |
13-14 | Петропавловский собор. Новое название крепости. | Клубное мероприятие | 2 |
15-16 | Первые городские постройки. Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | Круглый стол. Творческая работа в группах | 2 |
17-18 | Адмиралтейская верфь. | Презентация | 2 |
19-20 | Здание Адмиралтейства. | Круглый стол | 2 |
21-22 | Летний сад. Постройки Летнего сада. | Интерактивное путешествие | 2 |
23-24 | Летний дворец и его история. | Викторина | 2 |
25-26 | Дворцовая площадь – главная площадь города. | Интерактивное путешествие | 2 |
27-28 | Зимний дворец. | Интерактивное путешествие | 2 |
29-30 | Викторина «Первые постройки города» Украшение фасадов старинных домов. | КВН | 2 |
31-32 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | Игра-путешествие | 2 |
33-34 | Арка Главного штаба. Александровская колонна. | Творческая работа в группах | 2 |
35-36 | Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. | Работа в группах. | 2 |
37-40 | Санкт-Петербург – город рек и каналов. Река Нева, канал Грибоедова, река Мойка Фонтанка. | Интерактивное путешествие | 4 |
41-42 | Сенатская площадь. | презентация | 2 |
43-44 | Медный всадник. | Творческая работа в группах | 2 |
45-46 | Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор. | Исследовательская работа | 2 |
47-48 | Мосты города. | Викторина | 2 |
49-50 | Мосты города. | Интерактивное путешествие | 2 |
51-52 | Невский проспект. | Презентация | 2 |
53 | Казанский собор. | Творческая работа в группах | 1 |
54 | Памятники героям-полководцам возле Казанского собора. | Игра-экскурсия | 1 |
55-56 | Храм Воскресения Христова. | Работа в группах. | 2 |
57-58 | Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор. | Игра | 2 |
59-60 | Городская дума. | Презентация | 2 |
60-61 | Аничков мост. Аничков дворец. | Игра-экскурсия | 2 |
62-63 | Петербуржские набережные. | 2 | |
64-65 | Заводы. Фабрики. Порты. Вокзалы. | 2 | |
66 | Обобщение по курсу. День рождения города. | КВН | 1 |
Список литература:
1. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: 2015
2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2017 г.
3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия 2010
4. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2009г.
5. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление) курса «Севастополеведение» в начальной школе «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» (для 3 класса)
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)курса «Севастополеведение» в начальной школе«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»(для 3 кла...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"
Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс
Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста на основе пособий по истории города....
Программа внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга "Мой город"
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга для начальной школы, включающая в себя разделы ОБЖ и ПДД. Расчитана на 4 года....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой родной город"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мой родной город" разработана для учащихся младших классов с целью изучения истории, достопримечательностей и сим...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для классов кадетской направленности
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для начальных классов кадетской направленности. Воспитывает патриотические чувства через песни военных л...