Методическая разработка урока по теме "Блистательный Санкт-Петербург".
методическая разработка по истории (3 класс) по теме
Методическая разработка урока "Блистательный Санкт-Петербург" по истории и культуре города. 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Тема: Блистательный Санкт-Петербург.
Цель урока: ввести понятие «символ», «визитная карточка» города; формирование эстетического воспитания; пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.
Задачи:
- знакомство с историей создания нашего города;
- повторение изученного, контроль знаний;
- связь архитектуры, поэзии, музыки о нашем городе;
-расширение словарного запаса;
- воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PoverPoint, гимн Санкт-Петербурга музыка Р.Глиера, А.Вивальди «Времена года. Весна, Осень», индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит спокойная красивая музыка.
А) мозговая гимнастика
- качание головой из стороны в сторону;
- нарисуем в воздухе 8 сначала одной рукой, затем обеими сразу;
-глазами вверх-вниз, вправо-влево.
Б) психологический настрой
-Сейчас я начну учиться, я радуюсь этому, внимание моё растет, я готов к работе, я покажу все свои знания, у меня всё получиться.
2. Актуализация знаний учащихся.
- У каждого горда есть свои символы и эмблемы. Москву мы без труда узнаем по башням Кремля, Париж – по Эйфелевой башне, Лондон – по башне Биг-Бен и Тауэрскому мосту. Есть свои символы и у нашего города. Сегодня на уроке мы вспомним их, и совершим путешествие по блистательному Санкт-Петербургу.
На экране мультимедиа слайды с видами города, звучит музыка. Учитель читает стихотворение, дети ходят по классу в костюмах.
- Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен –
Всё восхищает и пленит,
В сиянье белой ночи.
Люблю тебя я , город мой,
Не знаю краше места!
Мне жизнь единая с тобой
Дарована в наследство!
3.Актуализация знаний.
Петр I.
-Ребята, перед вами листки с заданием. Найдите первое. Вы видите портреты известных людей. Среди них найдите портрет основателя нашего города и подпишите как звали этого человека. Отложите листочки.
После этого на экране появляется портрет Петра I.
Рассказ учителя:
Роста он был высокого- 2 м 4 см, имел смуглое лицо. В движениях был порывист, стремителен. Отличался независимым характером, неудержимой энергией, огромной работоспособностью. Петр с детства проявлял интерес к учебе и военному делу. Будучи образованным, он в то же время владел многими профессиями: был плотником, столяром, каменщиком, штукатуром, сапожником, моряком, кораблестроителем.
Вставал в 4 утра. Занимался государственными делами. Обедал в 14:00 часов. После обеда отдыхал, а затем снова принимался за работу. Петр не мыслил жизни без работы. Он любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках»
Ученик.
-То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник-
Он всеобъемлющий душой
На троне вечный был работник .(Громов И.)
- Петр Iодержал много побед, совршил множество великих дел, но может быть самое главное из них то, что он заложил новую столицу Санкт-Петербург.
Уже 3 года идет Северная война. Россия отвоевывает у Швеции древние русские земли. Царь Петр I стоит на береге Балтийского моря. Здесь он решает построить новую столицу России.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.
И вдаль глядел. Пред ним широка
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу. (А. Пушкин )
Но войны еще не видно конца и поэтому строительство нового города началось с крепости. Местом для нее был избран остров. Как он называется? (Заячий)
На экране слайд острова без крепости.
Ученик:
Пустынный остров в устье Невы назывался «Заячьим». Густо поросший, он действительно издали походил на пушистого маленького зверька. На горушке, совсем близко от воды, стояла рыбачья избушка. Жили в ней старый рыбак, белобородый дед Артемий, и его внук Петруха, парнишка лет 13.
-Как была названа эта крепость?
-В честь каких двух апостолов она названа? (Св. Петра и Павла)
-Возьмите листочки с заданиями и среди дат, найдите и подчеркните ту, которая является днем рождения нашего города (16 мая 1703 г.)
-В этот день на Заячьем острове завизжали пилы, застучали топоры. Так было положено начало Санкт-Петербургу, ставшему вскоре столицей огромного Российского государства.
Медный всадник.
- Ребята, посмотрите на 3 задание. Вы видите памятники Петру I, поставленные в нашем городе. Найдите среди них памятник, который носит название «Медный всадник» и обведите его.
На экране слайд с изображением памятника «Медный всадник»
Ученик:
Памятник был установлен во времена царствование Екатерины II на Сенатской площади (сейчас площадь Декабристов). Автор памятника – скульптор Фальконе. На пьедестале надпись: Петру I. Екатерина II.
А. С. Пушкин воспел памятник в своей поэме «Медный всадник».
Ученик читает стихотворение:
«Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сём коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь;
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
5. Адмиралтейство.
- Как называлась вторая крепость, построенная на берегах Невы? (Адмиралтейство)
- Найдите на ваших листочках 4 задание. Среди зданий найдите Адмиралтейство и подпишите его.
- Ребята, что строили с петровских времен в Адмиралтействе? (корабли)
Рассказ ученика.
- Место, где строят корабли, называется верфью. Строительство верфи, призванной служить и крепостью началось в 1704 году. Архитектор Адмиралтейства – Захаров. Уже в 1706 году на воду были спущены 2 корабля.
Во время спуска каждого корабля устраивались гуляния, звучала музыка, катания на лодках, устраивались фейерверки.
Дети в костюмах идут навстречу друг другу. Звучит музыка.
-Рад Вас приветствовать!
-Сегодня будет спущен очередной корабль на воду. Будет гуляние! Ваши планы?
- Непременно будем. Это большое событие.
- Мы с вами знаем, что шпиль Адмиралтейства украшает кораблик, напоминающий обо всех славных победах российского флота.
Ученик читает стихотворение.
Плывёт в высоком небе
Кораблик золотой,
Плывёт он днем и ночью
Над царственной Невой.
На шпиль Адмиралтейства
Кораблик водружен.
И всем ветрам и бурям
Всегда послушен он.
6. Летний сад.
- Ребята, как называется самый первый сад нашего города? (Летний)
Рассказ учителя.
-Особое место в развлечении города занимал Летний сад. В летнее время он являлся основным местом публичных увеселений. Участвовать в таких увеселениях могли: дворяне, вельможи, чиновники, военные, купцы и даже мастеровые люди. Все пользовались одинаковыми правами. Ценилось не знатное происхождение, а деловые заслуги каждого гостя. Все приходили в праздничных нарядах.
- А как выглядел сад?
Рассказ ученика.
- Длинные прямые аллеи. Деревья подстрижены в виде шаров, фигур зверей. Били фонтаны. На аллеях статуи, выполненные из белого мрамора. Перед ними стояли скамейки и столики. Гуляющим предлагались угощения. Вечером зажигались фейерверки.
- Мы знаем, что в Летнем саду есть знаменитая «решетка». Петербуржцы передают их поколения в поколение историю о том, как один англичанин, который приплыл в Петербург на своём корабле, чтобы посмотреть на красоту нашего города. Посмотрев на решетку и, не сходя на берег, уплыл обратно, сказав, что самое прекрасное он уже видел.
-Посмотрите на 5 задание, найдите среди решеток, решетку Летнего сада. Обведите её в кружок.
Стихотворение.
А это что за кружева
Видны там впереди?
К решетке –чуду поскорей
Поближе подойти.
Как в сказке замерли цветы.
Волшебник, кто же он?
Давным-давно всё это сплел
Из чугуна Фельтен.
7. Зимний дворец.
Зимний дворец – это последнее и самое совершенное творение великого зодчего Франческо Бартоломео Растрелли. Приказала его построить императрица Елизавета Петровна.
-Найдите Зимний дворец на листочках и обведите кружком.
Это очень большое 3-х этажное здание и вам понадобится почти час времени, чтобы обойти его кругом не торопясь. Стены выкрашены в ярко-зеленый цвет, с белыми колоннами.
На крыше дворца, над каждой колонной располагаются высокие медные статуи. Во дворце множество больших и малых комнат: личные покои членов царской семьи, гостиные, театр, тронный зал, помещения для торжественных встреч. Сейчас в Зимнем дворце находится лучший музей нашей страны - Эрмитаж. В нём находятся шедевры искусства, живописи, скульптуры.
- Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нём наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей.
Здесь «Эрмитаж» - гордость Родины.
4. Итог урока.
-Ребята, сегодня на уроке мы вспомнили и говорили о зданиях нашего города, которые являются символами нашего города, его визитной карточкой.
В конце года вы писали сочинения о Санкт-Петербурге.
-Выходите к доске, послушаем вас, как вы любите свой город и за что.
Чтение детей своих сочинений.
-Галушкин Георгий: «Мой город называют Северной Венецией, потому что в нём много рек и каналов».
-Ветчинкин Тимофей: «Наступают белые ночи, когда можно гулять всю ночь и светло, как днем. Петербург –всегда разный. И за это я его люблю».
- Крутова Анна: «В моём городе много мостов. С родителями я ходила на их разведение. Увиденное меня очень восхитило и потрясло».
-Дурягина Саша: «Мой город – музей под открытым небом. Я люблю бродить по городу в солнечную погоду и когда идет дождь. Мне уютно и тепло в нём».
- Смирнов Игорь: «Я люблю свой город! Мне повезло, что я родился в самом центре города на улице Чайковского».
- Олькович Слава: «Мой город – герой. Потому что во время Великой Отечественной войны враг не смог пробить оборону Ленинграда. Ленинград выстоял, не сдался. Я очень люблю свой город».
- Батрынак Анна: «Я люблю тебя, уважаю, горжусь тобой, мой город! И обещаю тебе, что буду достойным её гражданином».
Учитель:
- Урок окончен. На этом курс программы 3 класса закончен. Вы все молодцы! Вы показали свои знания, я почувствовала и увидела, как вы любите свой город. Все сегодня получили пятерки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия "Удивительные памятники Санкт-Петербурга"
Ознакомление с необычными памятниками Санкт-Петербурга: памятник бомбардиру Василию, памятник трубочисту, добрая собачка Гаврюша....
Методическая разработка урока - занятия по теме "Санкт - Петербург - город дружбы!"
ДАННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ШИРОКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА, КАК ОТДЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ГОРОДА, КАК ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ, КАК КЛАССНЫЙ ЧАС.....
Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ ШКОЛЫ № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения 6.3 с НОДА.
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся Подготовительного 1 класса. Вариант обучения 6.3 с НОДА.Учитель: Свергун С.А.Тема урока: Рисование композиции из двух фигур по шаблонам с о...
Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБУ школы № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга с НОДА. Вариант обучения 6.3
Методическая разработка урока по математике для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ школы № 584 «Озерки» Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГРАФИКЕ И ПИСЬМУ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 3 Д КЛАССА, ШКОЛА № 7, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
Методическая разработка урока для классов "Особый ребенок", по предмету Графика и письмо. В основе его лежит тематическое планирование под редакцией Л. Баряевой. В интересной форме с э...
Методическая разработка занятия-экскурсии "Танцующий Санкт-Петербург: от Петра до современности"
разработка рекомендуется педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям....
Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу» выполнена мною в рамках курса по краеведению. Можно использовать данный конспект для внеурочных занятий в 1 и 2 классе....