Конспект урока по истории
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Коровина  Кристина Олеговна

Урок истории.
Тема - "Пётр Великий. Российская Империя."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur_istorii.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Учебный предмет: Окружающий мир. Плешаков А.А.

Класс: 4        

Тема: "Петр Великий. Российская Империя"

Тип урока: урок открытия новых  знаний

Цель: сформировать представления о Петре I – первом императоре, его преобразованиях, о строительстве Санкт - Петербурга.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с переломным моментом в истории нашего государства -становлением Российской империи;
  2. Сформировать образ Петра I , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной, но противоречивой личности; дать представление воспитанникам о реформах Петра в социальной политике;
  3. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение ориентироваться в тексте, речь;

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.

И снова урок истории – 
В минуты сжатые века…
О, сколько крови, слёз и горя
Впитала книжная строка!

-Готовы продолжать путешествие по страницам истории?

История - это главное богатство русского народа.  Сегодня мы узнаем ещё что-то новое из истории.

-Я желаю вам всем успехов в открытие нового знания. Теперь в путь, друзья!

-С чего начнете работу на уроке? ( с повторения необходимых знаний)

II .Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Давайте все вместе вспомним уже известные нам события и деятелей. ( фронтальная работа)

– Какие опасности угрожали России в начале XVII века?

– Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

– Когда в России начали править цари из рода Романовых?

– Кто мог сказать такие слова?

1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)».

(Кузьма Минин.)

2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве».

(Иван Федоров.)

3. «И повел я войско навстречу Ахмату».

(Иван Грозный.)

4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».

(Дмитрий Пожарский.)

«Яркое пятно”
- Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.

III.Постановка учебной проблемы (целеполагание)

-Возникло ли затруднение при ответе на вопрос? ( если да, то почему?)

- Как вы думаете, о ком идет речь? Вы хотите узнать имя этого царя?
- Итак, какая же будет тема нашего урока? Кто догадался?

-Откройте учебник на странице 27. Прочитайте тему урока. (Петр Великий)
- Какой у вас возник вопрос (почему Петра называли Великим?) (Не знаем ответа на этот вопрос)

-Какую же цель поставим перед собой?

- В конце урока вы сами дадите мне ответ на этот вопрос

IV. Открытие «нового знания»

 

- У вас на столах лежат листочки с изображением родословного древа семьи Романовых. Найдите на нем Петра 1 и скажите, чьим сыном и внуком он был?

-  30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич. С детства он был окружен иноземными вещами; в двухлетнем возрасте его забавляли музыкальными шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку. Детство Петр провел в подмосковных  селах Преображенском и Семеновском . Петр очень любил подвижные игры. Его игрушками были  пушки, пистолеты, корабли. Когда Петру было 12 лет, для него построили потешную крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом .Много времени он проводил в военные игры со сверстниками, из которых были созданы 2 потешных полка- Семеновский и Преображенский. В будущем они стали опорой молодого царя. Также в детстве у Петра появился огромный интерес к морю и кораблестроению…
Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр.
- В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство? (10 лет)

- Прочитайте слова на доске. ( «Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе»)
- Как вы понимаете слово «преобразования»? ( Не знаем)
- Знаем ли мы, какие преобразования сделал Петр I? (нет)
- Значит, какова цель нашей дальнейшей работы? (Выяснить, какие преобразования провел в России Петр I.)

- Какой город на Неве построил Петр I? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте внимательно посмотрим на слайд. Перед вами достопримечательности города, который основал Петр1, давайте все вместе соотнесем картинки с названиями и ответим на поставленный вопрос.

(фронтальная работа с доской)

- Какой ответ получился? (Санкт-Петербург)

- Давайте совершим заочную экскурсию в северную столицу и познакомимся с ее достопримечательностями.

– Прочитайте текст на с. 98–100. Легко ли было построить город на Неве? (Было очень сложно: болотистая местность, необжитые края.)

– Почему город имеет такое необычное название? (Петр решил заложить европейскую столицу.)

- Какие же преобразования провел Петр I? (Петр I создал армию, флот, по его приказу строили заводы, мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты.)

Мы знаем, что Петр I был государем, правителем, а кем он был еще? ( Он был солдатом, моряком, строителем - Что еще нового из прочитанного узнали о Петре? Не жалел ни себя, ни своих подданных)
- Объясните, как вы это понимаете (высказывания детей)
- Хорошо это или плохо: не жалеть ни себя, ни своих подданных? (мнения)
- Рассмотрите иллюстрации на странице. Какие реформы вы видите? (Создание армии, строительство заводов, кораблей, создание флота.)

- Подданные называли своего царя «Отцом Отечества». Интересно, почему?

 Выясним ответ на этот вопрос, работая в группах. У каждой группы будет свое задание, оно находится в конверте.
1 группа готовит ответы на вопросы: С какой целью Петр I начал войну? С кем воевала Россия? Под каким флагом громили шведский флот

2 группа готовит ответы на вопросы: Какой город был основан в устье реки Невы? Чем он стал для России?
3 группа готовит ответы на вопросы: 
1. Что праздновал Петр I в 1721 году?
2. Сколько лет длилась война? Откуда вы узнали?

4 группа готовит ответы на вопросы: Кем стал Петр I по окончанию войны? В каком году это произошло?
Настали ли новые времена для России? Как называются эти времена?
5 группа готовит ответы на вопросы: Кому был установлен памятник на берегу Невы?
Для чего была основана Академия наук?

- Почему же подданные называли своего царя «Отцом Отечества», какими делами прославился Петр Великий?

 (ответы групп, , одновременно рассматривают изображения Андреевского флага, памятника «Медный всадник», виды Санкт-Петербурга)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Что мы выяснили о жизни и деятельности Петра1?

- Давайте попробуем решить следующие  задание, применив новые знания (фронтальная работа). У вас на партах есть карточка с кроссвордом. Отвечаем на вопросы, аргументируя свой ответ.

1. В 1721 году во время правления Петра Первого Россия стала ЕЮ.
2. В ЭТОМ селе юный Пётр прошёл неплохую боевую подготовку.
3. Первое плавание по морю навело Петра на мысль, что в России должен быть собственный ОН.
4. Победа над шведами окончательно закрепила за Россией ЭТУ область.
5. ЭТОТ город Пётр Первый взял у турков только со второго раза.
6. Именно ОНО появилось у нас в Европу благодаря Петру Первому.
7. Петропавловская крепость, возведённая Петром, стала основой ЕГО.
8. Именно ТАКИМ прозвали Петра Первого за его дела.
9. Фактическая правительница России в начале правления десятилетнего Петра.

10. Где прошло детство Петра1

11. Какое было отчества у Петра1

-Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? (Нет)
Вывод: многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.

- Хотели бы вы жить в России времен Петра I?

VI. Самоконтроль и самопроверка

- Откройте рабочую тетрадь, самостоятельно выполните задание.
- Проверим работу (один ученик читает вопрос, дает ответ; выслушивается мнение других учащихся)

- Кто допустил ошибку? Поставьте знак «?». Какую ошибку допустили и почему?

- Кто выполнил задание правильно? Поставьте себе «+».

VII. Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала

- Зачем мы с вами сегодня все это изучали? Для чего нам нужны эти знания?

– Назовите главные слова нашего урока. (Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др.)

 Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе? 
(Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе, но проходили эти преобразования не просто.)

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности

- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?
- Что для вас было самым интересным? (отвечают на вопросы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории на тему: "Старинные города"

В данном материале содержится конспект урока по истории и презентация, соответствующая данному конспекту....

Конспект урока по истории 4 класс "Отечественная война 1812 года"

На учителях начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они закладывают основы познавательного интереса в учениках. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского са...

Конспект урока по истории

Конспект урока по теме Великая Отечественная война...

Конспект урока "Тропинками истории посёлка Жилкино", Путешествие для любознательных пассажиров.

Данная методическая разработка урока по учебному курсу  " Молодой гражданин России",  2 класс, разработана в соответствии с ФГОС. Сверхзадача урока: формирование устойчиво-пол...