Конспект урока по истории
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме

Сидорова Татьяна Анатольевна

Конспект урока по теме Великая Отечественная война

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidorovata-stsenariy.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №5 Образовательный центр «Лидер»

г.о. Кинель Самарская область

Конспект урока по истории

                                Подготовила: учитель начальных классов

Сидорова Т. А.

2013/2014 уч.г.

Тема: «Вставай, страна огромная…» (Великая Отечественная война)

Класс: 3

Продолжительность: 40 минут

Цели:

        - закрепить знания детей об итогах развития советской страны в 20-30-е годы;

        - сформировать первичные представления о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., об истоках победы советского народа в этой войне;

        - воспитывать чувство патриотизма, гордости за подвиги и мужество советских людей, способность сопереживать чувствам людей;

        - развивать умение определять характер военных действий, устанавливать причинно-следственные связи, пользуясь текстом учебника и приемами логического мышления, умение соотносить текст и иллюстрации.

Оборудование: диск с песнями, иллюстрации, плакаты, портрет Жукова, карточки, учебник, рабочая тетрадь.

Интеграция: музыка, окружающий мир, чтение, русский язык.

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Сообщение темы и цели урока

- сегодня мы с вами на уроке повторим изменения, успехи в развитии советской страны в 1920-1930-е г.г. и познакомимся с героическим, но и трагическим событием, которое стало испытанием для всей страны, для каждого человека

III.     Проверка дом.задания

а) вопросно-ответная беседа

- каких успехов добилась Советская Россия в 20-30-е годы?

- вспомните, что изменилось в стране в лучшую сторону в эти годы?

                        (стр.94,96,97

Отечественные автомобили, тракторы, комбайны,   поднялись заводы и фабрики, шоссе, железнодорожные линии, электростанции, в новых школах взрослые и дети учились грамоте, строилось московское метро, новые стадионы, радио)

 - вы знаете, что раньше дома освещались лучиной, а как же освещались дома в 20-е годы? Что стали использовать для освещения в крестьянском доме?

                        (электрические лампочки)

- учились грамоте дети и взрослые, а какое было образование?

                        (бесплатное)

- в стране появились свои инженеры, врачи, педагоги, техники и все это из числа рабочих крестьян и детей.

- как советским людям удалось за короткий срок поднять страну из разрухи первых десятилетий начала XX века? Ребята, как удалось добиться этих успехов?

(стр. 95. У них была общая цель – построить в нашей стране справедливое общество, добиться светлого будущего)

 - Кто трудился для достижения этой цели?

                        (весь народ: рабочие, крестьяне, молодежь)

б) микроитог

- в 20-30-е годы страна встала на один уровень с другими странами. Были трудности, было недовольство, но народ  их терпел, мирился с ними. Взрослые люди считали, что они должны потерпеть сегодня, чтобы завтра, т.е в будущем, их детям и внукам жилось легче, чем им. Чтобы они были счастливы и успешны. Но многим мечтам не суждено было сбыться.

- давайте вспомним, какие войны проходили на территории нашей страны в разные исторические эпохи.

- с кем сражались русские дружины в XIV-XVвв. Чье существовало иго?

                        (монголо-татары)

- с кем вел войну Петр I?

                        (со Швецией, Северная война)

- кто напал на Россию в 1812 году?

                        (Франция)

- какая была эта война?

                        (отечественная война 1812 г.)

- а в 1914-1918гг. какая проходила война на территории нашей страны?

                        (первая мировая война)

- давайте подумаем, что объединяет все эти войны? Что между ними общего?

- зачем пришли монголо-татары, наполеон, Германия в 1914г?

                        (чтобы завоевать новые земли)

- как их можно назвать?

                        (завоеватели)

- такими завоевателями в конце 30-х годов XX века были фашисты. Злейшим врагом народов была фашистская Германия. Вожак немецких фашистов Адольф Гитлер заявил, что немцы должны господствовать в мире, покорив другие народы и превратив их в своих рабов. Германия приступила к захвату соседних стран. Так в 1939 году началась Вторая Мировая война.

- откройте учебник на стр.104 у вас есть карта, в правом верхнем углу есть условный значок, который обозначает границы территории, подвластной фашистской Германии и ее союзникам

- давайте с вами рассмотрим, какие государства оказались под властью Германии и ее союзников до нападения на СССР

                        (Норвегия, Финляндия, Франция и др.)

- вот какие силы собрал Гитлер против нашей страны

IV. Изучение нового материала

(на фоне песни «вставай, страна огромная…»)

- итак, шел 1941 год. 22 июня в 3 часа 40 минут фашистская армия без предупреждения войны напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Как советские люди отреагировали на это? Давайте прочитаем об этом на стр. 101. Найдите абзац, начинающийся словами «Тысячи людей..»

                (чит.вслух)

- какие слова в прочитанном тексте доказывают, что начавшаяся война была Отечественной?

                (подчеркнутые строки)

- так же воевали женщины, чтобы отомстить за своих родных, защитить своих детей. Так же сражались и дети. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали. Их знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Вот например: Аркадий Каманин, когда началась война, он пришел работать на аэродром. Однажды во время воздушного боя вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Он успел передать управление самолетом Аркадию, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

Саша Колесников учился в 3-м классе. В 1943 году он сбежал из дома на фронт. Он взорвал мост через реку, по которому к немцам шло боевое пополнение, боевая техника.

- первый удар приняли пограничники, которые сражались в Бретской крепости. Немцы рвались на Север к Ленинграду, в центр к столице, и на Юг, на Кавказ. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

- ребята, а кто знает, что такое блокада?

                        (когда Ленинград был оторван от территории всей страны.

Карта: Ленинград с юга фашисты, на востоке озеро, на зап….)

- она длилась 900 дней и ночей. В городе осталось около двух миллионов жителей. Запасы продовольствия быстро таяли, а пополнения не наступало. В декабре 1941 года защитники города получали 300 граммов хлеба и 100 граммов сухарей. Представьте 300 граммов хлеба, это два спичных коробка. Как делали хлеб, мололи жмых и пекли. Еще в лучшем случае давали кружку кипятка. В домах не было тепла, водопровод не работал. Но город жил и боролся.

- первую победу одержали над Москвой. Давайте прочитаем стр.102 первый абзац

                (читает вслух)

- скажите дату, когда произошла битва за Москву?

(с сентября по декабрь 1941 года - наши войска держали немцев, и когда у нас прибавились силы, мы стали наступать и наступление действий наших народов было - от 5 декабря 1941 до начала февраля 1942года)

(читают дальше)

- так за счет чего мы устояли, одержали победу?

                (мужество, героизм)

- однако фашисты были сильны и продолжали наступать. Следующая битва – Сталинградская битва, которая длилась год с 1942-1943гг.

- было принято решение не отдавать Сталинград, потому что нельзя было допустить того, чтобы немцы перебрались через Волгу. Если бы они это сделали, то выходов больше не было бы

- давайте прочитаем, на стр.102 ,2 абзац

                (читают вслух)

- 2 сентября 1943 г.- наши войска победили в Сталинградской битве

- как сейчас называется Сталинград?

                (Волгоград)

- посмотрите, какие памятники есть в Волгограде

                (иллюстрации: дом сержанта Павлова, Сталинградская мельница, памятник «Родина – мать»)

- на Мамаевом кургане нельзя быть равнодушным. Нельзя без комка в горле проходить мимо скульптур наших воинов, нельзя без волнения читать надписи, которые в грозном сорок втором выцарапывали на стенах домов солдаты, клянясь в верности до последней капли крови защищать Сталинград. Ступеньки бесконечной лестницы ведут к вершине кургана. И почти на каждом шагу – скромные плиты с именами тех, кто погиб на этой высоте. На плитах – алые гвоздики. С Мамаева кургана город как на ладони. Бесконечные улицы, красивые и новые дома, серая лента Волги. Улицы утопают в зелени, и трудно поверить, что 65 лет назад в городе не было ни одного целого здания, ни одного живого дерева, только черные обожженные стволы.

- 5 июля 1943 года началась Курская битва, где было крупнейшее танковское сражение.

- сейчас нам Пенский Андрей немного расскажет о своем прадедушке – танкисте

                (рассказ ученика)

- ребята, скажите, а почему наша армия одерживала победы? За что сражались?(за землю)как сражались? Какая была техника? (катюша-16 снарядов)

- можно сказать, что тыл был воедино с фронтом. Что это значит?

                (что тыл давал фронту все, что было нужно)

- при приближении немцев, предприятия стали эвакуироваться на восток, на Урал, в Сибирь. Угроза нависла над Москвой и решили сделать вторую столицу. И наш город был второй столицей. Сюда переехало правительство.

- а какую военную продукцию выпускал наш город?

                (авиационный завод, порох..)

- сейчас нам про своих прабабушек расскажут Гришкова Полина и Федченко Саша.

                (рассказ детей, по очереди)

- вы все писали сочинения, мы прослушали отрывки из сочинений троих ребят: это Пенский Андрей, Гришкова Полина и Федченко Саша. Эти работы признаны лучшими.

- успех воинов на фронте зависел так же и от тех, кто ими командовал. Среди всех командующих нашей страной, можно выделить таких как: Иван Семенович Конев, Константин Константинович Рокосовский, Георгий Константинович Жуков и многие другие.

- у вас в учебнике говорится об одном маршале, Жукове. Как вы думаете почему?

                (были особые заслуги)

- я сейчас расскажу вам о нем, а вы попытайтесь определить его заслуги, чем он отличается?

- Георгий Константинович Жуков – советский военачальник, маршал Советского Союза. Годы жизни 1896-1974 гг. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск в Московской битве, при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, при наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции, во взятие Берлина. Он был заместителем Верховного Главнокомандующего. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 год принял капитуляцию фашистской Германии.

- к этому времени Берлин был уже в наших руках. Берлин взяли СССР вместе со своими союзниками. А кто был союзниками?

                        (стр.101 первый абзац, США)

- так закончилась Великая Отечественная война против Фашистской Германии. Какой день мы отмечаем как День Победы?

                        (9 мая)

- и вы наверное слышали даже улицу названную в честь дня победы. Как называется улица?

                        (улица Победы)

(песня «День Победы»)

V. закрепление изученного материала

- когда Германия напала на Советский Союз?

                        (22 июня 1941г.)

- когда закончилась эта война?

                        (9 мая 1945г)

- посчитайте, сколько лет и месяцев она продолжалась?

                        (4 года 10 месяцев)

- военные специалисты посчитали, что война продолжалась 1418 дней и ночей.

- на доске вы видите важные сражения Великой Отечественной войны и даты. Нужно их соотнести

2 февраля 1943г.                        Прорыв блокады Ленинграда

8 сентября 1941г.        Контрнаступление советских войск над    Москвой

6 декабря 1941г.        Победа в Сталинградской битве

9 мая 1945г.        Началась Курская битва

5 июля 1943г.        Капитуляция Германии

8 мая 1945г.        День Победы

- почему война называется Отечественной?

- а почему Великой?

                   (шла долго, в рамках Второй Мировой войны, Гитлер направлял всю мощь против нашей страны)

- почему Советский народ сумел победить Германию?

- какие чувства в них были?

- и я думаю вы не забыли, что в этом году мы празднуем 65-летие Победы

VI. домашнее задание

-  раб.тетрадь - №1,2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории на тему: "Старинные города"

В данном материале содержится конспект урока по истории и презентация, соответствующая данному конспекту....

Конспект урока по истории 4 класс "Отечественная война 1812 года"

На учителях начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они закладывают основы познавательного интереса в учениках. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского са...

Конспект урока "Тропинками истории посёлка Жилкино", Путешествие для любознательных пассажиров.

Данная методическая разработка урока по учебному курсу  " Молодой гражданин России",  2 класс, разработана в соответствии с ФГОС. Сверхзадача урока: формирование устойчиво-пол...

Конспект урока "Устная история родного края."

Конспект урока "Устная история родного края."...