Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| -Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового. Русь великую, Русь святую, В окруженье седых берёз, Я не первый в стихах рисую, Как икону пишу, всерьёз. Я молюсь за неё, родную, Среди ночи молюсь и дня, Я не первый её рисую, И последним пишу не я. (Слайд 1) -Ребята, как вы думаете, почему наш урок начинается именно с такого стихотворения? -Есть времена в истории родины, значение которых очень велико, каждое новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. -Ребята, а вы любите путешествовать ? А куда бы вы хотели попасть? Что бы вы хотели увидеть? Для чего? -Увидеть что-то новое, интересное, любопытное можно и в нашей стране. Наш замечательный город Сыктывкар очень молод по сравнению с другими городами России. И посетим мы сегодня древние, старинные города, которыми славилась Древняя Русь. Первое наше путешествие будет по книге знаний- нашему учебнику. Загляните на стр.35. - Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. Найдите знакомые и незнакомые вам начертания букв. Первая буква пишется А, читается – аз, а обозначает - я. Вторая буква пишется Б, читается – буки, а обозначает – буква , книга. -Должен ли культурный человек знать историю своей Родины?Традиции,обычаи,памятники? – Что вы понимаете под словом «культура»? ( «Культура – это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой».) – Как вы представляете себе памятники? (Строим рассуждение от слова «память».) – Теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры». (Учащиеся высказывают предположения.)
Работа в рабочей тетради. – Откройте рабочие тетради на с.12 , выполните задание 1. (Что из изображённого на рисунке является объектом культуры?) – Сгруппируйте объекты «по тому, для чего они нужны человеку». Так, «вещи» делятся на группы «жилища», «средства передвижения», «инструменты», «хранители информации – знаний». Группа объектов под условным названием «мысли» включает в себя «поиск решения примера», «проект будущего автомобиля», «стихотворную строку, сложившуюся у поэта». Группа «чувства и образы, отражённые в искусстве», может складываться из «красивого пейзажа», «скульптурного портрета», «весёлой мелодии», «задорного танца». Беседа. Работа с картами. – Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе. (Посуду, мебель, одежду, транспортные средства и т.д. Из духовной культуры – песни, танцы, сказки и т.д.) – Где были распространены эти памятники культуры – в городах или деревнях? (И в городах, и в деревнях.) – Посмотрите на карту на с. 30 учебника – много ли было городов в Древней Руси? (Нет.) – Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время жили два-три человека из ста (для сравнения – в современных городах России живёт 64 человека из ста). На доске появляется запись: Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало. – Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что переводится как «страна городов». На доске появляется запись: Древняя Русь – «страна городов». – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Городов было мало, но Русь называли «страной городов».) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»? Проблема урока записывается на доску. – Для того чтобы решить поставленную проблему, давайте заполним таблицу «знаем – не знаем». В левую колонку таблицы внесём всё, что мы можем сказать о городах, опираясь на ваши знания и иллюстрации к теме 6. В правую колонку – то, что нам необходимо выяснить для решения проблемы. -Ребята рассмотрите иллюстрации учебника на с. 32–36.Какие особенности городов вы видите? Учитель прикрепляет к доске заранее подготовленные листы или, наоборот, снимает листы бумаги, закрывающие заранее написанный текст. Так заполняется левый столбик таблицы (см. ниже). Далее учитель заполняет правый столбик таблицы. На доске должно получиться примерно следующее (без надписей в скобках): Что мы знаем о городах Древней Руси | Что не знаем о городах Древней Руси | Были огорожены стенами с башнями и проездными воротами Можно увидеть много домов, дворцов, торговую площадь Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой В городах была распространена письменность | Кто постоянно жил в городе?
Кто и для чего приезжал в город?
Чем городская жизнь не похожа на деревенскую? |
– Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали?
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | Работа в учебнике. – Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно? (Ученики высказывают предположения, которые можно проверить с помощью текста учебника на с. 26–27 от слов «иностранцы приезжали…» до «…об искусных мастерах». В тексте упоминаются князь, ремесленники, купцы. Упоминание городского собора (храма) позволяет предположить, что в городе жили священники.) – Зная, кем были жители древнерусских городов, можем предположить, кто к ним приезжал и зачем. Давайте попробуем разыграть «Сцены из городской жизни». Из числа учеников выбираются великий князь, дружина, помощники князя, купцы, ремесленники, священник. Остальные будут крестьянами, заморскими гостями, мастерами из других городов, бродячими артистами и т.д. Ученики, играющие роли жителей города, придумывают, что они могут предложить друг другу и «гостям». Ученики, выступающие в ролях гостей, придумывают, для чего они приехали в город, обращаются к «жителям». Разыгрываются короткие импровизированные сценки. Сюжеты: крестьяне привезли на продажу овощи; люди, назначенные князем, собирают дань; князь решает спор между «гостем» и «жителем» (например, о краже товара); иногородние мастера ищут работу и т.д. Ученики (группы учеников) показывают сценки по очереди. Парты расположены по кругу, а ученики рассаживаются на стульях перед партами, как бы «внутри городских стен», лицом к «центральной городской площади» и друг к другу. – А теперь представьте: всё, что вы показали, происходило в городе не по очереди, как в наших сценах, а одновременно! Что получится, если показать все сценки сразу? (Будет шум, неразбериха, толкотня.) – Попробуйте объяснить фразу «В деревнях жизнь текла, а в городах кипела». Ученики предлагают свои объяснения, подчёркивая, что в города съезжалось очень много народу, который толпился около дворца князя, в соборах, на торговой площади. – Какие памятники культуры дошли до нас со времён Древней Руси? – Посмотрите на иллюстрацию на с. 36 и прочитайте задание. Вы можете его выполнить? (Нет, мы не знаем, кто такие монахи.) Ученики по цепочке читают фрагмент «Труды и молитвы» до слов «…яркая культура». – Давайте ответим на последний вопрос таблицы: Чем городская жизнь была непохожа на деревенскую? Города были центром: а) политической (сам князь и его помощники решали важные государственные вопросы); б) экономической (ремесленники и приезжие крестьяне торговали своими товарами); в) религиозной (в городах строили большие и красивые храмы, монастыри); г) культурной жизни страны (в городах накапливались и сохранялись разнообразные культурные богатства, привезённые из разных мест огромным количеством людей).
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?
| Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?) – Посмотрите, на все ли вопросы таблицы мы ответили? (Да, на все.) Можем ли мы теперь дать ответ на главный вопрос урока? Древнюю Русь называли «страной городов» за то, что города являлись центрами всей жизни государства. Иностранцев поражали красота, необычность русских городов, а огромное количество народа на улицах могло создать впечатление, что всё население Руси живёт в городах. Работа в учебнике. – Прочитайте вопросы 1–6 после текста. Попробуйте ответить на вопросы. Ученики работают парами. – Что вам нужно было сделать? – Удалось вам выполнить задание? – Вы сделали всё правильно или были недочёты? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою работу. Работа в рабочей тетради. Выполним задания № 2 и 3.на странице 12.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|