Конспект урока окружающего мира в 4 классе " Пётр Великий"
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Шевчук Ирина Леонидовна

Конспект урока окружающего мира по теме  "Пётр Великий". Урок ознакомления с новой темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyotr_velikiy_konspekt_uroka_v_4_klasse.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Пётр Великий».

Учитель – Шевчук Ирина Леонидовна

Цель урока:

  • Создать образ царя Петра 1 и вскрыть причины, определяющие его непохожесть на своих предшественников; определить ценность преобразований Петра 1 .

Задачи урока.

1..Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование активной позиции сотрудничества со сверстниками;

- формирование внутренней положительной мотивации к предмету – окружающий мир;

- воспитывать чувство любви и интереса к истории России.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметныхрезультатов обучения:

- развитие умения выделять и формулировать познавательные цели;

- формировать у уч-ся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию;

- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;

- продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения;

- умения планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;

-планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

- развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знать о преобразованиях Петра 1,связанных с его правлением;

- умение работать с текстом, выделять главную мысль и тему текста, составлять план прочитанного.

Оборудование.

Мультимедийная презентацией «Пётр Первый», листы сопровождения и достижений уч-ся, на доске – учебные задачи урока, правила работы в группах, карточки с опорными текстами, словарь Ожегова, Даля, учебник.


Ход урока.

1. Орг момент.

- Ребята, посмотрите друг на друга и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по «Реке времени». Пусть этот урок позволит нам открыть много нового и интересного.

2. Повторение изученного ранее материала

- А чтобы узнавать новое, нужно не забывать и хорошо знать всё, что было в истории нашей Родины.

На доске карточки с именами исторических деятелей: Олег, Ярослав, Дмитрий, Иван, Александр, Иван, Владимир, Иван, Пётр

- Как называли в народе этих князей?

Вещий Олег

Ярослав Мудрый

Дмитрий Донской

Иван Калита

Александр Невский

Иван Дальновидный

Владимир Красное Солнышко

Иван Грозный

Далее учитель проводит дидактическую игру «Неотосланная депеша».

– Кто мог сказать такие слова? ( телеграмма)

1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)».

(Кузьма Минин.)

2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве».

(Иван Федоров.)

3. «И повел я войско навстречу Ахмату».

(Иван III.)

4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».

(Дмитрий Пожарский.)

5. «Русский -тот, кто любит Россию и ей служит!»

«Морским судам быть!»

(Пётр 1)

- Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему?

Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.

 - Каждый князь внес свой вклад в развитие Российского государства.

Рассмотрите портрет этого человека, знаком ли он вам? Что вы можете сказать о нём , глядя на портрет этого человека? ( высказывания учащихся)

3.Знакомство с темой урока.

Постановка проблемного вопроса урока.

Каждый человек сыграл свою роль в истории государства. Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства.

«Яркое пятно»

Время катится вперёд,

Новый век опять грядёт.

Царь совсем уже другой:

Худ, высок, на вид простой,

Он и гвоздь умеет вбить,

Строить корабли и пушки лить.

Кто же это?

 -Ребята, как вы думаете, о ком идёт речь? Вы знаете имя этого царя?

А кто из Вас знает, какое прозвище получил Пётр Первый от своих современников?

Великий

- Можете вы именно сейчас ответить на этот вопрос , почему же его назвали великим?

-Ребята, а чтобы вы хотели узнать об этом человеке?

1.Где жил и родился этот человек? Как проходило его детство и юность.

2.Что сделал для России?

3. Чем прославился?

4. ………………………

-Ребята, а что Вы уже знаете об этом необычной царе?

Утверждения

До

После

чтения текста

Петр 1 был из рода Рюриковичей.

Петр 1 с детства обучался военному делу.

При Петре 1 служба в армии стала пожизненной.

Петр 1, отправившись учиться строить корабли в Голландию

Петр 1 издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться.

Петр 1 открыл первую библиотеку для бесплатного пользования.

До начала царствования Петра 1 в России был мощный военный и торговый флот.

Скажите, ребята, хватило ли имеющихся у нас  знаний, чтобы однозначно оценить высказывания.

Вывод: необходима дополнительная информация. Где мы можем узнать эту информацию?

4. Работа по теме.

-Наш урок мы разделим на 4 этапа:

1) Детские годы и юность

2) Внешность и характер.

3)Введённые новшества.

4)Город на Неве.

1.Просмотр видеоролика.

-Что нового вы узнали из фильма о детстве и юношестве Петра?

Уже изначально появление на свет Петра было таинственным. Два монаха по звёздам предсказали царю, что у него родится сын Пётр и ,что именно он из детей наследует престол и станет героем современников.

И вот, в ночь на 30-е мая 1672года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. Удары колоколов кремлёвских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Отмечалось прибавление семейства в царском роду. Наутро люди говорили, что он будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой.

 К 5-ти годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. Когда царевичу исполнилось 10 лет, в Преображенском на берегу реки Яузы царевичу построили крепость с башнями, окопами. В крепости были жилые помещения для мальчиков-солдат, которых набирали из окрестных деревень для военных потех. А сами полки назывались «потешными полками».

Очень увлекало Петра военное дело, а детские забавы со временем переросли в серьёзное дело.

-У. В 10 лет Пётр стал царём

Сколько себя помнил царь Пётр, его всегда интересовали корабли. Сначала он рассматривал нарисованные картинки, потом модели кораблей, которые собирал его отец. В Преображенском впервые оттолкнулся от берега на маленькой лодочке . Так из детской забавы родилось одно из главных дел его жизни-создание Военно-морского флота.

На своей личной печати Пётр 1 вырезал слова: «Я-ученик и нуждаюсь в учителях».

- Что нового узнали о Петре 1?

Высказывания учащихся.

2. Внешность и характер.

Какой же  Пётр был по характеру?

Прочитав текст вы узнаете, как жил и работал этот человек.

 Работают с текстом-таблицей, размечают специальными знаками текст.( используется приём «Инсерт» )

В тексте по мере чтения дети ставят значки:

День Петра был крайне насыщен делами. Вставал он рано , до рассвета, и в 3-4 часа утра уже приветствовал министров.

Обсудив множество дел, Пётр часто отправлялся в токарную мастерскую, где около часа вытачивал фигуры довольно сложной формы.

Около 11 часов Пётр обедал. Ел он всегда с большой охотой и очень много, имея богатырский аппетит. За столом долго не засиживался. Блюда были самые простые, но особенно любил Пётр студень.

После обеда Пётр отдыхал часок – другой. После сна Пётр Алексеевич любил нагрянуть куда-нибудь на стройку, корабельную верфь, сам поработать на верфи плотником.

Вечером же Пётр делал визиты ( иногда к простым матросам) или сам приглашал гостей. Возвращался Пётр к себе очень рано и ложился спать. «Делу время, потехе - час» - напоминал Пётр окружающим.

Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой.

Пётр был первым русским царём, который покинул пределы России и посетил ряд стран – Голландию, Англию, Австрию. То , что увидел Пётр за границей настолько его поразило, что он решил: надо скопировать западные страны и тогда в России будет так же, как и в Европе. Наивно? Может быть, но именно эта мысль заставила Петра начать реформы, которые дали новый импульс нашей стране.

Что вас заинтересовало больше всего? ( выслушиваются высказывания детей)

3)Введённые новшества.

Петра1 отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться.

– Прочитайте текст «Царь-преобразователь» на с. 95–97 учебника. Почему же Петра считают реформатором? По праву ли современники Петра прозвали его Великим?

Чтение текста стр 95-96.

Составление кластера.

Россия- Империя, Пётр Великий- Император

??????????????????????????????

4)Город на Неве.

Ролик( отрывок из мультфильма)

Весной 1703 года, в устье реки Невы строится город Санкт-Петербург – “город Святого Петра” картинки

У вас на партах вы можете просмотреть фото открытки этого прекрасного города.

Это первый город в России, который строился по заранее составленному плану. В нем запланированы широкие прямые улицы – проспекты, площади. Дома должны быть только каменные. Этот город вскоре становится столицей России.16 мая 1703 года – считается днем рождения города. В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. В центре крепости стоит собор во имя всех святых апостолов Петра и Павла. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и верфь для постройки судов.

Город строили тысячи и тысячи мужчин. Места были болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми.

А вот, что писал великий русский поэт С.А. Пушкин об этом городе.

Просмотр видеоролика.

9.Итог урока. Домашняя работа.

- Давайте подведем итог нашей работы.

-Можно ли Петра назвать Великим?

-Почему?

-Какие реформы Петра Ι вошли в историю?

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.

– Назовите главные слова нашего урока.

(синквейн)

Пётр I

неутомимый, волевой

Трудился, постигал, добивался.

Быть русскому флоту!

10.Рефлексия.

Дать эмоциональную оценку работы на уроке.

-Дополните предложение Теперь я знаю, что……..

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Какие трудности вы испытали?

- Что для вас было самым интересным?

Домашнее задание (разно уровневое)- цветовые карточки.

1.Прочитать текст учебника стр 94-100, подготовить пересказ

2.Дополнительных источниках найти информацию о жизни Петра Великого.

3. Составить кроссворд по теме « Пётр Великий»

Самоанализ урока

по окружающему миру, по теме «Пётр Великий». Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 4 классе в разделе « Страницы истории» Урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует программе «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова.. Структура урока полностью соответствует его типу. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Цель урока:

  • Создать образ царя Петра 1 и вскрыть причины, определяющие его непохожесть на своих предшественников; определить ценность преобразований Петра 1 .

Были поставлены учебные задачи, направленные на достижение личностных  метапредметных  и предметных результатов.

Планируемые результаты деятельности учащихся: предметные- знать о преобразованиях Петра 1,связанных с его правлением;

- умение работать с текстом, выделять главную мысль и тему текста, составлять план прочитанного.

 Личностные УУД: формирование активной позиции сотрудничества со сверстниками;

- формирование внутренней положительной мотивации к предмету – окружающий мир;

- воспитывать чувство любви и интереса к истории России.

Метапредметные: Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; следовать режиму организации учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать и понимать прочитанное. Выполнение различных ролей в группе, сотрудничество и совместное решение проблемы задачи. Высказывать свою точку зрения на события и поступки.

 Познавательные УУД:

Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Наблюдать и делать самостоятельные выводы На уроке были использованы следующие методы -по виду источника информации: словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.) наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение) практические (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе со словарем) -по виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа в группах, работа в парах, , раздаточным материалом). был использован проблемно-поисковый метод . Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.3 Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация . Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье - сберегающая технология была включена физпауза. Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, правильно  подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения. На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ. Урок цели достиг.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 4 класс. Пётр Великий.

Урок оружающего мира по программе "Школа России", соконспект урока, раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир 4 класс "Пётр Первый"

Конспект  урока окружающий мир 4 класс "Пётр Первый"...

Конспект урока окружающий мир 4 класс "Пётр Первый"

Конспект  урока окружающий мир 4 класс "Пётр Первый"...

Урок окружающего мира 4 класс " Пётр I"

Представлен конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса по программе " Школа России" Работп проводится по учебнику А.А.Плешакова , Е.А. Крючковой " Окружающий мир"Урок...

Урок окружающего мира 4 класс "Петр Великий"

Урок окружающего мира 4 класс "Петр Великий"...

Урок окружающего мира 4 класс "Петр Великий"

Урок окружающего мира 4 класс "Петр Великий"...