Урок окружающего мира 4 класс "Петр Великий"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Романова Наталия Александровна

Урок окружающего мира 4 класс "Петр Великий" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_velikiy_bez_slaydov.docx54.72 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Формируемые результаты обучения

Действия учителя

Действия учащегося

Используемый ресурс (ссылки, скриншоты)

Объем затрачен-ного времени

Мотива-ция к учебной деятель-ности.

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Создать положительный эмоциональный настрой;

        -  Ребята, закройте глаза, настройтесь и повторяйте за мной:

Я уже много знаю.

 Вокруг много неизвестного.

 Я хочу узнать больше!

  Я могу узнать больше!

 Я готов работать!

 -  Откройте глаза.

- Посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне.

- Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по “реке времени”.

 -Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

- Хотите отправиться в путешествие?

повторяют

Создают себе настроение.

 

1 мин.

Повторе-ние пройден-ного.

Актуализация опорных знаний.

Постанов-ка проблем-ной ситуации.

Определение темы и цели урока.

Физминут-ка.

Изучение нового учебного материала

Выраже-ние решения проблемы.

Примене-ние нового знания.

Рефлек-сия учебной деятельно-сти на уроке.

Домашнее задание:

  •  Проверить знания уч-ся по пройденному материалу. Умения соотносить умение анализировать историческую ситуацию, сопоставлять факты, видеть противоречия и делать умозаключения;

-умение работать со схемами и картой;

Обсудить затруднение , определить цель.

релаксация

Осознать образ царя – реформатора;

-выявить причины, побудившие Петра вводить реформы и строить новую столицу;

-выяснить цену реформ для простого народа;

-Дать окончательный ответ на вопрос проблемной ситуации;
- выявить значение преобразований

обобщить представления об эпохе  Петра  I;

назвать даты важнейших событий эпохи Петра;

дать  оценку деятельности царя;

высказывать суждения о реформах Петра I и их последствиях.

Поиск, переработка и оценка  информации с использованием разнообразных источников, структури-рование приобретённой информации.

-А для начала давайте вспомним, с какими периодами времени становления нашего государства мы познакомились?

 -Обобщая знания о Древней Руси и Московского государства, вспомним важные события.

Князь Олег 

-Князь Владимир 

-Александр Невский

 -Кирилл и Мефодий 

-Дмитрий Донской 

-Иван III 

-Иван Федоров 

-Иван Грозный 

-Минин и Пожарский –

-Какое из исторических событий вам особенно запомнилось?

 

Вывод: Действительно, все цари сыграли свою роль в истории нашего государства.

-Сегодня мы познакомимся с периодом, когда нашей страной правил еще один государь.

-Посмотрите видеоклип.

-Знаете ли_вы, какой город изображен в этом фильме?

Кто из вас бывал в нем?

Чем вам запомнился этот город?

Знаете ли вы, как давно он был построен?

А кто был основателем этого города? 

.    Послушайте отрывок  из стихотворения А.С.Пушкина. В нем говорится об этом человеке:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

“Яркое пятно»

- Представьте себе великана, без малого2 метра роста, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он всё делать сам. Чтобы всё успеть он вставал в 3 утра.Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Он быстро осваивал любое ремесло - мастерил лодки, стулья, посуду. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Особенно его привлекало корабельное дело. Одевался он скромно, носил немецкий кафтан, шапку надевал только в холод.Такой царь появился в России в XVIII веке.

- Как вы думаете, о ком идет речь?

- Вы хотите узнать имя этого царя?

- Тогда отправляемся в путешествие по «реке времени»

 

-Посмотрите, какая спокойна река времени с 14-17 век.

-А что же случилось с ней в начале 18 века?

-Река ударяется о камень «Преобразования ПетраI» и круто меняет свое направление. Начинается новый этап истории государства - Российская империя.

-Как вы думаете почему?

-А какие события изменили ход развития нашей страны, мы узнаем сегодня на уроке.

Работа с картой.

Посмотрите на карту России ХVI-ХVIIвеков.

К каким морям имела выход Россия в ХVI-ХIIвеках?

-Река Нева впадает в Балтийское море.  Триста лет назад, в устье реки Невы, были дремучие леса и непроходимые болота. Русские правители владели этими землями около восьми веков, и никому из них не приходила в голову мысль построить на этом месте город.

-И вдруг за 10 лет по приказу Петра I здесь возвели новую столицу России. Тысячи людей стоя по пояс в холодной воде, забивали сваи, рыли каналы, возводили дома и мосты. И в начале XVII Iвека за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург - город-порт, новая столица России.

-Как вы думаете, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? Что послужило причиной других преобразований?

-А вот как А.С. Пушкин описал , что же произошло в начале XVIIIвека в устье Невы.

 Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

-Какие  возникают вопросы?

От записи проблемы провожу стрелки и фиксирую вопросы, которые возникли у детей.

После фиксирования всех вопросов клик на слово « Балтийский» в вопросе №3  и переход по гиперссылке на слайд №10

II. Версии детей:

-Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город, например наш.

–Как вы думаете, это серьезное событие для государства? 

-Оно может произойти просто так, без значимой  причины?

-При царе Петре Первом, в начале XVIII века произошло такое серьезное событие! Будем искать его причины.

-Одно из таких преобразований вы уже знаете- возведение новой столицы России. Но мы так и не выяснили, зачем царь Петр это сделал.

  1. Укрепление Российского государства.

А) -Для того , чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, надо вспомнить, что же представляла собой Россия к концу XVIвека.

Прочитайте текст на с.66-67 от начала фрагмента«Морские ворота России» до слов«...отставать от наиболее сильных и развитых государств» - и подумайте, как ответить на первый вопрос:

-Почему Петр I начинает преобразования в стране?.

-Под первым вопросом плана (Зачем были нужны преобразования?) записываем: чтобы догнать другие страны.  

Б) –А теперь рассмотрите рисунки на слайде и расскажите какие преобразования были проведены преобразования?

-В результате преобразований государство окрепло?

-Хотели бы вы жить в России времен ПетраI?

(Вопрос провокационный, ответы будут разные. Сделать акцент на положительных ответах.)

-Рассмотрите рисунки на слайде –Петровские реформы.

-Как царь Петр проводил реформы?

- Как изменилась жизнь простых людей за время преобразований Петра?

- Кем мог быть человек, которому вручают мундир, до того, как его забрали в солдаты?

- С кем он мог расстаться, когда его забирали на службу?

- Прочитайте подписи под рисунками и скажите, какое слово повторяется.

- Как вы это понимаете?

-При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, который уходил на службу, мог вернуться в семью только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и стройки, были приписаны к ним и не могли их покинуть.

Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

- Хотели бы вы жить в России времен Петра I?

–Почему?

- Реформы были проведены за счет тяжелого, изнурительного труда тысяч простых русских людей.

-При Петре служба солдат была фактически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, в нее мог вернуться только инвалидом. Крестьяне и горожане согнанные на заводы и строительства были приписаны к ним и не могли их покинуть. В царе ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Но при этом он пользовался жестокими мерами. Он принуждал к тяжелым работам простых людей и не старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в ужасных условиях при строительстве Петербурга. Чтобы укрепить власть, военную мощь страны царь все время увеличивал налоги на простое население.

.2. Выход России к морю.

Учитель: Вспомните свои версии – для чего Петр I приказал построить  флот и укрепить армию?

Проверьте свои предположения по тексту на с. 68-69.

-Какому государству принадлежали земли, интересующие ПетраI?

-Чем закончилась война?

Рассмотрите  иллюстрации на с. 68, где показаны некоторые события Северной войны и опишите словами флаги России.  

-Какие важнейшие события войны со Швецией изображены на этих иллюстрациях?

Когда строился Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город. А жить в нем будем мы.» Но история доказала, что это не так. Шведский король хотел дать решительный бой Петру. В 1709 г. осадил Полтаву и здесь решил разбить Русские войска. Непобедимая до этого шведская армия была разбита. Знаменитый полтавский бой принес новую славу Петру. А через 5 лет после полтавской битвы молодой флот России разгромил и Шведскую эскадру. Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой. А в 1713 г. Петр объявил Санкт-Петербург новой столицей. 1721 – важная дата в истории России, Петр принял титул императора, и Россия стала называться Российской империей.

-Итак, какие же изменения произошли в России благодаря ПетруI?

-Около вопроса плана «-Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?»можно записать ответ.

- Однако подданные называли своего царя «Отцом Отечества».

- Как вы думаете, за что подданные называли своего царя Петра I «Отцом Отечества»?

 -Повторяется вывод предыдущего фрагмента урока.

Опираясь на выделенные жирным шрифтом слова, найдите на с. 69. Как изменилось название Российского государства после победы над Швецией..)

-Какое звание принял Петр?

-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока.

-Что мы хотели сегодня выяснить?

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

-Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

- Какими средствами было достигнуто преобразование России?

-Какой ценой пришлось платить людям за необходимые перемены?

-Откройте рабочую тетрадь на странице 31-32 и проверьте себя. Выполните 1-2 наиболее понравившиеся вам задания.

-Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним стихи А.С. Пушкина.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

-Что же хотел сказать Пушкин о личности Петра?

– Назовите главные слова нашего урока.

Обязательное для всех:

- выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13,  выбрав из тех, которые не были сделаны в классе.

Творческое:

-Можно прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

 1. Объясни фразу «Санкт-Петербург - морские ворота России.»

2.Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского
флота, в создании нового города - Санкт-Петербурга, сражаешься
со шведскими войсками (на выбор).- Опиши свои впечатления с
точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде
письма к родным.

3.Найди изображение герба Санкт-Петербурга. Что он символизирует?

4.По желанию можно выполнить задание актуализации к  следующей теме.

-Древняя Русь, Московское государство

– создание Древнерусского государства.

– крещение Руси.

– победа над европейскими рыцарями в Ледовом побоище.

– создание славянской азбуки.

– победа над ордынским войском в Куликовской битве.

– создание Московского государства и избавление Руси от власти «Золотой Орды».

– первый русский книгопечатник.

– расширение границ государства.

-народное ополчение и освобождение Руси от польских захватчиков.

-несколько вариантов.

Дети отвечают.

Высказывают предположения.

отвечают

 -  Появилcя новый  царь, которого звали Петр I,  произошли события, которые изменили, течение реки времени, ход истории.

Ответы детей.

Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийском морю?

До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник.

-Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?».

-Зачем были нужны

 преобразования?

- Какие преобразования проведены?

-Был ли завоеван

 выход к Балтийскому  морю?

- Конечно.

- Нет.

- Чтобы догнать другие страны.

-создал новые армию и флот

-по его приказу строили новые города , заводы и мас терские

- по его приказу открывали школы, библиотеки , музеи

- ввел празднование Нового год

-выпустил первую газету

-русские люди стали быстрее узнавать о последних новинках

- люди получили возможность бывать за границей.

-Да.

Ответы  разные.

отвечают

-насильственно

поясняют

-реформам Петра

-отвечают

Ученики вспоминают свои предположения.

-Швеции

-флаг торговых кораблей, фактически ставший национально-государственным,и военно-морской.

- В России произошло множество изменений: появилась новая столица государства, новые государственные символы: торговый и военно-морской флаги), укрепилось положение России на международной арене (были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля). В Россию пришли новые времена.

-предположения детей

-Российская империя

-император

-Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?

-Петр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы.

-нет

Отвечают

-Многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же  время, народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления ПетраI.

– Это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.

- В этих словах показана многогранная  ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.

-Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др.

Задание на слайде №2(ответы проверяем на слайде)

Слайд№3(видеоклип о Санкт-Петербурге.)

Слайд№4 (Включается аудиозапись )

(сопровождение аудиозапись  слайд №5 с портретом Петра )

Слайд №6

Слай№7  - карта Российского государства.

Слайд №8: «До начала XVII Iвека в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота

Слайд №8

ПРОЙТИ ПО ССЫЛКЕ

 ( КЛИК ПО  СТРЕЛКЕ) гиперссылка  на слайд №8  с голосовым сопровождением

ПРОЙТИ ПО ССЫЛКЕ (КЛИК ПО СТРЕЛКЕ ОБРАТНО: гиперссылка  НА СЛАЙД №8)

Слайд№8 клик: (В любом месте слайда, кроме стрелки, иначе вернемся опять на слайд №8)

«В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург».

Слайд№8 Проблема:«Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?».

клик по  вопросу №1  на слайде №9

 Клик по слову «какие» вопросе №2(гиперссылка на слайд №10)

Слайд№11

переход на слайд№12правой управляющей кнопкой

Переход по стрелке на слайд №9,отвечаем на этот вопрос. кликнув по нему.

переход к слайду  №14кликом по левой управляющей кнопке №2

Слайд №15

Слайд№ 16

4 мин.

12 мин.

3 мин.

15 мин.

5 мин.

4 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Пётр Великий"

Урок окружающего мира в 3  классе по теме: "Петр Великий"Цели:познакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи;сформировать у учащихся обр...

Конспект урока окружающего мира "Екатерина Великая" 4 класс

Конспект урока окружающего мира "Екатерина Великая" 4 класс...

Урок окружающего мира " Екатерина Великая" 4 класс.

Сформировать представления учащихся о жизни в Росси во времена правления Екатерины II; развивать устную речь, воображение учащихся...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечеств...