Повторе-ние пройден-ного. Актуализация опорных знаний.
Постанов-ка проблем-ной ситуации. Определение темы и цели урока.
Физминут-ка.
Изучение нового учебного материала
Выраже-ние решения проблемы. Примене-ние нового знания.
Рефлек-сия учебной деятельно-сти на уроке.
Домашнее задание:
| - Проверить знания уч-ся по пройденному материалу. Умения соотносить умение анализировать историческую ситуацию, сопоставлять факты, видеть противоречия и делать умозаключения;
-умение работать со схемами и картой;
Обсудить затруднение , определить цель.
релаксация
Осознать образ царя – реформатора; -выявить причины, побудившие Петра вводить реформы и строить новую столицу; -выяснить цену реформ для простого народа;
-Дать окончательный ответ на вопрос проблемной ситуации; - выявить значение преобразований
обобщить представления об эпохе Петра I; назвать даты важнейших событий эпохи Петра; дать оценку деятельности царя; высказывать суждения о реформах Петра I и их последствиях.
Поиск, переработка и оценка информации с использованием разнообразных источников, структури-рование приобретённой информации.
| -А для начала давайте вспомним, с какими периодами времени становления нашего государства мы познакомились? -Обобщая знания о Древней Руси и Московского государства, вспомним важные события. - Князь Олег
-Князь Владимир
-Александр Невский
-Кирилл и Мефодий
-Дмитрий Донской
-Иван III
-Иван Федоров
-Иван Грозный
-Минин и Пожарский –
-Какое из исторических событий вам особенно запомнилось? Вывод: Действительно, все цари сыграли свою роль в истории нашего государства.
-Сегодня мы познакомимся с периодом, когда нашей страной правил еще один государь.
-Посмотрите видеоклип. -Знаете ли_вы, какой город изображен в этом фильме? Кто из вас бывал в нем? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен? А кто был основателем этого города? . Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. В нем говорится об этом человеке: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник – Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
“Яркое пятно» - Представьте себе великана, без малого2 метра роста, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он всё делать сам. Чтобы всё успеть он вставал в 3 утра.Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Он быстро осваивал любое ремесло - мастерил лодки, стулья, посуду. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Особенно его привлекало корабельное дело. Одевался он скромно, носил немецкий кафтан, шапку надевал только в холод.Такой царь появился в России в XVIII веке. - Как вы думаете, о ком идет речь? - Вы хотите узнать имя этого царя? - Тогда отправляемся в путешествие по «реке времени» -Посмотрите, какая спокойна река времени с 14-17 век. -А что же случилось с ней в начале 18 века? -Река ударяется о камень «Преобразования ПетраI» и круто меняет свое направление. Начинается новый этап истории государства - Российская империя. -Как вы думаете почему?
-А какие события изменили ход развития нашей страны, мы узнаем сегодня на уроке. Работа с картой. Посмотрите на карту России ХVI-ХVIIвеков. К каким морям имела выход Россия в ХVI-ХIIвеках? -Река Нева впадает в Балтийское море. Триста лет назад, в устье реки Невы, были дремучие леса и непроходимые болота. Русские правители владели этими землями около восьми веков, и никому из них не приходила в голову мысль построить на этом месте город.
-И вдруг за 10 лет по приказу Петра I здесь возвели новую столицу России. Тысячи людей стоя по пояс в холодной воде, забивали сваи, рыли каналы, возводили дома и мосты. И в начале XVII Iвека за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург - город-порт, новая столица России. -Как вы думаете, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? Что послужило причиной других преобразований? -А вот как А.С. Пушкин описал , что же произошло в начале XVIIIвека в устье Невы. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море.
-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
-Какие возникают вопросы?
От записи проблемы провожу стрелки и фиксирую вопросы, которые возникли у детей. После фиксирования всех вопросов клик на слово « Балтийский» в вопросе №3 и переход по гиперссылке на слайд №10 II. Версии детей: -Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город, например наш. –Как вы думаете, это серьезное событие для государства? -Оно может произойти просто так, без значимой причины? -При царе Петре Первом, в начале XVIII века произошло такое серьезное событие! Будем искать его причины.
-Одно из таких преобразований вы уже знаете- возведение новой столицы России. Но мы так и не выяснили, зачем царь Петр это сделал.
- Укрепление Российского государства.
А) -Для того , чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, надо вспомнить, что же представляла собой Россия к концу XVIвека. Прочитайте текст на с.66-67 от начала фрагмента«Морские ворота России» до слов«...отставать от наиболее сильных и развитых государств» - и подумайте, как ответить на первый вопрос: -Почему Петр I начинает преобразования в стране?.
-Под первым вопросом плана (Зачем были нужны преобразования?) записываем: чтобы догнать другие страны.
Б) –А теперь рассмотрите рисунки на слайде и расскажите какие преобразования были проведены преобразования?
-В результате преобразований государство окрепло?
-Хотели бы вы жить в России времен ПетраI? (Вопрос провокационный, ответы будут разные. Сделать акцент на положительных ответах.) -Рассмотрите рисунки на слайде –Петровские реформы. -Как царь Петр проводил реформы? - Как изменилась жизнь простых людей за время преобразований Петра? - Кем мог быть человек, которому вручают мундир, до того, как его забрали в солдаты? - С кем он мог расстаться, когда его забирали на службу? - Прочитайте подписи под рисунками и скажите, какое слово повторяется. - Как вы это понимаете? -При Петре I служба солдат была практически пожизненной, и человек, который уходил на службу, мог вернуться в семью только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и стройки, были приписаны к ним и не могли их покинуть. Сделаем вывод: благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе? - Хотели бы вы жить в России времен Петра I? –Почему? - Реформы были проведены за счет тяжелого, изнурительного труда тысяч простых русских людей. -При Петре служба солдат была фактически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, в нее мог вернуться только инвалидом. Крестьяне и горожане согнанные на заводы и строительства были приписаны к ним и не могли их покинуть. В царе ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Но при этом он пользовался жестокими мерами. Он принуждал к тяжелым работам простых людей и не старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в ужасных условиях при строительстве Петербурга. Чтобы укрепить власть, военную мощь страны царь все время увеличивал налоги на простое население. .2. Выход России к морю. Учитель: Вспомните свои версии – для чего Петр I приказал построить флот и укрепить армию? Проверьте свои предположения по тексту на с. 68-69. -Какому государству принадлежали земли, интересующие ПетраI? -Чем закончилась война? Рассмотрите иллюстрации на с. 68, где показаны некоторые события Северной войны и опишите словами флаги России.
-Какие важнейшие события войны со Швецией изображены на этих иллюстрациях? Когда строился Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город. А жить в нем будем мы.» Но история доказала, что это не так. Шведский король хотел дать решительный бой Петру. В 1709 г. осадил Полтаву и здесь решил разбить Русские войска. Непобедимая до этого шведская армия была разбита. Знаменитый полтавский бой принес новую славу Петру. А через 5 лет после полтавской битвы молодой флот России разгромил и Шведскую эскадру. Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой. А в 1713 г. Петр объявил Санкт-Петербург новой столицей. 1721 – важная дата в истории России, Петр принял титул императора, и Россия стала называться Российской империей.
-Итак, какие же изменения произошли в России благодаря ПетруI?
-Около вопроса плана «-Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?»можно записать ответ.
- Однако подданные называли своего царя «Отцом Отечества». - Как вы думаете, за что подданные называли своего царя Петра I «Отцом Отечества»? -Повторяется вывод предыдущего фрагмента урока. Опираясь на выделенные жирным шрифтом слова, найдите на с. 69. Как изменилось название Российского государства после победы над Швецией..)
-Какое звание принял Петр?
-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. -Что мы хотели сегодня выяснить?
-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
-Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? - Какими средствами было достигнуто преобразование России? -Какой ценой пришлось платить людям за необходимые перемены?
-Откройте рабочую тетрадь на странице 31-32 и проверьте себя. Выполните 1-2 наиболее понравившиеся вам задания.
-Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним стихи А.С. Пушкина. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. -Что же хотел сказать Пушкин о личности Петра?
– Назовите главные слова нашего урока.
Обязательное для всех: - выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Творческое: -Можно прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание: 1. Объясни фразу «Санкт-Петербург - морские ворота России.» 2.Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города - Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор).- Опиши свои впечатления с точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным. 3.Найди изображение герба Санкт-Петербурга. Что он символизирует? 4.По желанию можно выполнить задание актуализации к следующей теме.
| -Древняя Русь, Московское государство
– создание Древнерусского государства. – крещение Руси. – победа над европейскими рыцарями в Ледовом побоище.
– создание славянской азбуки. – победа над ордынским войском в Куликовской битве. – создание Московского государства и избавление Руси от власти «Золотой Орды». – первый русский книгопечатник.
– расширение границ государства.
-народное ополчение и освобождение Руси от польских захватчиков. -несколько вариантов.
Дети отвечают.
Высказывают предположения. отвечают
- Появилcя новый царь, которого звали Петр I, произошли события, которые изменили, течение реки времени, ход истории.
Ответы детей.
Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийском морю?
До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник.
-Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?».
-Зачем были нужны преобразования? - Какие преобразования проведены? -Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?
- Конечно.
- Нет.
- Чтобы догнать другие страны.
-создал новые армию и флот -по его приказу строили новые города , заводы и мас терские - по его приказу открывали школы, библиотеки , музеи - ввел празднование Нового год -выпустил первую газету -русские люди стали быстрее узнавать о последних новинках - люди получили возможность бывать за границей.
-Да.
Ответы разные.
отвечают
-насильственно
поясняют
-реформам Петра
-отвечают
Ученики вспоминают свои предположения.
-Швеции
-флаг торговых кораблей, фактически ставший национально-государственным,и военно-морской.
- В России произошло множество изменений: появилась новая столица государства, новые государственные символы: торговый и военно-морской флаги), укрепилось положение России на международной арене (были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля). В Россию пришли новые времена.
-предположения детей
-Российская империя
-император
-Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?
-Петр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы.
-нет
Отвечают
-Многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время, народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления ПетраI. – Это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.
- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.
-Петр I, Российская империя, Санкт-Петербург и др.
|
Задание на слайде №2(ответы проверяем на слайде)
Слайд№3(видеоклип о Санкт-Петербурге.)
Слайд№4 (Включается аудиозапись )
(сопровождение аудиозапись слайд №5 с портретом Петра )
Слайд №6
Слай№7 - карта Российского государства.
Слайд №8: «До начала XVII Iвека в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота
Слайд №8
ПРОЙТИ ПО ССЫЛКЕ ( КЛИК ПО СТРЕЛКЕ) гиперссылка на слайд №8 с голосовым сопровождением
ПРОЙТИ ПО ССЫЛКЕ (КЛИК ПО СТРЕЛКЕ ОБРАТНО: гиперссылка НА СЛАЙД №8) Слайд№8 клик: (В любом месте слайда, кроме стрелки, иначе вернемся опять на слайд №8) «В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург».
Слайд№8 Проблема:«Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?».
клик по вопросу №1 на слайде №9
Клик по слову «какие» вопросе №2(гиперссылка на слайд №10)
Слайд№11
переход на слайд№12правой управляющей кнопкой
Переход по стрелке на слайд №9,отвечаем на этот вопрос. кликнув по нему.
переход к слайду №14кликом по левой управляющей кнопке №2
Слайд №15
Слайд№ 16
|
4 мин.
12 мин.
3 мин.
15 мин.
5 мин.
4 мин.
2 мин.
|