Урок окружающего мира 4 класс " Пётр I"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Представлен конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса по программе " Школа России" Работп проводится по учебнику А.А.Плешакова , Е.А. Крючковой " Окружающий мир"
Урок посвящён эпохе Петра I и его роли в закладке Петропавловской крепости. Ребята добудут не только известные факты того времен, новместе попытаются осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его сподвижников. В конспекте показана индивидуальная работа учащихся, в группе со справочной литературой, с картой. работа с пластилином.В начале урока класс делится на 6 групп, назначается в каждой группе главны- по числу соратников царя, следивших за строением крепости: Государь, Меньшиков, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu_pyotr_i4_klass.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету « Окружающий мир» в 4 классе с использованием ЭОР
Учитель: Мануйлова В.Л.
Тема: «Петр Великий»
Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Понимание назначения Петропавловской крепости в истории России;
знание истории рождения Петропавловской крепости, особенностей ее строения и формирования первичного облика;
создание целостного образа жизни Петербурга начала 18 века.
Формируемые УДД:
познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование:
портреты Петра I, А. Меньшикова, А.А. Нарышкина, Ю.Ю. Трубецкова, Н.М. Зотова, Ф.А.Головина
Книжная выставка: К. Горбачевина, Е. Хабло « Почему так названы»,
« Чудесный город», толковый словарь Ожегова,
Отрывок фильма « Как царь Пётр арапа женил»
Отрывок из поэмы А.С. Пушкина « Медный всадник»
Пластилин
Презентация
Ход урока
В начале урока класс делится на 6 групп, назначается в каждой группе главный – по числу соратников Петра I, следивших за строением крепости: Государь, Меньшиков, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головин. Каждая группа рассаживается за свой стол.
- Организация класса
( дети входят в класс, берут по пуговице, с обратной стороны которой портрет сподвижника Петра I. Рассаживаются за стол, согласно портрету, на котором находится портрет сподвижника)
- У поэта Михаила Матусовского есть замечательное стихотворение « С чего начинается родина»
- Учитель читает стихотворение М. Матусовского « С чего начинается Родина»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле.
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где - то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука в вагонах колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина...
- С чего начинается родина для петербуржцев? Ответ на этот вопрос мы будем искать на сегодняшнем уроке. Нашими помощниками будут книги.
- Ребята, посмотрите на книжную выставку. ( Знакомство с выставкой) Они помогали мне создать урок.
Они станут и вашими помощниками.
- Чтобы ответить на вопрос урока мы должны с вами попасть в прошлое, а это поможет нам сделать пуговица от мундира великого человека. Проводится пальчиковая игра « Пуговица»
А.С. Пушкин писал:
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Назовите имя этого человека. ( Верно, Пётр I)
Тема урока Пётр I(записывается на доске)
- Географические особенности устья реки Невы. Работа с контурной картой и картой-схемой города.
- Мы с вами оказались в начале 18 века в устье реки Невы. Определите по карте особенности устья. ( Река впадая в Финский залив, делится на рукава, притом, образуя много островов и дельту)
Один из учеников делает сообщение о происхождении слова «Нева» по книге К.Горбачевича, Е.Хабло «Почему так названы?»
- Внешнеполитическая характеристика ситуации России в начале 18 века.
– Давайте вспомним, какая война была в это время.
(В 1700 г. началась Северная война со шведами за выход России в Балтийское море, а это было необходимо для дальнейшего развития страны)
- Особенности ПетраI как правителя (слайд с портретом царя)
Блиц-опрос учащихся по теме: «Петр Великий» по тетради А.Плешакова, Е.Крючковой «Мир вокруг нас. Проверим себя.
- О необходимости строительства крепости.
- Итак, Нева, невские земли были освобождены от шведов. Но в любую минуту шведы могли вернуться обратно. С помощью чего можно защитить эту территорию?
(Старинным оборонным сооружением была крепость, значит, нужно построить крепость)
Подбираются однокоренные слова: крепкий, крепить, укреплять. (Показ слайда)
Выясняется значение слова крепость - крепкое, мощное оборонное сооружение (показ слайда)
Один из учеников зачитывает по «Толковому словарю» значение слова. Слышим новое название крепости, пришедшее из иностранного языка: фортеция. ( слайд)
- Давайте вместе с А.С.Пушкиным представим Петра I в этот исторический момент. Один из учащихся зачитывает отрывок поэмы «Медный всадник» (показ слайда)
- А теперь послушаем свидетельства очевидцев. ( На каждой парте лежит текст)
Однажды майским днем по Неве медленно двигалась флотилия небольших шлюпов. В одном из них сидел царь ПетрI,.Он выбирал место не Неве для закладки русской крепости, Сделать это оказалось нелегко, Кругом простирались болота и протоки. (Показ слайда)
- Выбор места для крепости. Работа по контурной карте.
В результате вопросов учителя, рассуждений, беседы, ребята приходят к выводу. Что крепость должна быть построена на острове, остров должен быть маленьким, он должен преграждать Неву в едином течении. По карте находят этот остров.( Показ слайда-« Заячий остров»
6. Наше собственное представление о закладке крепости. Инсценировка закладки: Государь, Меньшиков, Головин, Зотов, Трубецкой.
ВНИМАНИЕ! Имя крепости, Санк-Петербург.
7.Кто строил крепость? Одна из учениц подготовила картинный фильм с изображением русских военных, шведских военных, местных жителей. Делает сообщение о культуре, нравах, обычаях местных жителей (финны, чухонцы)
Делается вывод о том, что крепость строили русские военные, шведские пленные, местные жители.
8. Как строили.
Особенности почвы. Почва болотистая, нетвердая, значит, нужно ее укрепить. Было вбито 40 тысяч свай. (Рисунок). Строили очень быстро, основным строительным материалом была земля. Для стен делали крепкие земляные валы (крепили с помощью бревен). Просмотр отрывка из фильма « Как царь Петр арапа женил»
9. Проводится физ.минутка «По болоту Петр пошел» (Слайд)
По болоту Петр пошел
Остров Заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит,
Пушкам и врагу грозит.
Зайцы пушек испугались.
За кусточки разбежались.
10. работа в группах с моделью крепости. Под руководством учителя ребята выкладывают с помощью пластилина куртины, бастионы, равелины. Дети побывали в роли строителей крепости.
11. На слайде слова: куртины, казематы., бастионы. равелин, кронверк.
Каждая группа выясняет по книге «Чудесный город» значение этих слов.
12. Работа с текстом по группам. Что нового узнали о строительстве крепости?
Многим эта работа казалась каторжной. Но и царь работал вместе со всеми. Петр возил землю к крепостному строению в тележке, собственными его же руками сделанной. А что труд был каторжным. Царь и не скрывал.
Он издал указ: « Очень нужно, чтобы несколько тысяч воров по всем приказам и городам собрать и отправить их по первому пути» Так получилось, что крепость, которую строили для войны, сразу стала местом наказания.
29 июня царь приказал торжественно отпраздновать окончание земляных построек. На бастионе Меньшикова в деревянных палатках угощали всех работных людей.
Осенью 1703 года на валах и бастионах установили 300 пушек. В начале апреля 1704 года на Государевом бастионе зажгли маячный огонь-знак конца работ.
Крепость прочно перекрыла путь с моря. Шведскому генералу Майделю оставалось только докладывать своему королю. Что «Петербург очень хорошо основан и укреплен»
И все же Петр понимал, что земляные стены крепости не очень надежны. Поэтому 3 мая 1706 года, в день своего рождения, он заложил стены каменные.
Подведение итога урока.
Проверим себя, что мы узнали, сможем ли теперь решить кроссворд. Решение кроссворда по группам, один ученик у доски. (Кроссворд на слайде)
-Как перевести «бург»? (Укрепление)
-Финское название Заячьего острова? (Енисаари)
-Против кого строилась крепость? (Против шведов)
- В честь какого святого названа крепость? (Апостол Павел)
-В какой православный праздник заложена крепость? (Троицы)
-Часть суши на которой стоит крепость? (Остров)
- шведское название Заячьего острова? (Люст-эйланд)
- Разветвленное устье реки (Дельта)
По вертикали в одной из граф получается слово « крепость».
Итак, мы сегодня говорили о том. С чего начинался наш город. Просмотр видеосюжета о современном виде крепости и ее имени.
- Давайте ответим на вопрос урока- с чего начиналась наша с вами родина?
( С крепости, и имя ее Санк-Петербург)
- Сегодня это Петропавловская крепость. Благодаря чему она была создана?
Домашнее задание по выбору:
в учебнике « Град Петра» найти новую информацию о крепости;
подобрать и выучить стихотворение о крепости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. История.Пётр Великий
Урок окружающего мира. 4 класс История.Пётр Великий. Презентация...
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
урок окружающего мира, 4 класс. Пётр Великий.
Урок оружающего мира по программе "Школа России", соконспект урока, раздаточный материал....
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Пётр Великий"
Данный урок окружающего мира проводится в 4 классе согласно календарно-тематическому планированию. На уроке используется презентация.Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических с...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...