Конспект урока окружающий мир 4 класс "Пётр Первый"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4 класс.
УМК: "Школа России".
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир, Москва, «Просвещение» 2015 г.
Тема урока: "Петр Великий"
Учитель: Булатова Альбина Сергеевна
Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Задачи урока:
Обучающие: Сформировать представления о Петре I – первом императоре. Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого. Выявить значение этих преобразований.
Развивающие: Развивать умения наблюдать, обобщать. Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.
Оборудование: учебник "Окружающий мир" 4 класс А.А. Плешаков, презентация в программе Power Point с использованием технологических приемов медиадидактики, компьютер, ИД.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
Орг. момент | - Ребята, сегодня наше занятие будет необычное, открытое. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Мы рады приветствовать вас в классе нашем Возможно, есть классы и лучше, и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! | Слайд 1 | |||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания | - Молодцы! Садитесь, давайте все вместе прочитаем девиз сегодняшнего нашего урока: «Попутный ветер понесёт нас к нужным знаниям вперёд». Вот на этом корабле мы и отправимся к новым знаниям. Желаю всем успехов в работе. - Начнём наш урок с проверки ранее полученных знаний. Давайте проведем с вами небольшую историческую разминку. Для этого нам надо ответить на вопросы теста. У вас на столе лежат листочки с заданием. | Слайд 2 | |||||||||||||||||||
1. Кто призвал русский людей постоять за родную землю? а) Александр Невский б) Кузьма Минин в) Дмитрий Донской | Б Слайд 3 | ||||||||||||||||||||
2. В каком городе это произошло? а) в Нижнем Новгороде б) В Екатеринбурге в) в Москве | А | ||||||||||||||||||||
3. Что создали для борьбы с врагами? а) народный фронт б) народное собрание в) народное ополчение | В | ||||||||||||||||||||
4. Кого пригласили возглавить народное ополчение? а) Князя Дмитрия Пожарского б) Ермака в) Ивана III | А | ||||||||||||||||||||
5. В каком году народное ополчение двинулось к Москве? а) в1612 г. б) в1613 г. в) в1611 г. | А | ||||||||||||||||||||
6. Когда в России начали править цари из рода Романовых? а) 1564 г. б) 1612 г. в) 1613 г. | В | ||||||||||||||||||||
7. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 года? а) День России – 12 июня. б) День народного единства – 4 ноября. в) День Конституции – 12 декабря. | Б | ||||||||||||||||||||
Самопроверка | - А теперь поменяйтесь листочками и проверьте у своего соседа работу по образцу. | Б А В А А В Б Слайд 4 | |||||||||||||||||||
Проблемный вопрос | - О каких патриотах России мы говорили на прошлом уроке? Слайд 5 Сегодня мы познакомимся ещё с одним патриотом России ... а с кем вы узнаете из стихотворения (Заранее подготовленные ученики читают стихотворение) Слайд 6 | Строитель, плотник, мореход. С его на троне воцаренья Россия славный путь ведет. Он был тогда горяч и молод Стремился Русь преобразить, Чтоб никогда ни враг, ни голод Ее не смели поразить. Ему на страшны были войны: Играя строил он полки, Чтоб, возмужав, с народом вместе, Давать отпор врагам страны! Создал он флот Отчизны нашей, Открыл морские он пути, И, прорубив окно в Европу Немало сделал для страны. И что там шведы, Карл, Полтава – Сумел стихию обуздать И на Неве, им присмиренной, Прекрасный Петербург создать! Служил он истово державе, Отдав все силы для того, Чтоб, восхищаясь предков славе, Мы вечно помнили его. Петр I | |||||||||||||||||||
- Что вам помогло определиться с ответом? | Был царем. Владел несколькими профессиями. Воевал со шведами. Построил город Петербург. | ||||||||||||||||||||
Сообщение новой темы | - Кто-нибудь догадался какая тема урока? | "Петр Первый" | |||||||||||||||||||
Целевые установки | - Что бы вы хотели узнать о Петре I? | Какой он был человек? Что сделал для России? Почему его помнят потомки? | |||||||||||||||||||
Все исторические личности знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена. Кто-нибудь знает какое прозвище было Петра Первого? Предлагаю задание: Работа с интерактивной доской
- Так какое прозвище было у Петра Первого? Правильно - Великий. Молодцы! | |||||||||||||||||||||
Работа с учебником | Давайте откроем наши учебники на стр. 95. Найдите изображение Петра I. - Внимательно рассмотрите портрет Петра. Каким человеком вы представляете Петра I, глядя на его портрет? Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста (203 см ) — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера. Сейчас я прочитаю статью из учебника «Петр Великий» на стр. 94. Вы внимательно слушайте и следите за чтением по учебнику. (Чтение статьи) | Слайд 7 Сильным. смелым, умным, волевым, большим. Слайд 8 | |||||||||||||||||||
Первичное закрепление | - Что вы узнали нового о Петре I? | Заботился о пользе Отечества. Был провозглашен царем в 10 лет. Не любил придворную жизнь. Любил играть в военные игры. Увлекался военными науками. Мог трудиться как простые люди. Строил корабли. Хорошо учился. Освоил 14 специальностей. Бывал жесток с подчиненными. | |||||||||||||||||||
Работа над лексическим значение незнакомых слов (физкультминутка) | - В статье вам встретились старинные слова, чтобы лучше понять их лексическое значение давайте выберем к ним синонимы. У вас на столах лежат светофорики. Вы должны решить, какое из определений правильное: первое - красный цвет или второе - зелёный цвет, подняв карточку с нужным цветом. Правил - руководил, водил Провозглашен - объявлен, приглашен Смышленый мальчик - умный, смешной Тяготила - утомляла, проглотила Потеха - забава, поехать Навигация - мастерство кораблевождения, ситуация Молодцы! Почти все справились без ошибок. | ||||||||||||||||||||
Проблемный ситуация | - Историки называют Петра I преобразователем. - Кто такой преобразователь? - Где мы можем узнать лексическое значение слова? - Давайте прочитаем значение слова. Преобразователь - тот, кто преобразует что-то новое Сколько в данном слове букв, звуков, слогов. | Дети высказывают свое мнение. Какие преобразования ввел Петр I? В толковом словаре. Слайд 9 15 б, 14 з., 6 сл. Слайд 10 | |||||||||||||||||||
Физкультминутка для глаз | |||||||||||||||||||||
Работа в парах | Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст из учебника на с.95 - 96. "Царь-преобразователь". Я раздам вам карточки с выдержками из этого текста. Работая в паре, вы должны: 1. Выяснить, какие слова пропущены в предложенном вам тексте. 2. Вписать эти слова в карточки. |
| |||||||||||||||||||
Фронтальная проверка | Какие же преобразования сделал Петр I? | ||||||||||||||||||||
Заочная экскурсия в петровское время (сообщение учащихся) | А сейчас мы совершим небольшую заочную экскурсию в петровское время. Нашими экскурсоводами будут Данила и Лиза. - По какой реке впервые проплыл на английском боте Петр Первый? - Выход к какому морю получила Россия, одержав победу над Шведами? (помогают экскурсоводы) Русско-шведскую войну при Петре Великом называли Великой Северной войной. Она длилась 21 год между Шведской империей и союзом северо - европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая, с сильным флотом и армией, империя — Российская, со столицей Санкт-Петербург на побережье Балтийского моря. Сейчас мы совершим заочную экскурсию по городу Петра и познакомимся с его достопримечательностями (Выход в интернет : http://www.spbmuzei.ru/video_exkursii.htm Видео-экскурсия по Санкт–Петербургу) | "Морским судам быть!" Слайд 11 "Град Петра" Просмотр фрагмента экскурсии | |||||||||||||||||||
Обобщение пройденного | Давайте вспомним все, о чем мы говорили с вами на уроке и ответьте на вопросы:
| ||||||||||||||||||||
Итог урока | Понравился ли вам урок? А может быть кому-то из вас захотелось узнать новые факты о Петре Великом, которых нет в учебнике? Кому из вас захотелось побывать в Санкт-Петербурге? - Давайте вспомним девиз нашего урока. На чём мы отправились к нашим знаниям? - На столах у вас лежат бумажные кораблики, если вы довольны уроком, то поделитесь хорошим настроением с нашими гостями и подарите им на память о сегодняшнем уроке свои кораблики. | (Повторяют новшества). | |||||||||||||||||||
Домашнее задание | Стр.94-100, задание №1 или №3 на стр. 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру за первый триместр в 4 классе
По окончании триместра обычно проводятся срезовые работы. Этот тест позволяет проверить знания по окружающему миру по темам, изученным в первом триместре 4 класса....
Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?
Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....
Окружающий мир. Петр Первый"
Урок построен в 3 этапа: 1-детство Петра, 2-отрочество, 3-Петр-преобразователь...
Итоговый тест по окружающему миру за первую четверть
Урок окружающего мира - один из любимых уроков моих детей. Они с большим удовольствием познают мир. Очень любят готовить к урокам занимательный материал, интересные сообщения, кроссворды. Всё это расш...
Окружающий мир. Петр Первый.
конспект урока...
урок окружающего мира в первом классе "Что мы знаем о птицах"
загадки. работа в парах . группой. коллективная работа учащихся кормушки из подручных средств...
Технологическая карта по окружающему миру «О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. О пароходе и о первых железных дорогах» 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о мануфактурах, заводах и фабриках в России. О пароходе и о первых железных дорогах.Задачи урокаДидактические:Позн...