Урок истории "Великая война и Великая победа" в 4 классе
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Цель: изучить события Великой Отечественной войны.
Задачи:
образовательные – охарактеризовать основные этапы и события Великой Отечественной войны.
развивающие - продолжить работу по формированию умений учащихся работать с картой, анализировать прочитанное, выделяя главное и второстепенное, делать собственные выводы и обосновывать свою точку зрения.
воспитательные – формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и уважения к истории родной страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_4_klasse.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Бороздина Елена Петровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
города Морозовска Ростовской области
урок истории в 4 классе
Тема: Великая война и Великая победа
Цель: изучить события Великой Отечественной войны.
Задачи:
образовательные – охарактеризовать основные этапы и события Великой Отечественной войны.
развивающие - продолжить работу по формированию умений учащихся работать с картой, анализировать прочитанное, выделяя главное и второстепенное, делать собственные выводы и обосновывать свою точку зрения.
воспитательные – формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и уважения к истории родной страны.
Ход урока:
I Организационный момент (2-3 мин.)
II Основная часть урока
Учитель: XX век – он страшный век
Трагедиями обозначен.
- Может вы, ребята, знаете, о каких трагедиях я говорю?
Ученики: В XX веке были две мировые войны.
Учитель:- Сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, как части Второй Мировой войны.
Великая Отечественная война – это война, в которой воевали Советский Союз, так называлась наша страна, и Фашистская Германия.
-1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Фашистская Германия ставит целью захватить Европу (карта). Ей это удалось.
- 22 июня 1941 года Германия обрушила свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге (карта).
- Много героических страниц вписано в летопись Великой Отечественной войны. И 1-ая страница – Битва за Москву (карта).
Работа с учебником.
Учитель:- Откройте учебники на с.142, прочитайте (выделяем главное)
- Когда враг подошел к Москве?
Ученики:- В конце октября 1941г. враг подошел к Москве.
Учитель:- Почему не допустить врага к Москве было очень важно?
Ученики:- Потому что Москва – главный город в стране, столица нашей родины и допустить, чтобы его захватили фашисты, было невозможно.
Учитель:- Когда советская армия перешла в наступление?
Ученики:- В начале 1942 года.
Учитель:- В каком предложении заключена основная мысль текста, прочитанного вами?
Ученики:- Победа под Москвой воодушевила советских людей.
Учитель:- Враг стремительно продвигался вглубь советской территории. В сентябре 1941 года фашисты окружили Ленинград (карта). Началась блокада города, которая длилась 900 дней и ночей. Практически всю войну город Ленинград находился в кольце вражеских войск.
- Сейчас ребята расскажут нам о тяжелых днях блокады.
1 Ученик:
- Блокада принесла ленинградцам тяжелейшие испытания. Зимой 1941 – 1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.
2 Ученик:
- Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная дорога- по Ладожскому озеру, но и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов. Наступил ноябрь- Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов. Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всем озере, но были не в силах ускорить его нарастание.
3 Ученик:
- Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введен норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
- Рабочим – 250 граммов хлеба в сутки;
- Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – 125 граммов;
- Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ – 300 граммов;
- Войскам первой линии – 500 граммов.
При этом до 50% хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
Учитель:- Когда началась блокада Ленинграда?
Ученики:- В сентябре 1941 года.
Учитель:- Сколько она длилась?
Ученики:- 900 дней и 900 ночей.
Учитель:- Ребята, каждый год 27 января жители Санкт – Петербурга отмечают годовщину со дня снятия блокады.
- Следующая страница в героической летописи Великой Отечественной войны – Сталинградская битва.
- Ребята, какой город раньше называли Сталинградом?
Ученики:- Волгоград (карта).
Работа с учебником.
Учитель:- с.143, второй абзац. Прочитайте
- Когда начались ожесточенные бои за Сталинград?
Ученики:- Летом 1942 года.
Учитель:- Сколько месяцев продолжались уличные бои?
Ученики:- Около двух месяцев продолжались бои на улицах города.
Учитель:- Когда началось наступление советских войск в районе Сталинграда?
Ученики:- Наступление началось в ноябре 1942 года.
Учитель:- Когда немецкие войска были окружены?
Ученики:- Немецкие войска были окружены и сдались в плен в начале февраля 1943 г.
Учитель:- На с.143 помещена фотография, на которой запечатлен фрагмент уличного боя в Сталинграде. Рассмотрите ее внимательно и составьте небольшой рассказ о том, как проходили бои в Сталинграде (работа в парах).
Учитель:- Летом 1943 разгорелось сражение под Курском (карта). Ставка немецкого главнокомандования решила устроить Советской армии второй Сталинград. В район Белгорода (карта) они начали стягивать большое количество военной техники: танки, самолеты, самоходы.
Ученик (продолжает):- 12 июля 1943 года в районе деревни Прохоровки (карта) развернулось крупнейшее танковое сражение. С обеих сторон участвовало 1200 танков. До самого вечера на поле боя не смолкал гул моторов и лязг гусениц. Рвались снаряды, горели сотни танков и самоходов.
Учитель:- 5 августа 1943 года русская армия перешла в контрнаступление и освободила города Орел и Белгород (карта).
- В этот же день Москва салютовала артиллерийскими залпами в честь освобождения этих городов. С этого времени такие салюты стали традицией. Ими отмечали каждые новые успехи нашей армии.
- Победа под Курском стала началом крупного наступления Советской армии. А уже в 1944 году территория нашей страны была полностью освобождена от захватчиков. Война вышла за границы Советского союза. Советская армия освободила страны Европы (карта).
Звучит песня «День Победы»
(композитор Давид Тухманов; поэт Владимир Харитонов)
Учитель: - Ребята, какому празднику посвящена эта песня?
Ученики:- Дню Победы.
Учитель:- А когда мы празднуем День Победы?
Ученики:- 9 Мая.
Учитель:- Верно. Именно 9 мая был подписан документ о полном поражении Фашистской Германии. Этот день стал самым счастливым и долгожданным для каждого советского человека.
III Итог урока
Учитель:- В начале урока мы с вами говорили о том, что XX век – век страшных трагедий – двух мировых войн, но это и век счастливый: не стало фашизма, люди обрели мирное небо над головой.
IV Домашнее задание
Учитель:- Ребята, дома прочитайте текст учебника на с.140-146 и заполните таблицу, вписывая даты и события.
Битва за Москву | Блокада Ленинграда | Сталинградская битва | Курская битва | Взятие Берлина |
- И прежде чем закончить наш урок, мне бы хотелось спросить у вас: что вы хотите пожелать себе, мне, нашим гостям?
Ученики:
- Чтобы никогда не было войны!
- Чтобы над головой всегда было мирное небо!
- Чтобы люди уважали и любили друг друга!
- Счастья и здоровья всем нам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс
Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"
Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...
урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»
Представленный урок позволяет решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа
Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и Великая Победа.Цели1. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.2. Формиров...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа.
Целями урока являются: знакомство с героическими страницами истории нашей страны;формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личн...
Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и великая Победа.
Урок окружающего мира по теме "Великая война и великая Победа", на котором у обучающихся сформируются общие представления о Великой Отечественной войне, героизме советского народа, войне в родно...
Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."
Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах...