Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."
план-конспект урока по математике (4 класс)

Наталья Викторовна С

Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах, в нашей памяти. Наш долг, как граждан своей страны, своего Отечества-  знать и помнить об этом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Великая  Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы.

Тип: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Вид: комбинированный

Цели:

образовательные: отработать и закрепить письменные приёмы сложения и вычитания, совершенствовать умения решать задачи изученных видов.

развивающие: развивать логическое мышление, эрудицию, творческую активность учащихся на уроке, активизировать познавательную деятельность.

воспитательные: расширить знания учащихся о ВОВ, воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам войны, способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оснащённость урока:   презентация «День победы».

                                                     Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

-Запишите в тетрадях число и классная работа.

. На доске записаны числа в две группы.

- Расположите  числа первой группы в порядке возрастания, числа второй группы в порядке убывания. Расшифруйте слова.

301   101    311   111                 145      127    245      405       475       555

Н      Д         Ь       Е            Д            Ы      Е        Б           О        П

При чтении чисел дети получают : День Победы

3. Сообщение темы урока. Постановка целей.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок математики?

(Великой отечественной войне.  И тема урока «Великая война  и Великая Победа в фактах и цифрах» (слайд1)

Через математические умения и навыки на уроке мы попытаемся восстановить календарь памятных дат для русского народа в ходе ВОВ.

Поставим  перед собой цели   –мы постараемся узнать о ВОВ,   закрепить и отработать действия с многозначными числами и решение задач, развить мышление, память, творчество, познавательную активность, эрудицию

В ходе урока вы будете оценивать свою работу в баллах в таблицу

4.Устный счет

. Вычислите значение следующих выражений. Сделайте взаимо проверку

5 • 9 + 1030 + 300 • 3 - (3 • 11 + 81 : 81) = 1941

1550 - (900 : 30 – 5 • 5) + 80 • 5 = 1945

- Какие числа получились? (слайд2)

- Что эти даты означают в истории нашей страны?(Начало и окончание войны)

- Война… Какие чувства  возникают у вас с этим словом? (ужас, страх, голод) Послушайте отрывок из песни «Священная война» В ней звучит призыв, встать на защиту своего отечества.

 

5.Закрепление пройденного материала.

*Решение уравнений

 (слайд 3) Решив  уравнения, мы уточним еще некоторые факты о начале войны  (дифференциация): 3 ребенка на плакатах, остальные выбирают себе уравнение и решают.

(38 - х) : 2 = 8; х = 22

у + (40 + 54) = 25 • 4; у = 6

а *(100 : 2) = 400 - 200; а = 4

- Назовите корни уравнений. Что могут означать эти числа? Читаем на слайде 4 (22 июня 1941 года в 4 утра фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над Советской Родиной нависла смертельная опасность. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться…

*Повторение и нумерация многозначных чисел

- Прослушайте небольшую информацию о начале ВОВ. В ходе моего рассказа вы услышите числа, запишите эти числа в столбик

5 500 000

47 260

4 950

3 712

- В день начала ВОВ у границ Советского Союза находились: 5.500.000 немецких солдат, 47.260 орудий и миномётов, 4.950 германских танков, 3.712 самолётов.

- Проверим, какие числа вы записали. Открываю запись на доске. Фронтальная работа. Как можно назвать эти числа? (многозначные)

Сколько десятков в числе 47260

Сколько единиц тысяч в числе 4950

КАКАЯ ЦИФРА СТОИТ В РАЗРЯДЕ СОТЕН  3712?  В РАЗРЯДЕ ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ 47260?

- Представьте 3712  в виде суммы разрядных слагаемых

*Установить закономерность

В теплую июньскую ночь, когда люди мирно спали рев и грохот вражеских самолетов взорвали тишину.. Война ворвалась в жизнь советских людей, сметая все на своем пути. Фашисты бомбили пограничную крепость. Узнать название этой крепости нам поможет задание, которой будем выполнять в парах.

Установите закономерности, продолжите ряды чисел, расположите ответы в порядке возрастания. (слайд 5) Раздаю листочки с заданием

1, 2, 4, 8, 16, … (Т)

2, 3, 6, 7, 10, 11, …, … (Б)(Р)                            14    15    25    26    32

10, 11, 15, 16, 20, 21, …, … (Е) (С)                    Б      Р     Е      С     Т

 Проверка на слайде 5

Вывод:(слайд6) (Читает ученик)  Оборона Брестской крепости в июне-июле 1941 года – это подвиг наших воинов, ценой своей жизни задержавших наступление врага.  На предложение сдаться защитники крепости вывесили на одной из стен кусок полотна, где кровью было выведено: «Все умрём за Родину, но не сдадимся!». Большинство защитников Брестской крепости погибло.

*Решение задачи (календарь)

Во время ВОВ советские солдаты проявили огромное мужество, героизм. Насмерть стояли и не пропустили врага. Брест стал первым городом-героем.

 - Еще одной из величайших в истории по героизму и стойкости стала оборона Ленинграда. Кто может ответить, что такое блокада?

- Блока́да – военная и экономическая изоляция населенного пункта с целью заставить населенный пункт сдаться, покориться.

- (слайд 7)С 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года город Ленинград) был взят в кольцо-блокаду.  Жители оказались без продуктов и воды. Лишь благодаря ДОРОГЕ ЖИЗНИ в город доставляли  необходимое .  Фашисты надеялись, что ленинградцы дрогнут и сдадут город.  Но Ленинград не сдался…

(Слайд 8) Дорога жизни блокадного Ленинграда – это единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны Она связывала блокадный Ленинград со страной. Давала возможность перевозить продукты и другие жизненно- важные вещи. В период навигации – на кораблях по воде, а в зимнее время – на автомобилях  по льду.

(Слайд9)Давайте посчитаем  продолжительность блокады Ленинграда, если она длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (не високосные годы, в 1941-115 дней).

 

Решение:   23+31+30+31+365+365+27=872(дня) (удобный способ) у доски ученик

                   Ответ: 872 дня.

- Округлите число 872 до сотен. (900)

- В этом городе есть памятник, посвященный  блокаде. (900 дней-900 ночей). (Слайд9)

(слайд 10) А в парке высажены березы.

 

*Решение задачи на части

-  (слайд 11) Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. А мы порой не бережем хлеб. Хлеб – главное богатство нашей Родины. Во время блокады Ленинграда его выдавали по специальным карточкам. Решив следующую задачу, вы узнаете ежедневную норму хлеба для  детей    (самостоятельно)                                          

 (слайд 12)

Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, а для  детей   – вдвое меньше. Сколько граммов составляла норма хлеба  для детей ? Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма? (Проверка_устно)

 

Решение:   1) 250 : 2 = 125 (г) –                    2)1000 : 125 = 8 (ч.) – от буханки хлеба

                   Ответ: 125 граммов, 8 часть.

Практическая работа. Давайте отмерим кусочек хлеба в 125гр Взвешиваем кусочек хлеба

(слайд 13) Вывод: После войны  многие города были удостоены почетного звания «Город-герой». Прочитайте название городов

(Тула, Киев, Одесса, Сталинград, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Смоленск, Ленинград, Мурманск, Минск, Москва)

*Решение задачи на производительность труда

 В годы войны  дети сразу повзрослели, им надо было помогать взрослым на фабриках и заводах. Решив задачу, мы  узнаем о труде детей и взрослых во имя Родины  (слайд14)

Работая на токарном станке в годы Великой Отечественной войны, взрослый за час изготавливал 128 деталей и работал 9 часов. Ребёнок за час изготавливал 93 детали и работал 7 часов. Сколько всего деталей изготовят за день взрослый и ребёнок?

Заполни таблицу

Кол-во деталей за час

Кол-во часов

Всего деталей

Взрослый

128д.

9ч.

?

Ребёнок

93д.

7ч.

?

Решите самостоятельно. Проверка учениками-учителями.

*Самостоятельная работа (слайд15)

С аэродрома вылетели одновременно в противоположных направлениях два самолета. Через 3 часа расстояние между ними было 3 805 км. Какое расстояние пролетел второй самолет, если скорость первого самолета 620 км/ч?

 

Решение:   1) 620 х 3 =1860 (км) — расстояние 1 самолета

2) 3805 — 1860 = 1945 (км) — пролетел 2 самолет

Ответ: 1945 км пролетел второй самолет.

 

 (20 000 – 5 820) : 20 • 2 = 1418

- Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война? (слайд 16)

- 1418 дней…Наша страна одержала Великую Победу над фашистской Германией. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

Видео парада 1945 г

6.Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?

- Что на вас больше всего произвело впечатление? Почему?

- Какие цифры поразили? Почему?

7. Выставление оценок. Оцените свою работу на уроке. Сдайте мне листы оценочные .

(слайд 17)

Вывод: Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла 27 млн. жизней советских людей. Много наших деревень и городов было разрушено.  На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный  труд в тылу — вот чем была завоевана эта победа.

- Ребята, давайте почтим  Минутой молчания всех погибших в годы Великой Отечественной войны.

7.Домашнее задание. Стр 55№6, стр 54 №3


(Слайд 4)  22 июня 1941 года в 4 утра фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над Советской Родиной нависла смертельная опасность. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться…

(Слайд17) Война унесла 27 млн. жизней советских людей. Много наших деревень и городов было разрушено.  На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный  труд в тылу — вот чем была завоевана эта победа.

(Слайд6)  Оборона Брестской крепости в июне-июле 1941 года – это подвиг наших воинов, ценой своей жизни задержавших наступление врага.  На предложение сдаться защитники крепости вывесили на одной из стен кусок полотна, где кровью было выведено: «Все умрём за Родину, но не сдадимся!». Большинство защитников Брестской крепости погибло.

- (слайд 7)  С 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года город Ленинград) был взят в кольцо-блокаду.  Жители оказались без продуктов и воды. Лишь благодаря ДОРОГЕ ЖИЗНИ в город доставляли  необходимое .  Фашисты надеялись, что ленинградцы дрогнут и сдадут город.  Но Ленинград не сдался…

(Слайд 8) Дорога жизни блокадного Ленинграда – это единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны Она связывала блокадный Ленинград со страной. Давала возможность перевозить продукты и другие жизненно- важные вещи. В период навигации – на кораблях по воде, а в зимнее время – на автомобилях  по льду.



Предварительный просмотр:

                                        Лист самооценки

Название этапа

Самостоятельно, без ошибок (5б)

1-2ошибки, помощь учителя, ученика (4б)

Более 2х ошибок, (3б)

«Шифровка»

Устный счет

Уравнение

Нумерация

Закономерность

Задача про хлеб

Задача на производительность

Самостоятельная работа

Общая отметка за урок

Кол-во деталей за час

Кол-во часов

Всего деталей

Взрослый

Ребенок

 1, 2, 4, 8, 16, … (Т)

 

 2, 3, 6, 7, 10, 11, …, … (Б)(Р)

 10, 11, 15, 16, 20, 21, …, … (Е) (С)        

_______________________________     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час " Великая наша Победа"

Мероприятие посвящается 70- летию Победы....

Сценарий конкурса чтецов "Салют, Победа!", посвященного 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Цель: развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих; воспитывать патриотические чувства через чтение стихотворений  о В.О.В. и Победе.Оборудование: презентация, прото...

Сценарий Парада Победы, посвящённого 72-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

День Победы — это праздник, важный для каждой семьи и каждого гражданина. По традиции во всех городах нашей федерации в этот день проходят военные парады. Парад Победы давно уже с...

Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела».

Интегрированный  урок  внеклассного чтения и музыки  по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня  к Победе вела». 4 класс...

Мероприятие, посвященное 75-й годовщине Победы Великой Отечественной войне «ПЕСНИ ВЕСНЫ - ПЕСНИ ПОБЕДЫ!»

Приближается славная дата в жизни нашего народа - День Победы в Великой Отечественной войне. 75-й год мы живём под мирным небом, свято помня о том, какой ценой был завоёван мир на Земле. ...