Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
методическая разработка по иностранному языку
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с учителем, со сверстниками, адекватно воспринимали и передавали информацию, отображали предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе. Приложения к работе представляют собой готовый материал для организации обучения коммуникативным навыкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_kommunikativnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy.rar | 348.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий
в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса
И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
Плетнева Валентина Алексеевна
с. Башмак Ленинского района ЕАО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Башмак»
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с учителем, со сверстниками, адекватно воспринимали и передавали информацию, отображали предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе. Приложения к работе представляют собой готовый материал для организации обучения коммуникативным навыкам.
Реализуя новые федеральные государственные образовательные стандарты, учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Решению этих задач способствует организация групповой и парной работы на уроках иностранного языка. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги».
Первый пример связан с темой «Времена года. / Описание погоды в разное время года». Работа проводится в двух группах (парах), например, A и B. Ученики каждой группы (пары) получают предложения с описанием времени года и иллюстрации к предложениям для противоположной группы (пары). Последовательность действий выглядит следующим образом:
Группа (пара) A | Группа (пара) B |
|
|
Реакция положительная:
Реакция отрицательная:
|
|
| |
|
Реакция положительная:
Реакция отрицательная:
|
| |
|
Последнее предложение – поведение итогов, отгадка, какое же это время года (необходимо вписать после совещания в группе (паре) и сказать - Wir meinen… Ich meine …). Коммуникативная задача будет верно решена при следующих условиях - при правильном реагировании на действия партнера собран рассказ с иллюстрациями без ошибок, и отгадано время года. Возможные варианты продолжения этой работы по группам (парам): описание погоды по иллюстрациям, выстраивание цепочки предложений в форме «Домино». В Приложении 1 представлен разрезной раздаточный материал для обучающихся – четыре таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.
Второй прием основан на неравномерном распределении между партнерами по общению определенной информации, которой им надлежит обменяться на иностранном языке, что и является стимулом для общения. Этот прием в соответствующей методической литературе называется «прием преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению».
Ученикам, работающим в парах, предлагается задание заполнить таблицы недостающей в них информацией, общаясь друг с другом на иностранном языке (не показывая таблицы друг другу). В обеих таблицах, вместе взятых, содержится вся информация, необходимая для выполнения предложенного задания, но каждый из учеников имеет в своей таблице лишь её часть, благодаря чему между ними и создаются различия в объеме информации. В Приложении 2 представлены таблицы-опоры для парной работы по теме «Животные», где слова, необходимые для выполнения задания, заменены картинками, символами, словами с пропущенными буквами. В качестве продолжения работы ученикам можно предложить задание - составить небольшие монологические высказывания о любимом животном.
В классах следующей ступени обучения, или в классах с высокой степенью обученности, при использовании данного приема ученики, общаясь на иностранном языке, заполняют полностью пустые ячейки в таблице.
Эти приемы можно использовать с другим содержательным наполнением, при этом ученики научатся адекватно употреблять коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Эти действия помогут ученику научиться достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию с учётом целей коммуникации как ориентир для построения высказывания.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].— М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
- Развитие коммуникативных навыков на уроках немецкого языка. Г. А. Савченко, Н. Н. Ковтун. – Волгоград: издательство «Панорама», 2006. – 64 с.
\
Приложение 1
Разрезной раздаточный материал для обучающихся – таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.
Das Wetter ist schön. Die Sonne scheint hell. | |
Es ist warm. | |
Der Himmel ist blau. | |
Alles ist grün. | |
Die Blätter an den Bäumen sind auch grün. | |
Die Schmetterlinge fliegen von einer Blume zur anderen. | |
Viele Blumen blühen auf der Wiese. Sie sind rot, weiß, blau, gelb. | |
Viele Vögel fliegen und singen ihre Lieder. | |
Es ist S - - - - r. |
Das Wetter ist schlecht. Die Sonne scheint nicht. | |
Es ist nicht besonders warm. | |
Der Himmel ist grau. | |
Alles ist bunt. | |
Der Wind weht stark. | |
Die Blätter an den Bäumen sind bunt: gelb, rot, grün, braun. | |
Die Blätter fallen auf die Erde und tanzen im Wind. | |
Es regnet oft. | |
Es gibt viel Obst und viel Gemüse im Garten. | |
Die Vögel fliegen in warme Länder. | |
Es ist H- - - - t. |
Das Wetter ist schön. Alles ist weiß. Überall liegt Schnee. | |
Die Sonne scheint nicht hell. | |
Es ist so kalt. | |
Der Wind weht kalt. | |
Es schneit. | |
Die Schneeflocken fallen auf die Erde. Sie sind schön. | |
Es ist W - - - - r. |
Das Wetter ist schön. Die Sonne scheint hell. | |
Es ist nicht besonders kalt. | |
Der Himmel ist blau. | |
Der Wind weht nicht besonders stark. | |
Es taut. | |
Wir sehen die ersten Blumen. | |
Viele Vögel sind schon da. Sie kommen aus dem Süden und singen ihre Lieder. | |
Es ist F - - - - - - g. |
Приложение 2
Таблица-опора для парной работы (ученик А)
Tier A? Tier C? Tier E? | Dieses Tier lebt im | Das ist ein Waldtier. | Dieses Tier lebt in den | Das Tier lebt auf dem Baum. | Dieses Tier lebt im | Das ist ein Waldtier |
Tier B? Tier D? Tier F? | Es ist grau und sehr böse. | Es ist Es ist se - r s - - lau. | Es ist sehr lustig. | Im S- - - - r ist es und im W - - - - r Es ist kl - - n. | Es ist im Winter weiß und im Sommer grau. | Es ist g – o - und |
Tier A? Tier C? Tier E? | Es frisst und tiere. | Es ist frisst Mäuse, Hühner und Vögel. | Es frisst | Es frisst Nüsse. | Es frisst und | Es frisst Beeren, Fische (рыбу). |
Tier B Tier D Tier F machen? | Es kann Tiere fangen (ловить). | Es kann T - - re und V - gel f - - - - n | Es kann klettern (карабкаться). | Es kann von Ba - m zu Ba - m | Es kann schnell laufen. | Es kann im |
Таблица-опора для парной работы (ученик В)
Tier B? Tier D? Tier F? | Dieses Tier lebt im Wald. | Das ist ein tier. | Dieses Tier lebt in den Dschungeln. | Das Tier lebt auf dem | Das Tier lebt im Wald. | Das ist ein tier. |
Tier A? Tier C? Tier E? | Es ist und sehr b - - e. | Es ist rot. Es ist sehr schlau. | Es ist sehr | Im Sommer ist es rot und im Winter grau. Es ist klein. | Es ist im W - - - - r und im S - - - - r | Es ist groß und braun. |
Tier B? Tier D? Tier F? | Es frisst Hasen und Haustiere. | Es frisst und | Es frisst Bananen. | Er frisst | Es frisst Gras, Salat und Blätter. | Es frisst |
Tier A Tier C Tier E machen? | Es kann Tiere f - - - - n | Es kann Tiere und Vögel fangen (ловить). | Es kann | Es kann von Baum zu Baum springen. | Es kann schnell laufen. | Es kann im Zirkus Rad fahren. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка.
Предлпгпю вашему вниманию презентацию на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка в начальной школе" . Презентация содержит как теоретическую, так и ...
тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
«Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».
«Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»....
Фрагменты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых б...
Фрагменты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых б...