Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
методическая разработка по иностранному языку

 Валентина Алексеевна Плетнева

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с учителем, со сверстниками, адекватно воспринимали и передавали информацию, отображали предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе. Приложения к работе представляют собой готовый материал для организации обучения коммуникативным навыкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий

в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса

И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Плетнева Валентина Алексеевна

с. Башмак Ленинского района ЕАО

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с. Башмак»


Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с учителем, со сверстниками, адекватно воспринимали и передавали информацию, отображали предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе. Приложения к работе представляют собой готовый материал для организации обучения коммуникативным навыкам.

        

Реализуя новые федеральные государственные образовательные стандарты, учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Решению этих задач способствует организация групповой и парной работы на уроках иностранного языка. В данной статье приводятся два примера организации парной или групповой работы на уроках немецкого языка в 4 классе по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги».

Первый пример связан с темой «Времена года. / Описание погоды в разное время года». Работа проводится в двух группах (парах), например,  A и  B. Ученики каждой группы (пары) получают предложения с описанием времени года и иллюстрации к предложениям для противоположной группы (пары). Последовательность действий выглядит следующим образом:

Группа (пара) A

Группа (пара) B

  1. Ученик  читает предложение
  1. Ученики  совещаются, подбирают к предложению иллюстрацию и отдают картинку группе А.
  1. Ученики реагируют
  • Wir glauben …
  • Das finden wir …

Реакция положительная:

  • Ja, das stimmt
  • Das ist richtig
  • Natürlich.

Реакция отрицательная:

  • Das ist nicht richtig
  • Das ist falsch
  • Nein, das stimmt nicht.
  1. При отрицательной реакции ученики исправляют ошибку

  1. Ученик  читает предложение
  1. Ученики  совещаются, подбирают к предложению иллюстрацию и отдают картинку группе В.
  1. Ученики реагируют
  • Wir glauben …
  • Das finden wir …

Реакция положительная:

  • Ja, das stimmt
  • Das ist richtig
  • Natürlich.

Реакция отрицательная:

  • Das ist nicht richtig
  • Das ist falsch
  • Nein, das stimmt nicht.
  1. При отрицательной реакции ученики исправляют ошибку

  1. См. пункт 1.  

Последнее предложение – поведение итогов, отгадка, какое же это время года (необходимо вписать после совещания в группе (паре) и сказать - Wir meinen… Ich meine …). Коммуникативная  задача будет верно решена при следующих условиях - при правильном реагировании на действия партнера собран рассказ с иллюстрациями без ошибок, и отгадано время года. Возможные варианты продолжения этой работы по группам (парам): описание погоды по иллюстрациям, выстраивание цепочки предложений в форме «Домино». В Приложении 1 представлен разрезной раздаточный материал для обучающихся – четыре таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.

Второй прием основан на неравномерном распределении между партнерами по общению определенной информации, которой им надлежит обменяться на иностранном языке, что и является стимулом для общения. Этот прием в соответствующей методической литературе называется «прием преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению».

Ученикам, работающим в парах, предлагается задание заполнить таблицы недостающей в них информацией, общаясь друг с другом на иностранном языке (не показывая таблицы друг другу). В обеих таблицах, вместе взятых, содержится вся информация, необходимая для выполнения предложенного задания, но каждый из учеников имеет в своей таблице лишь её часть, благодаря чему между ними и создаются различия в объеме информации. В Приложении 2 представлены таблицы-опоры для парной работы по теме «Животные», где слова, необходимые для выполнения задания, заменены картинками, символами, словами с пропущенными буквами.  В качестве продолжения работы ученикам можно предложить задание - составить небольшие монологические высказывания о любимом животном.

В классах следующей ступени обучения, или в классах с высокой степенью обученности,  при использовании данного приема ученики, общаясь на иностранном языке, заполняют полностью пустые ячейки в таблице.

Эти приемы можно использовать с другим содержательным наполнением, при этом ученики научатся адекватно употреблять коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Эти действия помогут ученику научиться достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию с учётом целей коммуникации как ориентир для построения высказывания.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].— М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
  2. Развитие коммуникативных навыков на уроках немецкого языка. Г. А. Савченко, Н. Н. Ковтун. – Волгоград: издательство «Панорама», 2006. – 64 с.

\


Приложение 1

Разрезной раздаточный  материал для обучающихся – таблицы с описанием времени года и иллюстрациями.  

Das Wetter ist schön.

Die Sonne scheint hell.

2

Es ist warm.

Копия Копия Копия сканирование0040

Der Himmel ist blau.

1

Alles ist grün.

10

Die Blätter an den Bäumen sind auch grün.

2235

Die Schmetterlinge fliegen von einer Blume zur anderen.

11

Viele Blumen blühen auf der Wiese.

Sie sind rot, weiß, blau, gelb.

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\гифы\Копия цветы\3.bmp

Viele Vögel fliegen und singen ihre Lieder.

16

Es ist S - - - - r.


Das Wetter ist schlecht.

Die Sonne scheint nicht.

6

Es ist nicht besonders warm.

Копия Копия сканирование0040

Der Himmel ist grau.

22

Alles ist bunt.

i

Der Wind weht stark.

24

Die Blätter an den Bäumen sind bunt:

gelb, rot, grün, braun.

15

Die Blätter fallen auf die Erde

und tanzen im Wind.

4

Es regnet oft.

28

Es gibt viel Obst und viel Gemüse im Garten.

29

Die Vögel fliegen in warme Länder.

33

Es ist H- - - - t.


Das Wetter ist schön.

Alles ist weiß.

Überall liegt Schnee.

39

Die Sonne scheint nicht hell.

37

Es ist so kalt.

сканирование0040

Der Wind weht kalt.

43

Es schneit.

48

Die Schneeflocken fallen auf die Erde.

Sie sind schön.

50

Es ist W - - - - r.

Das Wetter ist schön.

Die Sonne scheint hell.

53

Es ist nicht besonders kalt.

Копия сканирование0040

Der Himmel ist blau.

54

Der Wind weht nicht besonders stark.

58

Es  taut.

55

Wir sehen die  ersten Blumen.

64

Viele  Vögel sind schon da.

Sie  kommen aus dem Süden und singen ihre Lieder.

3

Es ist F - - - - - - g.

Приложение 2

Таблица-опора для парной работы (ученик А)

  1. Wo lebt

Tier   A?

Tier   C?

Tier   E?

Dieses Tier    lebt  im

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\лес.jpeg

Das ist ein Waldtier.  

Dieses Tier    lebt

in den C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\17.jpeg

Das Tier lebt auf dem Baum. 

Dieses Tier    lebt  im

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\лес.jpeg

Das ist ein Waldtier  

  1. Wie ist

Tier   B?

Tier   D?

Tier   F?

Es ist grau und sehr böse.

Es ist

Es ist se - r    s - - lau.

Es ist sehr lustig.

Im S- - - - r    ist es

                und

im W - - - - r

Es ist   kl - - n.

Es ist im Winter weiß und im Sommer grau.

Es ist g – o -  

und

  1. Was frisst

Tier   A?

Tier   C?

Tier   E?

Es      frisst

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\6.jpeg

und  C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\гифы\дома\BL00122_.WMF tiere.

Es ist frisst Mäuse, Hühner und Vögel.  

Es    frisst C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\20.jpeg

Es frisst Nüsse. 

Es frisst C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\33.jpeg

und C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\38.jpeg

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\35.jpeg

Es frisst Beeren,  Fische (рыбу). 

  1. Was kann

Tier   B

Tier   D

Tier   F

 machen?  

Es kann Tiere fangen    (ловить).

Es kann   T - - re und V - gel f - - - - n

Es kann klettern (карабкаться).

Es kann  von Ba - m zu Ba - m

C:\Documents and Settings\Hp\Мои документы\Мои результаты сканирования\2011-11 (ноя)\Копия сканирование0049.jpg

Es kann schnell laufen. 

Es kann  im   C:\Documents and Settings\Hp\Мои документы\Мои результаты сканирования\2011-11 (ноя)\сканирование0048.jpg

C:\Documents and Settings\Hp\Мои документы\Мои результаты сканирования\2011-11 (ноя)\сканирование0051.jpg

Таблица-опора для парной работы (ученик В)

  1. Wo lebt

Tier   B?

Tier   D?

Tier   F?

Dieses Tier lebt im Wald. 

Das ist ein

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\лес.jpeg  tier.

Dieses Tier lebt

in den Dschungeln.

Das Tier lebt auf dem C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\22.jpeg

Das Tier lebt im Wald.

Das ist ein

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\лес.jpeg  tier.

  1. Wie ist

Tier   A?

Tier   C?

Tier   E?

Es ist

und sehr b - - e.

Es ist rot.

Es ist sehr schlau.

Es ist sehr C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\гифы\смайлики\АНИМИРОВАННЫЕ ГИФЫ --- смайловые.files\smiles1.files\36_2_25.gif

Im Sommer ist es rot und im Winter grau. Es ist klein.

Es ist im W - - - - r

und

im S - - - - r

Es ist groß und braun.  

  1. Was frisst

Tier   B?

Tier   D?

Tier   F?

Es frisst Hasen und Haustiere. 

Es frisst  C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\11.jpeg

undC:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\14.jpegC:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\гифы\птицы\13.bmp

Es frisst Bananen. 

Er frisst

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\коммуникативность\погода\животные\28.jpeg

Es frisst Gras, Salat und Blätter. 

Es frisst  C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\гифы\овощи и фрукты\FD00419_.WMF

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\гифы\водные\рыбки.gif

  1. Was kann

Tier   A

Tier   C

Tier   E

machen?

Es kann Tiere

f - - - - n

Es kann Tiere und Vögel fangen (ловить).

Es kann

C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\гифы\чёрные человечки\HELPUP.WMF

Es kann von Baum zu Baum springen. 

Es kann schnell laufen. C:\Documents and Settings\Hp\Рабочий стол\гифы\чёрные человечки\HANDOFF.WMF

Es kann im Zirkus Rad fahren.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка.

Предлпгпю вашему вниманию презентацию на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка в начальной школе" . Презентация содержит как теоретическую, так и ...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

«Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

«Приемы  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»....

Фрагменты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых б...

Фрагменты уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых б...