«Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».
материал на тему

Саломаткина Мария Анатольевна

«Приемы  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приемы  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий были выбраны методы, которые представлены в таблице.

Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Группы коммуникативных универсальных действий

Показатели сформированности коммуникативных универсальных действий

Методы формирования

Коммуникация как кооперация

Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Метод сотрудничества,  метод работы в группах,  метод дидактическая игра,  метод «Мозговой штурм».

Коммуникация как взаимодействие

Слушать и понимать речь других, Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Коммуникация как условие интериоризации.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

     Рассмотрим более подробно методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидер-ландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американ-ских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Минне-сота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условии для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что может добиться успеха, (то есть овладеть определёнными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.  

Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Перечислим основные принципы обучения в сотрудничестве:

1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

— единой цели, которую можно достичь только сообща;

— распределенных внутригрупповых ролей, функций;

— единого учебного материала;

— общих ресурсов;

— одного поощрения на всех.

2. Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

3. Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4. Рефлексия — обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, то есть  вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

Метод сотрудничества – дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Это «совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: «учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа, ученик – учитель», где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно-распределенная деятельность».

«При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща». Цель – «создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания».

Групповая форма организации деятельности учащихся позволяет решать следующие задачи:

–   возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся(учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Групповая работа формирует благоприятные условия для включения всех учащихся в активную работу на уроке. При осуществлении работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах ученики могут  обсуждать разные варианты решения поставленных задач, так же проходит  взаимообучение в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Групповая форма работы дает возможность реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Контроль за ответом осуществляет ученик с высоким уровнем коммуникативных универсальных учебных действий, ученики со средним уровнем и низким сообщают ответы на поставленные вопросы.

Сковыро Е.Д. формулирует правила работы в группе для учеников:

  • работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
  • своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
  • качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности;
  • уметь защищать общее дело и свою работу в частности.

Так же Сковыро Е.Д. описывает роль учителя при групповой форме работы.

  • Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым;
  • прийти на помощь, но только по просьбе группы.
  • Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание;
  • Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.

Дидактическая  игра  —  вид  учебных  занятий,  организуемых  в  виде  учебных  игр,  реализующих  ряд  принципов  игрового,  активного  обучения  и  отличающееся  наличием  правил,  фиксированной  структуры  игровой  деятельности  и  системы  оценивания,  один  из  методов  активного  обучения.

При помощи дидактической игры учитель решать  многие  педагогические  задачи  в  игровой  форме, но  при  этом  данный метод  решает  все  задачи  обучения  и  образования,  и  носить  обучающий  характер,  тем  самым  сближая  привычную  деятельность  ребенка  с  учебной  работой.

Одной  из  форм  обучения  способствующей  развитию  интеллекта,  коммуникативных  умений  является  игра.  Одной  из  учебных  задач  дидактической  игры  является  обучающая  задача.  Так  данная  игра  имеет  две  задачи:  первую  преследуют  взрослые  —  обучающая;  другую  преследуют  дети  —  игровая,  поэтому  данная  игра  является  дидактической.

Главная  задача  педагога  —  создать  условия  для  игры:  подбирать  дидактический  материал,  игрушки,  правильно  их  располагать;  выбрать  место  для  игры;  вызвать  интерес  у  ребенка  к  игре,  поддерживать  этот  интерес;  играть  вместе  с  ними,  помогать  общению.

В  игровом процессе  ребенок  учиться  общаться со  сверстниками  и  взрослыми, строить  свое  общение,  учится  решать  конфликты.  При этом  дидактическая  игра  развивает мышление, память¸   внимание.

Со сверстниками младший школьник может общаться  в  процессе  совместной  игры.  Играя  вместе,  дети  начинают  учитывать  интересы  друг  друга,  отстаивать  свою  точку  зрения,  спорить.

Метод мозгового штурма - форма стимулирования творческой активности.

Основной целью "мозгового штурма" является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за границы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого профиля либо у людей богатым прошлым опытом и определенным служебным положением.

"Мозговой штурм" осуществляют в два этапа: первый этап генерации идей и второй этап практического анализа выдвинутых идей.

Оба этапа осуществляются по конкретным принципам, отражающим его назначение и суть, определяющим его эффективность.

Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

1. Принцип формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интересов, позитивному скептицизму.

2. Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, можно и весьма полезно учитывать другие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

3. Все это нужно для того, чтобы создать в работе этой группы атмосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости.

4. Принцип строго запрещения всякой критики. Она может ограничить полет фантазии, создавать опасения в высказывании идей, ухудшать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализировать идеи, сковывать мышление, переключать внимание и концентрировать его на какой-либо одной идее и тем самым уменьшать их количество и разнообразие. Ведь главной задачей первого этапа "мозгового штурма" является поиск как можно большего количества различных вариантов решения проблемы, путей достижения цели, идей и мыслей. И вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику. объяснение, обоснование. Поэтому следует сформулировать и еще один принцип.

5. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Надо исключить эту естественную потребность человеческого общения. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от высказанной. Нельзя "присоединяться к мнению" или "расшифровывать" свои или чужие идеи.

6. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

7. Такая мотивация определяется подбором группы и организацией ее работы. В группу могут входить специалисты в различных областях знаний, разного опыта и научно — практического статуса. Разнообразие участников работы способствует генерации идей.

8. Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения, эврики, поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность "зацикливания" в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На втором этапе "мозгового штурма" (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это помогает освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.

2. Принцип аналитического потенциала. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования. Это должны быть люди, обладающие чувством повышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мышлением.

3. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей, должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе, — а иногда и главным образом — ресурсом времени.

4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.

5. Принцип позитивизма в анализе идей. Можно проводить анализ на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый проводится по установке на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев. Второй — по поиску рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях.

6. Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей .

Данный метод позволяет формировать у учащихся умение продолжить и развить мысль одноклассника. При использовании данного метода ученики имеющие низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных  учебных действий  формулируют предположение, ученики имеющие средний и высокий уровень корректируют и уточняют высказывания. Затем приступают вновь к работе ученики с низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных  учебных действий, их задача подытожить вывод группы.  

  1. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках [Текст]/ Журнал начальная школа №1 2008 год
  2. Коротков Э.М. Исследование систем управления   [Электронный ресурс]. –
  3. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Вопросы - ответы. Структурные схемы.   [Электронный ресурс]. – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/ krysko/index.php  
  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. [Текст]: — М., 1994.  
  5. Селивёрстов  В.И.  Дидактические  игры  с  детьми  [Текст]: В.И.  Селеверстов.  —  3-е  изд.,  перераб.  —  М.:  Просвещение,  2000.  —  190  с. 
  6. Сербина  Е.Б.  Развивающие  игры  для  детей  [Текст]: Е.Б.  Сербина.  —  3-е  изд.,  избр.  —  М.:  Ространсфер,  1999.
  7. Сковыро Е.Д. Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе  2011, № 10
  8. Танцоров, С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. [Текст]: – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997.
  9. Эльконин  Д.Б.  Психология  игры  /  Д.Б.  Эльконин.  —  3-е  изд.,  избр.  —  М.:  АЛМА-ПРЕСС,  2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

На сегодняшний день  учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе явля...