Тема урока: Чувашская национальная одежда
план-конспект урока по иностранному языку (4 класс)

Михуткина Роза Васильевна

Цель:

-ознакомить учащихся с чувашской народной одеждой и её отличительными признаками\

- объяснить учащимся, что чувашский костюм является  главным элементом исторической памяти народа;

Задачи:

-образовательные:

вызвать познавательный интерес к культуре родного края, к своему народу и к своей малой Родине.

Развивающие:

-заинтересовать учащихся культурой и историей развития чувашского народа в прошлом и настоящем.

Воспитательные:

-воспитание любви к своему народу, к предкам, к своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urokachuvashskaya_natsionalnaya_odezhda.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чувашская  национальная  одежда

Цель:

-ознакомить учащихся с чувашской народной одеждой и её отличительными признаками\

- объяснить учащимся, что чувашский костюм является  главным элементом исторической памяти народа;

Задачи:

-образовательные:

вызвать познавательный интерес к культуре родного края, к своему народу и к своей малой Родине.

Развивающие:

-заинтересовать учащихся культурой и историей развития чувашского народа в прошлом и настоящем.

Воспитательные:

-воспитание любви к своему народу, к предкам, к своей семье.

Оборудование: компьютер, плакаты, слайды, презентация, цветные карандаши.

Наглядные материалы: чувашская  женская одежда, чувашские головные уборы, масмак, фартук, хушпу, тухья

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Оценки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Ырă кун пултăр ачасем! -Здравствуйте,  ребята! Начинаем урок родного языка. Но для начала я вам предлагаю пожелать друг - другу хорошего настроения.

Учитель: Пĕр- пĕрин çине пăхатпăр .Друг на друга посмотрели

Кăшт кулса илетпĕр , шăпăрт ларатпăр. Улыбнулись, тихо сели.

(Звучит  чувашская песня»Илемлĕ»с презентацией.

«Илемлĕ» юрра итлесси.-)

Учитель: Ачасем, ку юрă сире килешрĕ-и? Ребята, понравилась вам эта  песня?

Ученики: понравилась, красивая песня

Учитель: Мĕнле сăмах ытларах илтĕнеть ку юрăра? Какое слово больше всех повторяется в этой песне? 

Ученик: слово «Илемлĕ»

Учитель: Правильно, Илемлĕ- красивый, нарядный

Учитель: Апла пулсан мĕн çинчен юрлать? Тогда о чём поётся в этой песне?

Ученик: В этой песне поётся про нарядную, красивую одежду

Учитель: Тĕрĕс. Правильно.

Илемлĕ- красивый (учитель вывешивает на доску карточку со словами «илемлĕ-красивый,нарядный»

Учитель: Ачасем, эпĕ паян мĕн тăхăннă?

Ребята, посмотрите, как  необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд?

Учитель: Ман çинче чăваш халăх тумтирĕ. Мой наряд называется «Чувашская национальная одежда» .

Дети: (повторяют) Чăваш халăх тумтирĕ. Чувашская национальная одежда.

Учитель: Правильно. Я думаю вы уже догадались, какая сегодня у нас тема урока.

/Показываю слайд/Тема: Чувашская национальная одежда.

2.Объяснение нового материала.

Учитель. Паян эпир чăваш халăх тумтирĕ çинчен калаçатпăр. Сегодня мы поговорим о чувашском национальном костюме.

Отправимся ,ребята мы с вами на экскурсию: путешествие по карте (показываю по карте , где расположены эти три группы народов). В Чувашской республике живут у нас три группы чувашей: верховые, низовые и средненизовые. У них совершенно разные костюмы. Верховые чуваши (вирьялы) проживают на компактной территории от Суры до Волги, между городами Ядрин, Чебоксары, Цивильск и Шумерля (ныне это северо-западные районы Чувашской Республики). (Слайд:карта Чувашии )

Группы средненизовых чувашей (анат енчи) являются северо-восточная и центральная части современной Чувашии. Это небольшая территория, ограниченная городами Чебоксары, Козловка и райцентрами Вурнары и Янтиково.

На юге современной Чувашии, а также на прилегающих к ней территориях Татарстана и Ульяновской области проживают низовые чуваши (анатри). (Слайд: группы чувашей )

Учитель: Ребята, скажите мы к какой группе относимся? 

Ученик: Мы относимся к верховым чувашам.

Учитель: Сегодня я вам расскажу и  покажу, что они одевали, что одевают сейчас.(учитель показывает наглядные материалы): 

Ку кĕпе- платье. (Дети повторяют за учителем). Основной цвет ткани –белый.

Ку чĕрçитти,сапун-это фартук

Ку пиçиххи- это пояс

Ку сурпан çакки, тенки- это нагрудное украшение, тенки

Ку хушпу- это хушпу

Ку тухья- это тухья

 (карточки  с новыми словами прикреплены на доске)

(дети повторяют слова и записывают на  тетрадях.)

Учитель: нагрудное украшение. Его основание кожаное. Оно украшено монетами, бусами, бисером.

- Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам обязательно надо было  заплетать волосы.“Девичья коса – всему миру краса”.

Хушпу качча кайнă хĕрарамсем тăханнă. Хушпу одевали замужние женщины. (учитель показывает тухью)

Хĕрачасем  тата качча кайман хĕрсем тухья тăхăннă. Тухью носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням..

Учитель: Все, что видите, всё сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Ею занимались каждая чувашская женщина, девушка. (показ слайда)

Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, при изготовлении головных уборов применялись биссеры, монеты. Монеты были серебряными, тяжелыми. Костюм у женщины весил примерно 15,16 килограмм. Тухья украшалась серебряными монетами, цветными бусами, бисером.(показ слайда

Красивый узор на одежде называется орнамент. Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров: квадратов, ромбов, полос, кружочков. (показ слайдов женской одежды) .

Использовали  красный, желтый, зелёный, чёрный и синие цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги.

_-А, что означает жёлтый цвет?

Жёлтый цвет-это символ солнца, дающего тепло. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живёт, а вместе с ним живёт, всё, что  есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек.

- А что означает зелёный цвет?

- растительный мир

Синий цвет - свод неба

Чёрный - земле. Предки в большей части занимались земледелием.

В основном одевали платья белые,  белый цвет означал - символ чистоты, правдивости, мудрости. ..(просмотр слайда) 

Учитель: Современные костюмы используют часто на сценических выступлениях. Там меньше узоров.( просмотр слайдов)

Учитель: Ребята, перед вами раскраска, девочка, но не совсем обычная. Вы должны её надевать национальную чувашскую одежду. Какую одежду надевать, какие цвета подбирать, вам помогут рисунки на слайде. (показ слайда) 

- Скажите, какие нам нужны цвета для раскрашивания?

Ученик: красный, белый,  жёлтый. Дети отвечают.

(у детей на партах заранее приготовленные рисунки кукол: девочка) 

3.Практическая работа.

Учитель: Ребята сначала нарисуйте  им одежду, узоры и раскрашивайте.( дети выполняют работу, которая оценивается)

Учитель: теперь исполним чувашскую песню, которую пели ещё наши   предки  « Çĕмĕрт çеçки çурăлсан».(Дети идут в хороводе и поют песню).

4.Итог урока

Учитель : О чём мы сегодня говорили на уроке? 

Ученик: О национальной чувашской женской одежде. 

-Ребята,  скажите, к какой этнической группе чуваш относятся шумерлинцы?

Ученик :В верховой группе.        

-Какие  основные цвета используются в чувашском узоре?

Ученик: белый, красный, жёлтый , зелёный, чёрный.

Учитель: Какие новые чувашские  слова изучили?

Ученик: кĕпе, саппун, пиççихи , хушпу, тухья

5.Оценка работ учащихся.

Учитель: Мы живём в Чувашии, и мы должны сохранить традиции народа.

Учитель :Встали. Урок окончен. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Конспект урока в РВГ 2,4 класс Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан» Тема урока: Однокоренные слова

4 класс Чтение Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»2 класс Русский язык Тема урока: Однокоренные слова...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...