Тема урока: Чувашская национальная одежда
план-конспект урока по иностранному языку (4 класс)
Цель:
-ознакомить учащихся с чувашской народной одеждой и её отличительными признаками\
- объяснить учащимся, что чувашский костюм является главным элементом исторической памяти народа;
Задачи:
-образовательные:
вызвать познавательный интерес к культуре родного края, к своему народу и к своей малой Родине.
Развивающие:
-заинтересовать учащихся культурой и историей развития чувашского народа в прошлом и настоящем.
Воспитательные:
-воспитание любви к своему народу, к предкам, к своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_urokachuvashskaya_natsionalnaya_odezhda.docx | 43.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Чувашская национальная одежда
Цель:
-ознакомить учащихся с чувашской народной одеждой и её отличительными признаками\
- объяснить учащимся, что чувашский костюм является главным элементом исторической памяти народа;
Задачи:
-образовательные:
вызвать познавательный интерес к культуре родного края, к своему народу и к своей малой Родине.
Развивающие:
-заинтересовать учащихся культурой и историей развития чувашского народа в прошлом и настоящем.
Воспитательные:
-воспитание любви к своему народу, к предкам, к своей семье.
Оборудование: компьютер, плакаты, слайды, презентация, цветные карандаши.
Наглядные материалы: чувашская женская одежда, чувашские головные уборы, масмак, фартук, хушпу, тухья
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Объяснение нового материала.
- Практическая работа.
- Подведение итогов урока.
- Оценки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Ырă кун пултăр ачасем! -Здравствуйте, ребята! Начинаем урок родного языка. Но для начала я вам предлагаю пожелать друг - другу хорошего настроения.
Учитель: Пĕр- пĕрин çине пăхатпăр .Друг на друга посмотрели
Кăшт кулса илетпĕр , шăпăрт ларатпăр. Улыбнулись, тихо сели.
(Звучит чувашская песня»Илемлĕ»с презентацией.
«Илемлĕ» юрра итлесси.-)
Учитель: Ачасем, ку юрă сире килешрĕ-и? Ребята, понравилась вам эта песня?
Ученики: понравилась, красивая песня
Учитель: Мĕнле сăмах ытларах илтĕнеть ку юрăра? Какое слово больше всех повторяется в этой песне?
Ученик: слово «Илемлĕ»
Учитель: Правильно, Илемлĕ- красивый, нарядный
Учитель: Апла пулсан мĕн çинчен юрлать? Тогда о чём поётся в этой песне?
Ученик: В этой песне поётся про нарядную, красивую одежду
Учитель: Тĕрĕс. Правильно.
Илемлĕ- красивый (учитель вывешивает на доску карточку со словами «илемлĕ-красивый,нарядный»
Учитель: Ачасем, эпĕ паян мĕн тăхăннă?
Ребята, посмотрите, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд?
Учитель: Ман çинче чăваш халăх тумтирĕ. Мой наряд называется «Чувашская национальная одежда» .
Дети: (повторяют) Чăваш халăх тумтирĕ. Чувашская национальная одежда.
Учитель: Правильно. Я думаю вы уже догадались, какая сегодня у нас тема урока.
/Показываю слайд/Тема: Чувашская национальная одежда.
2.Объяснение нового материала.
Учитель. Паян эпир чăваш халăх тумтирĕ çинчен калаçатпăр. Сегодня мы поговорим о чувашском национальном костюме.
Отправимся ,ребята мы с вами на экскурсию: путешествие по карте (показываю по карте , где расположены эти три группы народов). В Чувашской республике живут у нас три группы чувашей: верховые, низовые и средненизовые. У них совершенно разные костюмы. Верховые чуваши (вирьялы) проживают на компактной территории от Суры до Волги, между городами Ядрин, Чебоксары, Цивильск и Шумерля (ныне это северо-западные районы Чувашской Республики). (Слайд:карта Чувашии )
Группы средненизовых чувашей (анат енчи) являются северо-восточная и центральная части современной Чувашии. Это небольшая территория, ограниченная городами Чебоксары, Козловка и райцентрами Вурнары и Янтиково.
На юге современной Чувашии, а также на прилегающих к ней территориях Татарстана и Ульяновской области проживают низовые чуваши (анатри). (Слайд: группы чувашей )
Учитель: Ребята, скажите мы к какой группе относимся?
Ученик: Мы относимся к верховым чувашам.
Учитель: Сегодня я вам расскажу и покажу, что они одевали, что одевают сейчас.(учитель показывает наглядные материалы):
Ку кĕпе- платье. (Дети повторяют за учителем). Основной цвет ткани –белый.
Ку чĕрçитти,сапун-это фартук
Ку пиçиххи- это пояс
Ку сурпан çакки, тенки- это нагрудное украшение, тенки
Ку хушпу- это хушпу
Ку тухья- это тухья
(карточки с новыми словами прикреплены на доске)
(дети повторяют слова и записывают на тетрадях.)
Учитель: нагрудное украшение. Его основание кожаное. Оно украшено монетами, бусами, бисером.
- Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.
Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.
А вот молодым девушкам обязательно надо было заплетать волосы.“Девичья коса – всему миру краса”.
Хушпу качча кайнă хĕрарамсем тăханнă. Хушпу одевали замужние женщины. (учитель показывает тухью)
Хĕрачасем тата качча кайман хĕрсем тухья тăхăннă. Тухью носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням..
Учитель: Все, что видите, всё сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Ею занимались каждая чувашская женщина, девушка. (показ слайда)
Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, при изготовлении головных уборов применялись биссеры, монеты. Монеты были серебряными, тяжелыми. Костюм у женщины весил примерно 15,16 килограмм. Тухья украшалась серебряными монетами, цветными бусами, бисером.(показ слайда
Красивый узор на одежде называется орнамент. Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров: квадратов, ромбов, полос, кружочков. (показ слайдов женской одежды) .
Использовали красный, желтый, зелёный, чёрный и синие цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги.
_-А, что означает жёлтый цвет?
Жёлтый цвет-это символ солнца, дающего тепло. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живёт, а вместе с ним живёт, всё, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек.
- А что означает зелёный цвет?
- растительный мир
Синий цвет - свод неба
Чёрный - земле. Предки в большей части занимались земледелием.
В основном одевали платья белые, белый цвет означал - символ чистоты, правдивости, мудрости. ..(просмотр слайда)
Учитель: Современные костюмы используют часто на сценических выступлениях. Там меньше узоров.( просмотр слайдов)
Учитель: Ребята, перед вами раскраска, девочка, но не совсем обычная. Вы должны её надевать национальную чувашскую одежду. Какую одежду надевать, какие цвета подбирать, вам помогут рисунки на слайде. (показ слайда)
- Скажите, какие нам нужны цвета для раскрашивания?
Ученик: красный, белый, жёлтый. Дети отвечают.
(у детей на партах заранее приготовленные рисунки кукол: девочка)
3.Практическая работа.
Учитель: Ребята сначала нарисуйте им одежду, узоры и раскрашивайте.( дети выполняют работу, которая оценивается)
Учитель: теперь исполним чувашскую песню, которую пели ещё наши предки « Çĕмĕрт çеçки çурăлсан».(Дети идут в хороводе и поют песню).
4.Итог урока
Учитель : О чём мы сегодня говорили на уроке?
Ученик: О национальной чувашской женской одежде.
-Ребята, скажите, к какой этнической группе чуваш относятся шумерлинцы?
Ученик :В верховой группе.
-Какие основные цвета используются в чувашском узоре?
Ученик: белый, красный, жёлтый , зелёный, чёрный.
Учитель: Какие новые чувашские слова изучили?
Ученик: кĕпе, саппун, пиççихи , хушпу, тухья
5.Оценка работ учащихся.
Учитель: Мы живём в Чувашии, и мы должны сохранить традиции народа.
Учитель :Встали. Урок окончен. До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"
Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....
Конспект урока в РВГ 2,4 класс Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан» Тема урока: Однокоренные слова
4 класс Чтение Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»2 класс Русский язык Тема урока: Однокоренные слова...
Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"
На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...
УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс
Конспект урока по математике в 3 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...
План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»
План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...