Проектная работа по теме «Достижение личностных результатов образования средствами ИЯ».
проект по иностранному языку ( класс) на тему
Формирование общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках - важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_e.a.kapustyanskoyg.domodedovo.docx | 53.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Проектная работа по теме
«Достижение личностных результатов образования средствами ИЯ».
Выполнил:
Капустянская Екатерина Александровна,
учитель иностранных языков
МБОУ «Михневская НОШ»
п. Михнево
Проверил:
Бурлакова Ирина Ивановна,
Кандидат педагогических наук, доцент
Домодедово 2015
Содержание
достижении личностных результатов
Рекомендации по достижению личностных результатов. Интегративная цель предмета «Иностранный Язык»
| с. 3 с. 6
с. 8 с.11 с.12 с.17 |
I. Введение
«Великая цель образования это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования были утверждены приказом Министерства Образования и Науки в 2009 году.
С сентября 2011 года введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования стало обязательным во всех образовательных учреждениях Российской Федерации.
С сентября 2012 года во 2-х классах началось обучение иностранному языку по новому стандарту. Совершенно очевидно, что возрастает роль предмета «Иностранный язык» в современном обществе, меняются ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы. Все эти особенности ФГОС требуют внесения определенных изменений в организацию обучения иностранному языку.
Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Возрастает роль предмета «Иностранный язык», меняются ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы. Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения иностранному языку.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке, различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- духовно-нравственное воспитание школьника;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе;
- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных,регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности).
Таким образом, иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке современных УМК для начальной школы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.
Новая структура образовательных результатов включает в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты представленны:
- Самоопределением – внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка.
- Смыслообразованием - мотивация (учебная, социальная);
границы собственного знания и «незнания»
- Морально-этической ориентацией: ориентация на выполнение
моральных норм; способность к решению моральных
проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
Метапредметные результаты включают:
- Регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.
- Коммуникативные - речевая деятельность; навыки сотрудничества
- Познавательные - работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
Предметные результаты:
- Основы системы научных знаний;
- Опыт «предметной» деятельности по получению, преобра-зованию и применению нового знания;
- Предметные и метапредметные действия с учебным материалом;
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает переход от действующей знаниевой парадигмы, в основе которой ЗУНы, учебные программы и учебные заведения, к новой образовательной парадигме, основой которой являются образовательные результаты, образовательная программа и образовательные учреждения.
Нельзя поставить знак равенства между обучением и образованием. Цель и содержание обучения – ЗУНы. Цель образования – воссоздание, образование нового человека, содержанием является культура, как система ценностей.
«Корневой смысл образования - формирование средствами культуры духовного образа человека». Л.А.Степашко.
Но, что же есть культура?
- «Основа культуры – человеческие ценности.
- Личность – система ценностных отношений.
- Духовно-нравственное развитие граждан России – это расширение и укрепление их ценностно-смысловой сферы».
А.Я. Данилюк.
Необходимо рассматривать образование как средство социализации и воспитания.
«Сегодня образование как способ становления человека в культуре является условием существования и культуры, и человека».
Ю.В. Сенько
«Процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющий инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него».
Стратегия модернизации
содержания российского образования
Законопроект рассматривает образование как ведущую социальную деятельность общества, личностно и общественно значимое благо –целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, семьи, общества и государства в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития, социокультурной модернизации российского гражданского общества.
Для традиционной дидактической системы образования, положенной в основу Государственных стандартов основного образования (далее — ГОС ОО), была характерна: ведущая роль теоретических знаний в содержании образования, преобладание догматического и объяснительно-иллюстрационного способа обучения и, тем самым, ориентация на деятельность учителя. Универсальные учебные действия (УУД) возникали «по умолчанию» и являлись как бы побочным продуктом процесса усвоения ЗУНов. В рамках ФГОС развитие системы УУД рассматривается как основа способности к самообразованию.
Деятельностный подход обеспечивает развитие личности в системе образования прежде всего формированием УУД, при этом ЗУНы и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих УДД, имеющих надпредметный характер.
Достижение личностных результатов вызывает наибольшие трудности. Последствиями идеалогии первых 20 лет перестройки в 90 годы явились:
- демонтаж советской системы ценностей;
- отсутствие новых национальных базовых ценностей;
- отсутствие национального воспитательного идеала;
- главная цель – повышение благосостояния;
- лозунг «Обучение вне идеологии».
Всё это привело к возникновению проблем духовно-нравственного состояния подрастающего поколения. За последние 20 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм». Согласно статистике, 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы.
Слой человека в нас чуть-чуть
Наслоен зыбко и тревожно;
Легко в скотину нас вернуть,
Поднять обратно очень сложно.
Игорь Губерман
Для решения этой сложной задачи, прежде всего, необходим уход от подхода учрежденческого (когда единственным и основным институтом образования является образовательное учреждение) к созданию единого образовательного социализирующего пространства, формирующего социальную инфраструктуру детства; интеграция усилий различных социальных институтов (семья, школа, общество, религиозные учреждения, средства массовой информации). К сожалению, сегодня мы должны так же говорить и о кризисе семьи: 29% детей рождаются в незарегистрированных браках. Обостряется проблема социального сиротства : число детей сирот возросло на 75% (693 тыс. детей-беспризорников - больше, чем после ВОВ). Россия занимает:
- 1 место в мире по числу разводов и рожденных вне брака детей. С 2002 по 2010 год число супружеских пар сократилось с 34 млн до 33 млн;
- 1 место в мире по числу абортов и числу детей, брошенных родителями, в настоящее время в России 120 тыс. детей-сирот.
Что обсуждают в благополучных семьях?
- Россияне живут в обществе тотального недоверия друг к другу;
- Почти 70% населения считают, что «интересы власти и общества в России не совпадают»;
- 84% полагают, что «большинство политиков занимаются политикой только ради личной выгоды».
Нужно отметить и деструктивную роль нашего телевидения, которое формирует клиповое сознание, приучает мыслить телеобразами,
создает извращенное понимание жизненных ценностей. К сожалению, единственная национальная идея, которая объединяет бедных и богатых, победителей и неудачников, москвичей и провинциалов – “Потребляй и развлекайся!”
Наша национальная элита также не может служить примером для подражания. Пренебрежительное, потребительское, хищническое отношение к России демонстрирует национальная элита, которая безнадежно оторвалась от народа.
Отсутствует концепция иноязычного образования, вследствие чего большинство новых УМК ориентированы на достижение прежних целей – формирование коммуникативной компетенции.
Предпосылками достижения личностных результатов являются:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Базовые национальные ценности и национальный воспитательный идеал.
- Портреты выпускников начальной, основной и средней школы.
- Личностные результаты для всех ступеней обучения.
Базовые ценности российского общества:
|
|
Статус. Национальный воспитательный идеал: высшая цель образования – идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов общественной жизни: государства, семьи, школы, общественных и религиозных организаций, СМИ.
Портреты выпускников
Начальная школа 1. любящий свой народ, свой край и свою Родину 2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества 3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир 4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности | Основная школа 1. любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции 2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества 3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества 4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике |
Личностные результаты
Начальная школа
| Основная школа
|
Должно произойти осознание того, что «образование» совсем не то же, что и «обучение». Они разные:
- а) по цели;
- б) по содержанию;
- в) по значимости для личности;
- г) по значимости для социума (общества, государства).
Цели и задачи курса
- Интегративной целью обучения иностранному языку (ИЯ) в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме.
- Следовательно, изучение ИЯ в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- - формирование умения общаться на ИЯ на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- - приобщение детей к новому социальному опыту с использованием ИЯ: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- - развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению ИЯ;
- - воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами ИЯ.
Интегративная цель
образовательной дисциплины «Иностранный язык»
● Вклад в становление гражданина-патриота России, готового и способного осуществлять межкультурное общение на иностранном языке.
● Вклад в становление духовного и высоконравственного гражданина России, готового и способного вести диалог культур.
Для достижения личностных результатов необходимо преодолеть противоречия: между сущностным различием «обучения» и «образования» и фактическим игнорированием этого факта; между необходимостью достигать личностные результаты и отсутствием их персонифицированной оценки; между острой необходимостью духовного развития учащихся и существующим перекосом в сторону учебных целей;
между необходимостью достигать новые образовательные результаты и приверженностью к традиционной технологии.
Рассмотрим поурочные цели и рекомендации по достижению личностных результатов (воспитательный и социокультурный аспекты ИК) на примере УМК “Английский язык” В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др..
Lessons 6-7 Angelina is a talented ballerina!
Цели урока:
- воспитательный аспект: формирование представления о положительных и отрицательных качествах человека, оценка черт характера литературных персонажей и сказочных героев;
- познавательный аспект: знакомство с некоторыми персонажами англоязычных сказок (Angelina Mouseling), мультфильмов (Daisy), и телевизионных шоу (Barney); а также с героями сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; знакомство c некоторыми особенностями английского языка в сравнении с русским языком: с особенностями звукоподражаний животным и предметам в англоязычных странах, со звуками английского языка, аналогов которым нет в русском языке [ŋ] и [ʤ], со словами, схожими по звучанию и значению в обоих языках (интернациональная лексика, личные имена);
- развивающий аспект: развитие способности к слуховой и зрительной дифференциации, способности к догадке (по словообразованию, по аналогии с родным языком на основе звуковых образов слов), способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей; развитие УУД (умения работать с лингвострановедческим справочником);
- учебный аспект: формирование произносительных навыков, навыков аудирования и чтения по транскрипции, а также лексических навыков.
Сопутствующая задача: формирование навыков каллиграфии (обучение написанию букв Bb, Cc, Dd, Ee, Gg, Pp, Tt, названия которых ученики могут прочитать по транскрипции).
- личностные результаты (воспитательный и социокультурный аспекты): формирование представления о положительных и отрицательных качествах человека, оценка черт характера литературных персонажей и сказочных героев; знакомство с некоторыми персонажами англоязычных сказок (Angelina Mouseling), мультфильмов (Daisy), и телевизионных шоу (Barney); а также с героями сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; знакомство c некоторыми особенностями английского языка в сравнении с русским языком: с особенностями звукоподражаний животным и предметам в англоязычных странах, со звуками английского языка, аналогов которым нет в русском языке [ŋ] и [ʤ], со словами, схожими по звучанию и значению в обоих языках (интернациональная лексика, личные имена);
- метапредметные результаты (развивающий аспект): развитие способности к слуховой и зрительной дифференциации, способности к догадке (по словообразованию, по аналогии с родным языком на основе звуковых образов слов), способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей; развитие УУД (умения работать с лингвострановедческим справочником);
- предметные результаты (учебный аспект): формирование произносительных навыков, навыков аудирования и чтения по транскрипции, а также лексических навыков.
Сопутствующая задача: формирование навыков каллиграфии (обучение написанию букв Bb, Cc, Dd, Ee, Gg, Pp, Tt, названия которых ученики могут прочитать по транскрипции).
Средствами достижения личностных результатов являются аутентичные тексты, направленные на воспитание и развитие личности гражданина России в соответствии с национальным воспитательным идеалом. Тексты различной направленности позволяют достичь воспитания ценностного отношения к своей Родине; формирования представления о патриотизме, достоинстве и других нравственных категориях; формирования представления о моральных нормах, правилах
нравственного поведения; воспитания ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, приобщение к здоровому образу жизни; воспитания любви к природе, к представителям животного и растительного мира России и других стран, ответственному, бережному отношению к окружающей среде, формирование готовности к личному участию в экологических проектах.
Существуют условия, необходимые для диалога культур.Необходимо знать определенную систему фактов иностранной культуры.
Знать культуру – значит иметь опыт:
а) восприятия фактов культуры;
б) осознания их места в культуре;
в) сопоставления с фактами родной культуры;
г) анализа их ценности;
д) включения их в систему своих ценностей;
е) действование соответственно новой ценности.
Стадии формирования ценностных ориентиров:
- восприятие фактов культуры;
- осознание их места в культуре;
- сопоставление с фактами родной культуры;
- анализ их ценности;
- включение их в систему своих ценностей;
действование соответственно новым ценностям.
Одним из основных средств достижения личностных результатов является проектная деятельность, которая предполагает вовлечение учащихся в творческую деятельность, воспитание отношения к учёбе как творческой деятельности, стремления творчески выражать
себя в учебной деятельности.
Очень важное место занимает иллюстративный материал. Через иллюстрации учащиеся знакомятся с лучшими образцами культуры англоязычных стран.
Для успешного достижения личностных результатов необходимы три основы:
- Факты культуры становятся для учащегося ценностью, ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения.
- Важную роль играет учитель, который как интерпретатор культуры несет в себе содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса.
- Триада «материалы – технология - учитель» составляют основу для успешной реализации личностных результатов.
Средства достижения личностных результатов
- Концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур»;
- Поурочные цели и рекомендации по достижению личностных результатов (воспитательный и социокультурный аспекты ИК) в Книгах для учителя;
- Описание личностных результатов и средств их достижения в Авторской рабочей программе;
- Проекты, вовлекающие учеников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала, воспитывающие отношение к учёбе как творческой деятельности, стремление творчески выражать себя в учебной деятельности, развивающие умение видеть красоту в труде и творчестве;
- Иллюстративная наглядность, знакомящая с лучшими образцами культуры англоязычных стран и воспитывающая тем самым уважительное отношение к чужой культуре;
- Поведение учителя на уроке согласно методическим рекомендациям в книге для учителя, раскрывающим нравственно-этический потенциал текстов и упражнений;
- Раздел «Методическая помощь / Достижение личностных результатов» на сайте Интернет-поддержки.
В результате изучения английского языка на ступени НОО у обучающихся:
- сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться на английском языке в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе английского языка и его некоторых отличиях от родного языка;
- будут заложены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;
- сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Английский язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению английским языком на следующей ступени образования.
В целом, «Портрет выпускника начальной школы» должен выглядеть так:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В создании этой модели значительную роль должен и может сыграть предмет «Английский язык» как один из важнейших предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением (учебный план, блок «Филология») он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Литература и интернет-ресурсы:
- Английский язык. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М: Вентана-Граф, 2009. – 192с.-(Современное образование)
- Средства достижения личностных результатов в новых УМК “English 2-4”. В.П.Кузовлев – Просвещение. 2012. – 161с.
3. Образовательная система «Школа 2100». Реализация Федерального образовательного стандарта. Пособие для учителей 1-го класса. – М.:Баласс, 2011. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".
Государственный Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам. Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...
Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов мл.школьников
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов мл.школьников....
«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...
Оценка достижения личностных результатов начального литературного образования
Оценка достижения личностных результатов начального литературного образования...
Портфолио-как средство достижения личностных результатов.
Портфолио- как средство достижения личностных результатов. Конкурс- "Ученик года" по итогам работы за весь учебный год....
Формирование коммуникативных УУД как средство достижения личностных результатов.
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войт...
Дидактическая игра как средство достижения личностных результатов
Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников...