Дидактическая игра как средство достижения личностных результатов
статья ( класс) на тему
Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_2.docx | 51.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская Академия
постдипломного педагогического образования
Кафедра естественно-научного образования
Выпускная аттестационная работа
по теме «Дидактическая игра как средство достижения
личностных результатов»
Работу выполнила:
слушатель курсов повышения
квалификации по программе
«Достижение планируемых
образовательных результатов
в начальной школе. Теория и практика»
Герасимова М.А.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №290
Красносельского района
Санкт-Петербурга.
Руководитель: преподаватель
кафедры ЕНО Смирнов С.И.
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Стр. | |
Введение …………………………………………………...…. | 2 |
Глава.1.Планируемые личностные результаты в рамках образовательной программы «Школа России» | 4 |
Глава 2. Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребенка | 9 |
Глава 3. Знание педагогом психолого-педагогических особенностей личности младших школьников как условие организации игровой деятельности Глава 4. Виды дидактических игр 21 | 17 |
Заключение …………………………………………………… | 31 |
Список литературы …………………………………………... | 32 |
Введение
Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников
В педагогической литературе многими педагогами уже не раз говорилось о том, как важно активно и целенаправленно формировать интересы, потребности личности. Большая роль в духовном развитии личности, в развитии интересов, конечно, принадлежит школе. Многообразны пути целенаправленного воздействия на личность школьника, на формирование его нравственных чувств, творческих способностей. Необходимо заботиться об интересном, содержательном процессе обучения и разумном, активном отдыхе.
Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. В детском возрасте игра – это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. В игре испытываются возможности, просыпаются дремавшие до поры силы, способности получают мощный стимул к развитию. Игра, органически присущая детскому возрасту, при умелом руководстве со стороны взрослого способна творить чудеса. Ленивого может сделать трудолюбивым, незнайку знающим, неумелого – умельцем. Помогает включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.
В школьном возрасте игра становится более сложной, т.к. ребенок находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает в малознакомый ему мир другого человека, стремится понять его. Игра начинает приобретать для школьника более осознанный характер, становясь реальным и самым доступным средством познания мира, утверждения в нем себя. С поступлением в школу ребенка доминирующей становится учебная деятельность, и характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается на второй план учебой; кроме школьных уроков надо выполнять еще домашнее задания. Удивляются родители: «Он так рвался в школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из основных причин – это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребенка к процессу обучения, к школе. Поэтому вовлекать его учебный процесс надо с помощью игры, необходимо поддерживать интерес ребенка к учебе. Ведь он, отправляясь в школу, ждет что – то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. Слова Ш.А. Амонашвили «… без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний, нравственных переживаний, сделать активными участниками и творцами урока» должны стать основным правилом в работе учителя.
Учиться без увлечения невозможно, т.к. это будут лишь механические действия детей на уроке.
Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание интереса у детей к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается, дети проявляют активность, находчивость, сообразительность, что способствует быстрому и легкому усвоению знаний.
Если на уроке будет присутствовать живой, активный дух детства, т.е. будут решаться головоломки, ребусы, будут проводиться викторины и конкурсы, то от этого процесс усвоения знаний будет только выигрывать.
Можно также сказать, что игры детей окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают и развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, справедливость, наблюдательность – словом все, что составляет богатство человеческой личности.
Глава 1. Планируемые личностные результаты в рамках образовательной программы «Школа России».
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
В соответствии с системно - деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно - практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
Планируемые результаты включают в себя:
- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно - смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению и система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Планируемые результаты
личностных, метапредметных и предметных достижений учащихся средствами отдельных предметов УМК «Школа России»
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.
В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».
В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.
Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.
В курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.
В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.
В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С. Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и др.).
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Реализации указанного результата способствуют задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).
Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр..
Курсы «Литературное чтение», «Русский язык» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
В системе учебников «Школа России» представлен материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.
Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм.
Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
Важным мотивирующим средством изучения того или иного предмета являются «Странички для любознательных», «Занимательные странички», «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка» и др., которые отражают интересный дополнительный материал, занимательные вопросы и задания по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и другим предметам.
Эффективно влияют на формирование мотивов учебной деятельности задания рубрик: «Дай совет другу…», «Выскажи своё мнение…», «Подготовь сообщение на тему…» и др.
Глава 2. Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребенка.
Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить для себя законы, отдаться мечте и радостям.
В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое вливается живительный поток понятий, представлений. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости, любознательности»
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание, а самовоспитание это сложная систематическая работа над собой. В ней строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровой метод включает школьника в деятельность и общение, предполагает именно личностный подход. Это особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Игра имеет огромное образовательное значение. Интересная игра повышает умственную активность ребенка и может решить более трудную задачу на занятии. Это можно считать серьезным основанием для широкого использования игры в организации процесса обучения. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует разнообразных методов. Игра – один из них и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами и т.д.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже поэтому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами польского гения, одного из лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной»
Уже поэтому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир. Игры любимы и жизненно необходимы детям, потому что служат, прежде всего, посредником между миром ребенка и внешним миром.
Сущность, структура и функции дидактической игры. Значение дидактической игры в системе обучения младших школьников.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение.
Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, в этом случае легко определить какую игру надо давать учащимся того или иного класса.
Интерес к играм, решение задач, требующих напряжение мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При применении дидактических игр следует соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит. Что цель таких игр достигнута.
Сущность дидактических игр заключается именно в том, что дети, решая умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую, а это повышает его умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем школьном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
Дидактическую игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В самом термине «дидактическая» игра подчеркивается её педагогическая направленность, отражая многообразие применения.
Дидактическая игра имеет свои функции. При этом в качестве основных выделяют обычно следующие:
1. Организаторскую, в соответствии с которой на уроке широко используются игры – соревнования.
2. Функции снятия умственного напряжения.
3. Развивающую, обуславливающую применение необычных форм подачи учебного материала с целью привлечения внимания, т.е. игру надо преподнести так, чтобы дети обратили внимание на решение поставленных задач.
Кроме функций дидактическая игра имеет свою структуру. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается игровыми действиями.
Обязательными компонентами игры являются: правила, игровой замысел, компонент и результат.
Таким образом, обязательными структурными элементами игры являются:
1.Обучающая дидактическая задача.
2.Игровые действия.
3.Правила.
4.Игровой замысел.
5.Оборудование.
6.Результат.
Игровой замысел – первый структурный компонент – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет участникам определённые требования в отношении знаний.
Дидактическая задача – является следующим структурным компонентом дидактической игры. Для выбора игры необходимо знать уровень подготовленности школьников, т.к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания и представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами этой игры (наблюдательность, активность и.т.д.)
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в содержании, трафаретных фраз (развивать внимание, память, мышление) Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять развитию памяти, в других – внимания, а в третьих – мышления.
Каждая дидактическая игра имеет свои правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать, делать игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру через ее правила и действия у детей формируют доброжелательность и выдержку.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями: поднятие карточек, передвижение фишек.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры и придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.
Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату.
Дидактическая игра – это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей, воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Она направлена на развитие у детей раннего возраста мышления, воображения, внимания и т.д.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Использование дидактических игр дает наибольший эффект классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к какому – нибудь предмету.
Создание игровых ситуаций повышает интерес к обучению, вносит разнообразие, эмоциональную окраску в учебную работу.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьника к игре. При его отсутствии или угасании ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет свое дидактическое развивающее значение. В этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало.
Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к занятию следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. Решающую роль в этом играет эмоциональность поведения учителя. Эмоциональная речь учителя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Они занимаются охотно, с интересом, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний и умений. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификаций. В первую очередь коллективные игры следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры:
- обучающие
- контролирующие
- обобщающие
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовленности к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены они на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
В коллективных играх формируются нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания, эмоции. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
«В коллективных играх вырабатываются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие стремиться к цели, увлекать за собой и других» - Н.К. Крупская
При организации дидактической игры необходимо придерживаться следующих положений:
1.Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Содержание предлагаемого материала должно быть доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2.Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать зоркость и внимание.
3.Дидактичсекий материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст достаточного эффекта.
4.При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль за результатом со стороны всего коллектива учащихся и выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным, справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, к недовольству участников игры.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес детей к этой игре.
6. Если на уроке проводится несколько дидактических игр. То легкие или более трудные должны чередоваться.
7. Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
8. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, красивой и краткой.
9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат.
Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Эпизодическое или однообразное использование дидактических игр не оказывает существенного положительного влияния на мотивацию учения. Правильно поступают те учителя, которые предварительно распределяют в игры системе уроков таким образом, чтобы дети получали эмоциональную поддержку в период более сложной работы над учебным материалом или чтобы разрядить однообразие тренировочных упражнений. Чтобы не действовать по принципу: «когда пусто, когда густо», полезно представить себе тот диапазон игр, которые можно использовать не только в первом классе, но и на протяжении всей начальной школы, изменяя правило, усложняя содержание.
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной активности.
Игра является средством умственного развития. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнение сравнения и обобщения.
Значительного образовательного эффекта с помощью игры учитель может достигнуть в случае, когда учебная задача так сочетается с игрой, что ученик совершенно определенно воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к ее решению сознательно, но при этом все - таки играет.
Главная задача учителя при проведении игр – это правильное их построение и умелое использование на уроке.
«Не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обычные тренировочные упражнения. Игровые моменты ничего не изменяют, а только отнимают время на некоторые необдуманные ритуалы» - писал В.Т. Стрезикозин.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.
Глава 3. Знание педагогом психолого-педагогических особенностей личности младших школьников как условие организации игровой деятельности
Младший школьный возраст - самый чувствительный период для развития детей; это возраст примерно от 6 до 11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности, в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
С поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которая в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированной характер. В процессе обучения в начальных классах игра тоже используется, но она уже связывается с задачами учения, изменяются ее цели, виды, условия организации.
Конечной целью учения является не только приобретение определенных знаний, навыков, но и формирование умений самостоятельно приобретать знания для последующего решения сложных проблем производства, науки и других видов общественной деятельности людей.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка.
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы «недоразвитое» мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача. Задача эта может возникнуть стихийно (придумать интересную игру), а может быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.
Изменяется мотивация поведения школьника. Главными мотивами становятся мнения товарищей, коллектива. Формируются нравственные чувства и волевые свойства личности.
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку и ряде других.
В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями.
По мнению Давыдова В.В., самое интенсивное развитие происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.
Учет психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста в организации игровой деятельности имеет большое значение.
Младшие школьники любят яркий сюжет с конкретными игровыми действиями, игру – непродолжительную по времени и с небольшим количеством учеников. Они с удовольствием играют «В магазин», «В почту» и т.п. Дети легко и быстро включаются в самую простую сюжетно-ролевую игру.
Хотя в основе большинства игр – самостоятельная деятельность детей, тем не менее надо, поддержав их интерес к игре, подсказать тему, расширить их кругозор по данной теме игр. Миронова Р.М. обращает внимание на то, что ребенку надо помочь усвоить ряд структурных этапов игры: нахождение ее замысла; построение вариантов сюжета; выявление ролей, их распределение и интерпретация; нахождение путей реализации замысла и содержания игры; поиск или подготовка игрового материала, атрибутов; собственно игровое творчество; использование комбинации при выполнении игровых действий, проявление игровых и реальных отношений; контроль за выполнением правил, самооценка и оценка найденного сюжета, игровых действий, путей решения игровых задач.
Что касается, к примеру, интеллектуальных игр, то, как правило, интеллектуальные игры – это небольшие логические задания для детей. На первый взгляд кажется, что они не составляют трудностей для ребенка. На самом же деле дети напрягают весь свой ум, силу, чтобы решить задачу. Если с игрой справляются не все дети; задания выполняют одни и те же, а другие лишь свидетели результата, значит, игра методически неверно организована. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо:
а) задания разнообразить по степени сложности, чтобы каждый младший школьник мог проявить свой интеллект;
б) давать достаточно времени для размышления, не спешить с ответом при нескольких поднятых руках детей;
в) четко и ясно обосновывать ответы, чтобы всем было понятно;
г) очень хорош вариант участия детей в игре парами, группами, где им легче выстроить логику рассуждения, поделить радость успеха на всех – важно не только развитие интеллекта, но и нравственное начало в любой из игр;
д) наибольшего успеха добиваются в интеллектуальных играх при условии, если они организуются систематически, поэтому этот вид игр целесообразно использовать как в школе, так и (по рекомендации учителя) в семье .
Глава 4. Виды дидактических игр.
«По порядку».
Задачи:
Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование:
Карточки с надписями дней недели. Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.
«12 месяцев»
Задачи:
Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
«Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.
Задачи:
Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов. Развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.
Оборудование:
Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну(континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».
«Что напутал художник» Исправь ошибки.
Задачи:
Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей.
Нужно исправить картинки.
«Объедини виды транспорта»
Задачи:
Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учить классифицировать и находить общие признаки. Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания. Развивать познавательную активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.
Оборудование:
Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8–10 карточек).
Задание можно дать поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки с разными видами транспорта. Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья – железнодорожный, а четвертая – воздушный. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
«Живая – неживая»
Задачи:
Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.
Оборудование:
Карточки по 6–10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е. у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе.
«На полянке» (кто больше узнает и назовет грибов)
Задачи:
Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3–4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» – лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.
«Радуга – дуга»
Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.
Соотнеси загадку с отгадкой.
На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.
«Жучки и паучки» (дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)
«Вершки и корешки».
Задачи:
Познакомить с разнообразием растений. Развивать умение анализировать, сравнивать Развивать интерес к природе.
Оборудование:
У детей листы формата А4 (по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот кто быстро и правильно справится с заданием.
«Где растёт?»
Дидактическая задача: Знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.
Игровые действия: Учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.
Деревья, кустарники, травы
Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.
Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.
Игровые действия: учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.
Домашние и дикие животные
Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.
Игровые действия: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова).
Назови детёнышей
Дидактическая задача: знать названия детёнышей домашних и диких животных.
Игровые действия: Учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.
Съедобное и несъедобное.
Дидактическая задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Игровые действия: Учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Времена года
Дидактическая задача: Формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.
Оборудование: набора больших картинок с изображением времён года и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).
Игровые действия: Класс делится на 4 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времён года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справилась с заданием.
К словесным играм можно отнести такие, как «Небылицы», «Где ошибся писатель?» и т.п. Например:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ,
Это правда или нет?
Некоторые словесные дидактические игры сопровождаются передачей эстафетной палочки (фигурки животного).
Этот прием регулирует темп игры и часто используется при проведении игр «Кто больше?», «Назови животных (насекомых, птиц, рыб, зверей, цветы)», начинающихся или имеющих в названии заданный звук. Выигрывает тот, кто назвал больше слов.
Многие игры могут быть с успехом использованы не только в учебной, но и во внеклассной работе: во время проведения вечеров, викторин, конкурсов, природоведческих недель, для выпуска стенгазет, оформления краеведческого уголка и т.д.
Загадка является важным средством стимуляции мыслительной деятельности, развивающим речь, корригирующим произвольное внимание, вызывающим положительные эмоции.
Шарады – вид словесных игр, в которых несколько букв, слогов или частей слов выделено и описано самостоятельно, по этим описаниям учащиеся должны отгадать все слово. Например:
Первое – крик птицы. Второе – согласная буква. Целое – рыба.
(Карп)
Первый слог – восклицание,
Второй – достоин порицания.
А в целом он на севере далеком обитает,
И жителей тех мест
Он греет и питает.
(Олень)
Крах – мой корень,
Мал – конец.
Как зовут меня, малец?
(Крахмал)
Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены букв образуется новое слово. Например:
С «Ч» я над водой летаю. С «Г» навинченной бываю. (Чайка – гайка)
С «Ё» колючий, С «У» ползучий.
(Ёж – уж)
С «С» я – рыба, С «Ф» я – птица.
(Сазан – фазан)
Анаграммы – слова, получающиеся при обратном прочтении других слов (кот – ток) или при перестановке слогов, букв (сосна – насос). Например:
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа )
Фрагмент использования дидактической игры на уроке Окружающего мира в 1 классе.
Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов?
« - Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску.
На доске нарисованы станции, но названия пока не обозначены. Они записаны на табличках, которые прикрепляются по ходу урока.
Овощная → Фруктовая → Витаминная → Чистюлькино
-Но чтобы отправиться в путешествие, нужно купить билет.(Проверка домашнего задания)
У вас на партах листочки с кружочками. Сейчас проведем игру «Правила вежливости». Я буду читать предложения, если этого делать нельзя, раскрашивайте кружок красным цветом, если вести себя нужно именно так, то кружок раскра
Игра «Правила вежливости»
1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени -ещё вырастет.
3. Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
6.Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!
7. Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.
8. Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
Проверяем по таблице на доске.
Вы, ребята, молодцы! Вы настоящие друзья природы. Получите билеты для путешествия. (Карточки с овощами и фруктами)»
Заключение
Роль дидактической игры заключается в том, что она благотворно влияет на усвоение материала, повышает интерес к учению, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, развивает память и сообразительность.
Дидактическая игра снимает утомляемость, поддерживает внимание. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая игра увлекает, заставляет задуматься и проявить инициативу. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение.
Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение : она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1991
2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
4. Моро М. И. Дидактические игры в программе по математике для 1 класса. Нач.шк. №8. 1985.23
5. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990
6. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. 121 с.4
7. Начальная школа. – 2000. - № 7. – С. 85-91. 20. Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактическая игра как средство развития познавательногго интереса на уроках обучения грамоте
Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективнее при следующих педагогических условиях:1)...
Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...
Доклад на тему" Дидактическая игра как средство повышения учебного процесса"
Творческий отчет по теме самообразования.Актуальность темы обусловлена её значимостью для современной школы, поскольку дидактические игры как одна из форм работы учителя играют важную роль в процессе ...
«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».
Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...
Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...
Тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство достижения личностных результатов"
Статья с разделом "Дидактические игры, применяемые на уроках во 2 классе"...