Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".
материал (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 249.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Государственный Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам. Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения, навыки) по предметам. А вот третий вид требований – к личностным результатам - новый. Как его измерить? Как проверить личностные результаты?
В стандартах написано, что личностные результаты, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции, социальные компетенции.
Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является – Портфолио.
Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.
Рассмотрим что такое ПОРТФОЛИО. Просмотр презентации.
На доску выставляю магнитные буквы слова «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» (по одной).
П - Начинать работу следует с разработки Положения о Портфолио. В положении прописываются цели, задачи, структура, требования к Портфолио, участники работы над Портфолио и их обязанности. В каждой школе есть своё положение о Портфолио. Государственного образца на данный момент не разработано и не принято. (Показ образца Портфолио нашей школы)
О - Оценка. Портфолио - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях
Р - Родители являются главными помощниками классного руководителя.
Т- Труд, да создание Портфолио - это большой и кропотливый труд (ученика, родителей, учителей). Важно помнить, что классный руководитель – это координатор, помощник, направляющий, эксперт…..
Ф - Фиксирование результатов – это важный компонент при оформлении Портфолио. Только фиксирование без анализа – пустое дело.
О – Обьективность. При работе с Портфолио нужно помнить не только о систематичности заполнения, аккуратности, но и обьективности оценки.
Л – Личностные результаты – Как их измерять? Существуют критерии оценки личностных результатов. Составлены таблицы, анкеты, всевозможные опросники. Например:
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ
Ученика(цы) 1 « » класса МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа»
Ф.И.О. ______________________________ за ___________ учебный год.
Ф.И.О. | Учебный год | Учебный год | ||
Учебные предметы | Период обучения | |||
1-я четверть | 2 четверть | 3-я четверть | 4-я четверть | |
Чтение Осознанность Правильность Выразительность Скорость | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ |
Русский язык Каллиграфия Орфография Развитие устной речи | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ |
Математика Устные вычислительные навыки Письменные вычислительные навыки Решение задач Геометрический материал | _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ |
Ознакомление с окружающим миром | _____________ _____________ | _____________ _____________ | _____________ _____________ | _____________ _____________ |
Сформированность ценностных отношений Общественная активность Отношение к учению Отношение к труду Отношение к людям | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ |
Подпись учителя | ||||
«Диагностика метапредметных и личностных достижений»
Чему я научился по всем предметам в этом году (1 класс)
Умения | в октябре | в декабре | в марте | в мае |
Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке. | ||||
Я могу сказать, что нового я узнал на уроке. | ||||
Я умею наблюдать и делать выводы. | ||||
Я могу запомнить важные сведения. | ||||
Я с уважением отношусь к другим людям. | ||||
Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе. | ||||
Я умею объяснять, что я чувствую. |
| |||
Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я не могу жить без них. | ||||
Я могу прочесть вслух небольшой текст, понять его смысл и рассказать о нём. | ||||
Я помню наизусть и могу выразительно прочесть стихотворения. | ||||
Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст. | ||||
Я могу сам составить и записать текст из нескольких предложений. | ||||
Я умею слушать и слышать учителя и одноклассников. | ||||
Я могу устно дать полный ответ на вопрос. | ||||
Я умею считать, складывать и вычитать в пределах 20. | ||||
Я умею решать задачи на сложение и вычитание в одно действие. | ||||
Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние. |
Оценка личностных результатов учащихся 4 класса
Ф.И.О. | Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины | Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает и изучает историю России. | Определяет личностный смысл учения, выбирает дальнейший образовательный маршрут. | Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями. | Ответственно относится к своему здоровью, к окружающей среде, стремится к сохранению живой природы. | Проявляет эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой. | Ориентируется в понимании причин успешности/неуспешности в учёбе. |
(Пример без тестов, только сводная таблица.)
А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как нам (не специалистам - психологам) правильно скорректировать работу, помочь ребёнку. Главное как проследить. Научить ребёнка самого анализировать. Это труднейшая работа. Которая должна вестись с 1 класса, с первого урока.
И- Информация, которую мы помещаем в Портфолио не должна представлять угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. А какая информация, отражающая достижения личностных результатов должна быть в Портфолио? Если это рассматривать по новому, по требованиям ФГОС.Что должно добавиться? Рассмотрим таблицу:
УУД | Разделы Портфолио | |||
«Мой портрет» | «Мои документы» | «Мои работы» | «Мои достижения» | |
Личностные Смысловая линия «Я сам», «Я чувствую», «Моё отношение» | Автопортрет, «Моя семья», «Это я» «Мир моих увлечений», «Мой режим дня», анкеты, тесты, рисуночные анкеты, рисуночная схема «Дерево проблем.» | Анализ результатов участия в предметных олимпиадах, конкурсах, тестировании. Размышления над вопросами «Где я хочу и смогу поучаствовать?» «Что удалось, а что нет?» | Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений», «Мои самые важные поступки в школе и дома» | Самоанализ своих удач и поражений. Ответы на вопрос «Что я планировал и что у меня получилось?» Моё отношение к моим достижениям. |
О- Опыт создания Портфолио в нашей школе есть. Но в Портфолио старого образца мы заносили итоговые оценки, грамоты, сертификаты. То, что у нас есть, мы оставим, но добавим тесты, анкеты, технологические карты. Сейчас я предлагаю поработать в группах и попробовать оформить свою страничку Портфолио. Нужно словами или с помощью рисунка ответить на вопрсы:
1 группа - Что такое хорошо и что такое плохо? ( Листок с чертой. Хорошо/плохо. )
2 группа - Это я.(рис.)
3 группа – Дерево моих желаний.
4 группа - Дерево моих проблем.
5 группа - Мои мечты. (Впиши или нарисуй свои желания.)
6 группа – То, что я люблю.
7 группа -
Пьедестал моих успехов.
Подумай, чего ты достиг и расставь соответствующие номера на ступеньки пьедестала.
- У меня получается то, что я запланировал.
- Я с уважением отношусь к другим людям.
- Я люблю дом, в котором живу.
- Я ценю труд людей.
- Я могу дать отпор грубости и злу.
- Я не разговариваю с незнакомыми людьми.
8 группа - Этому я научился?
9 группа - Золотая рыбка.
Представь, что ты поймал(а)
золотую рыбку, какие три
желания ты попросил(а) бы
исполнить. Помни только три!
10 группа – Это мне нравится.
11 группа - Это мне не нравится.
12 группа – Мысли, с которыми я согласен.
Подведение итогов. Показ получившегося Портфолио мастер –класса. (Можно выслушать желающих, рассказать о своей работе.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/14/picture-171587-1373820747.jpg)
Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов мл.школьников
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов мл.школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-737815-1473097648.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".
Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/19/picture-98003-1437331972.jpg)
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Портфолио отражает индивидуальные образовательные достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983408-1512664415.jpg)
Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-695879-1481715202.jpg)
выступление на РМО «Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников»
Учебное сотрудничество как условие достижения личностных результатов младших школьников Приоритетной целью современного начального об...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/24/picture-1096733-1545674428.jpg)
Статья "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов младших школьников"
: в статье рассматривается влияние внеурочной деятельностина достижение личностных результатов обучающихся...
Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников.
Статья будет полезна классным руководителям, учителям начальных классов, родителям и воспиателям.Портфолио ученика, как средство достижения личностных результатов младших школьников....