устная речь
методическая разработка по иностранному языку на тему
Развитие устной речи младших школьников средствами обучающих игр на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ustnoy_rechi.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема реферата:
«Развитие устной речи младших школьников
средствами обучающих игр на уроках
английского языка»
Оренбург,2015
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………..
1.1. Паспорт реферата……………………………………………………………
1.2. Актуальность реферата……………………………………………………..
1.3. Цели и задачи реферата…………………………………………………….
2. Теоретическое обоснование реферата…………………………………………
2.1. Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему ……..
2.2. Обоснованные подходы, принципы, лежащие в основе реферата………
2.3. Характеристика возрастных, психологических особенностей младших школьников…………………………………………………………………
3. Содержательный модуль………………………………………………………
4. Методический модуль…………………………………………………………
4.1. Описание методики преподавания (методы, приемы, средства, формы обучения)……………………………………………………………………
4.2. Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения……….
4.3. Анализ результатов работы………………………………………………..
5. Список литературы, рекомендуемой для педагогов…………………………
6. Список литературы, рекомендуемой для учащихся (их родителей)……….
1. Пояснительная записка
1.1. Паспорт реферата
Реферат рассчитан на младших школьников общеобразовательных школ, в которых английский язык преподается по программе «Английский язык для начальной школы» (Биболетова М.З. «Enjoy English»-Обнинск: Титул, 2004 г.) при 2 часах в неделю.
Исследование по развитию устной речи младших школьников проходило в МОУ «Средняя школа № 55» г. Оренбурга. Всего исследованием было охвачено 44 человек.
1.2. Актуальность реферата
Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.
Анализ научной литературы показал, что проблема развития и становления личности ребенка глубоко исследована во всех ее аспектах как зарубежными, так и российскими учеными.
Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.Психологический аспект проблемы был исследован Выготским Л.С., Кравцовой Е.Е., Салминой Н.Г.Педагогический аспект проблемы разрабатывали Давыдов В.В., Ушинский К.Д., Эльконин Д.Б. и др. Роль игры при обучении английскому языку в начальной школе рассматривали Жуковская Р.И., Максаков А.Н., Сорокина А.И. и др.
Анализ научной литературы показывает, что в педагогической науке наработано огромное количество методов и приемов обучения английскому языку, но прежде чем использовать тот или иной приём в процессе обучения необходимо знать, с какой категорией детей учитель будет работать. Следовательно, прежде всего, нужно учесть психологические особенности детей 6-8 лет и то, какие виды игр приемлемы для этого возраста.
1.3. Цель и задачи реферата
Объект исследования: речевая деятельность младших школьников
Предмет исследования: обучающая игра как средство повышения эффективности учебного процесса.
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и проверка методики развития устной речи младших школьников средствами обучающих игр на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1) провести анализ теоретических предпосылок развития речевой деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку.
2) разработать методику развития устной речи младших школьников средствами обучающих игр на уроках английского языка.
3) воспитывать у младших школьников положительное отношение к учебной деятельности.
2. Теоретическое обоснование реферата.
2.1. Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом
искусства.
Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и
монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней.
Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена чётких грамматических форм.
Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.
Внешняя речь бывает диалогической и монологической.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное
высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не
нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных
предложений.
Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение,
пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия,
а иногда и значительной подготовительной работы.
Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому
речь должна отвечать определённым требованиям.
1.Правильность – это соблюдение норм современного литературного
языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность
считается базовым качеством хорошей речи.
2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят
ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо
произведения для украшения.
3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами
литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи,
полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Развитие речи - важная задача обучения языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
«Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически-грамотным письмом - вот основное содержание уроков по языку в начальных классах».
Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса английского языка, а следовательно, и составная (практическая часть) уроков чтения и грамматики.
Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь - монолог: "Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи само по себе без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная. (Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 264).
Само содержание работы по технике речи и выразительному чтению - вещь, безусловно, весьма серьезная. Учителю целесообразно познакомить детей со строением речевого аппарата, с основными свойствами голоса, с системой речеведческих понятий. Именно теоретические знания должны стать той базой, которая ляжет в основу формирования соответствующих умений и навыков.
Вторая рекомендация заключается в том, что о сложных, серьезных вещах ученику младших классов надо говорить увлекательно. Поэтому особое значение приобретают отбор занимательного текстового материала, “использование игровых форм упражнений, забавных сюжетов, рисунков, с помощью которых ученики вводятся в определенную речевую ситуацию” (Т.А.Ладыженская).
Навыки устной речи будут тем успешнее приобретаться, чем активнее дети будут вовлечены в речевую деятельность. Учащиеся должны осознать необходимость приобретаемых ими умений для различных целей коммуникации. Поэтому целесообразно использовать как можно больше заданий, стимулирующих речевое творчество младших школьников.
Педагогика исходит из того, что в процессе воспитания в комплексе решаются задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и искренними чувствами. Поскольку в игре находит отражение окружающая жизнь и в то же время игра является наиболее доступным и интересным для ребенка видом деятельности, она тем самым является эффективным средством гармонического развития личности ребенка младшего школьного возраста, а также формой организации содержательной жизни в школе.
Игра – это путь к познанию школьником самого себя, своих возможностей, своих пределов. Это предельно важно при становлении речевых умений учащихся.
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действие с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемые во внутреннем плане, «в уме»).
В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже сама простая человеческая деятельность.
Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизведя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Сущность обучающей игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую. Это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребёнка в обучающей игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случаи, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе.
Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является в дальнейшей жизни, и в школе, где он должен включатся в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
2.2. Основные подходы, принципы, лежащие в основе реферата.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Его считают самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Такая популярность личностно ориентированного подхода обусловлена рядом объективных обстоятельств. В – первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющимся социуме. Во – вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это требует от педагогов применение новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, демократизации ее жизни деятельности.
Личностно ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознаний, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
В сформулированном определении попытались отразить сущность личностно ориентированного подхода и выделить наиболее важные его аспекты, такие, как:
- Личностно ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;
- Он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
- Данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося.
К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующее:
- индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
- личность – постоянно изменяющееся системное качество, появляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающее действительности;
- субъективность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и обладающие активностью и свободой выбора и осуществления деятельности;
- Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которых он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и к окружающим;
- выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Назовем принципы личностно ориентированного подхода.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип субъективности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать обогащению его субъективного опыта.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижению успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности школьника.
Достижение общеобразовательных целей существенно зависит от форм и способов учения, которые должны строиться также на психологических основаниях. Выбор форм и способов учения зависит от учебной цели и от степени психологического развития ребенка. Чем ниже степень развития, тем больше должна преобладать субъективная сторона, т. е. тем больше надо руководствоваться возможностями ребенка. Чем она выше, тем большее значение надо предавать объективной стороне, содержанию и характеру преподаваемых предметов.
Руководствуясь этим положением, педагоги 60-х сформулировали ряд принципиальных положений, применимых к соответствующему типу обучения. Был основан принцип посильности изучаемого материала. Если ученику дается посильная и понятная ему работа, то он охотно выполняет ее. Нормально развивающийся ребенок по своей природе любознателен и склонен к учению. Непосильный или непригодный в каком-либо отношении материал не только не будет усвоен, но и приведет к развитию негативных явлений, например, лени. «Правильное развитие, - подчеркивал Н.Х.Вессель, - сообщается разумным, постепенным трудом, всегда посильным для учащихся».
Особенно важен для начального обучения принцип постепенности. «Утвердите в детской голове немного, - говорил К.Д.Ушинский, - но прочно и потом уже, мало-помалу, стройте на этом укоренившемся прочном основании».
Не следует идти вперед, если ребенок не овладел в должной мере пройденным. «Пусть дети приобретают понемногу, подчеркивал он, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового.…Таков психологический закон и таково основанное на нем педагогическое правило». Занятия, построенные на принципах наглядности и постепенности, приводят знания в систему, формируют привычку логически мыслить, которая делает учение сознательным, исключает заучивание учебного материала.
2.3. Характеристика возрастных, психологических особенностей младших школьников.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка—поступление в школу. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но в игре ребёнок тоже усваивает знания (дидактические игры, например). В дошкольном возрасте усвоение - косвенный продукт какой-то другой деятельности. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребёнок приходит в школу, её ещё нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же, как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы - прежде всего ребёнка надо научить учиться.
Во взаимоотношении игры и учебной деятельности в дошкольном возрасте доминирующее значение имеет игра. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту возрастает значение игры с достижением известного результата (спортивные игры, интеллектуальные игры). Значение игры долго недооценивалось в психологии детей школьного возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. В школьном возрасте меняется соотношение между этими двумя деятельностями: игра начинает подчиняться учебной деятельности. Человеческие действия часто направлены на очень отдалённые результаты и имеют очень отдалённую мотивацию. И в учении, и в труде это очень трудно для взрослого, тем более для маленького ребёнка. Формы игровой деятельности позволяют сделать смысл вещей более явным для ребёнка. С помощью игры ребёнок приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и подсобное, но всё-таки существенное значение. Она позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения.
3. Содержательный модуль.
Перестроечные процессы, происходящие в стране, охватили все сферы нашей жизни. Расширились контакты с зарубежными странами, появилась возможность общения с другими народами на всех уровнях (межгосударственные связи, народная дипломатия, туризм, обмен учащимися и студентами). Это, в свою очередь, вызвало необходимость изучения иностранных языков, в особенности английского.
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность
Игра является простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения требует более тщательного её изучения.
При изучении игры исследователи сталкиваются с её богатством, многомерностью проявлений, неопределённостью границ игры, с её феноменом первоисточника досуга, как одной из форм человеческой деятельности.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем». Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п.
Межпредметная связь | Чтение | Чтение, природоведение | Чтение, русский язык |
Основные изучаемые понятия | 1.лексика по теме 2.знакомство с понятием транскрипции 3.звук [i] | 1.запрашивание информации о качествах человека, животных 2.образование множественного числа имен существительных 3.употребление существительных в притяжательном падеже | 1.развитие навыков и умения монологической и диалогической речи 2.лексика по теме 3.развитие коммуникативной культуры учащихся |
Содержание темы | 1.знание лексики 2.развитие умений и навыков устной речи 3.использование фраз: He/She is a… boy/girl. | 1.знание лексики, грамматики 2.закрепление навыков чтения гласных 3.развитие умений и навыков устной речи 4.составление рассказов по образцу | 1. знание лексики, грамматики 2.закрепление навыков чтения гласных 3.развитие умений и навыков устной речи 4.составление рассказов по образцу |
Количество уроков | 3 | 3 | 4 |
тема | Описание людей | Описание животных | Описание самого себя |
4.Методический модуль.
4.1. Описание методики преподавания (методы, приемы,
средства, формы обучения).
Под методом обучения понимают систему целенаправленных действий учителя, организующую познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение ими содержания образования и тем самим достижением целей обучения.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Под ними понимаются учебные и наглядные пособия и технические средства.
Изучение иностранного языка в начальной школе способствует формированию коммуникативности как свойства личности, произвольности внимания и запоминания, самостоятельности, планирования речи, самоконтроля. Коммуникативная направленность проявляется в постановке целей (учить общению на иностранном языке), в отборе содержания, выборе приемов обучения, в организации речевой деятельности учащихся.
В своей работе по развитию устной речи младших школьников я использовала натуральный метод, принципы наглядности и доступности материала. Основной прием на уроках английского языка – это обучающие игры. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Сюжетная игра «Кукольный театр», которая будет длиться весь первый год обучения, включает в себя игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр.
Каждый урок строится как урок общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Отбор языкового материала осуществляется исходя из его коммуникативной ценности, значимости, соответствия жизненному опыту детей этого возраста и их лексическому запасу на родном языке. Материал вводится крупными блоками, объединенными общей коммуникативной функцией, принадлежностью к одной ситуации общения и т.д.Сюжеты уроков ставятся таким образом, чтобы создавать подлинно коммуникативную обстановку на уроке, атмосферу доброжелательности, сотрудничества
Организационные формы обучения подразделяются на фронтальные, групповые, индивидуальные. Индивидуализация процесса обучения должна происходить исходя из интересов учащихся, их общеинтеллектуальной и речевой подготовки, а также их типологических и возрастных особенностей.
В данном работе на примере 10 уроков дано описание методики по развитию устной речи младших школьников средствами обучающих игр на уроках английского языка.
Средства | 1.учебник 2.граматические таблицы и схемы 3.наглядные пособия 4.карточки - образцы | 1.учебник 2.граматические таблицы и схемы 3.наглядные пособия 4.карточки - образцы | 1.учебник 2.граматические таблицы и схемы 3.наглядные пособия |
Формы | Групповая Фронтальная Индивидуальная | Фронтальная Индивидуальная | Индивидуальная |
Приемы | Словесное разъяснение Фонетическая игра №1 Грамматическая игра №1 Воспроизведение знаний по образцу | Словесное разъяснение Грамматическая игра №2 Лексическая игра №1 Воспроизведение знаний по образцу | Словесное разъяснение Лексическая игра №2 Фонетическая игра №2 Воспроизведение знаний по образцам |
Методы | 1.информационо - рецептивный 2.репродуктивный 3.метод устного контроля | 1.информационо - рецептивный 2.репродуктивный 3.метод устного контроля 4.метод письменного контроля | 1.информационо - рецептивный 2.репродуктивный 3.метод устного контроля |
Тема | Описание людей (3 урока) | Описание животных (3 урока) | Описание самого себя (4 урока) |
4.2. Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения.
При обучении английскому языку детей 7 – 8 лет вряд ли стоит говорить о прямом контроле учебных действий, произносительных, грамматических, лексических навыков, а также речевых умений учащихся.
В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамического развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учебы.
Вместе с тем, знания по английскому языку, как и по любому общеобразовательному предмету, включенному в сетку часов начальной школы, должны оцениваться в какие–то фиксированные учебным планом промежутки учебного времени (четверти, полугодия, годы). В школе, в которой я проводила свое исследование, отметки вообще не выставляются. В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная Ш.А.Амонашвили. Даная система позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учебе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям.
Основными характеристиками системы содержательных оценок являются:
- доброжелательное отношение к ученику как личности;
- положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи (в данном случае - коммуникативной). Это положительное отношение учителя не ставится в прямую зависимость от успешности выполнения задачи: даже если ребенку не удалось решить ее, оценивается его старание;
- конкретный анализ трудностей, которые испытывал ученик при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок;
- конкретные указания на то, как можно улучшить полученный результат во время следующей попытки.
Важным условием контроля и оценки речевых умений учащихся также является соблюдение следующего условия: характер заданий, предлагаемых в качестве контрольных, должен быть хорошо знаком учащимся.
При обучении по УМК «Enjoy English - 1», что совпадает с первыми полутора годами обучения английскому языку в начальной школе при 2 часах в неделю, учащимися решаются элементарные коммуникативные задачи в процессе общения с взрослыми и между собой в пределах игровой, учебно-трудовой и семейно-бытовой сфер общения. Монологу дети обучаются через составление коллективного текста на примере образцов, задаваемых куклами, сказочными персонажами. Достаточный для первого года обучения объем монологического высказывания – около 5 фраз, соответствующих теме и правильно оформленных в языковом отношении. Форма высказывания – описание, сообщение, рассказ. Диалог вначале строится по образцу, задаваемому героями сказок, которых потом изображают дети. Объем диалогического высказывания 3 – 4 реплики с каждой стороны, при условии, что участникам диалога удалось решить поставленную перед ними коммуникативную задачу. Набор коммуникативных задач примерно следующий: запросить информацию, попросить, проинформировать, поздороваться, попрощаться, поблагодарить, поздравить, извиниться, выразить одобрение (неодобрение), отдать распоряжение, выразить радость, согласие и т.д. Для этого учащиеся должны уметь задавать вопрос и дать на него краткий и полный ответ, начать разговор, поддержать его, выслушать собеседника, отреагировать на его реплику и закончить разговор.
При обучении ставится задача – научить детей понимать речь учителя и одноклассников в нормальном темпе. Дети прослушивают описательные тексты в форме загадок, что требует полной мобилизации внимания, а иногда и уточнения, переспроса, т.е. подлинно аудитивной деятельности. На завершающем этапе аудирования проводится на развернутых фабульных текстах, которые содержат некоторый процент незнакомых лексических и грамматических явлений, доступных для понимания по контексту. Чем раньше дети столкнуться с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать английскую речь на слух. Объем текста для аудирования – 6 – 10 фраз, каждая из которых содержит не более 7 слов.
К концу обучения по УМК дети знакомятся со всеми основными правилами чтения (за исключением чтения некоторых менее частотных буквосочетаний) и знаками транскрипции, овладевают умением находить слово в словаре и озвучить его. Они могут почитать про себя и понять текст объемом около трети страницы, содержащей не более 2 – 3 незнакомых слов, в более медленном темпе
(в 1.5 – 2 раза), чем при чтении на родном языке. Тексты для чтения носят описательный и фабульный характер.
Объем лексики, которую дети способны правильно написать на первом году обучения, - около 100 слов (при соблюдении указанных ранее условий обучения).
4.3. Анализ результатов работы.
На протяжении всего периода исследовательской деятельности (1.5 года) проводился текущий, промежуточный и итоговый устный контроль сформированности умений и навыков устной речи на английском языке младших школьников. Исследование влияния обучающих игр на развитие устной речи проводилось со 2 по 3 класс. Отслеживались следующие критерии:
а) сформированность произносительных навыков;
б) сформированность умений и навыков при выполнении упражнений
( знание лексики);
в) сформированность связной речи ( объем – 3 фразы).
Таблица – результаты, характеризующие изменения состояния устной речи младших школьников в период исследования (количество учащихся, которые смогли выполнить задания).
Критерии | I полугодие 2 класс 2004 год | II полугодие 2 класс 2005 год | I полугодие 3 класс 2005 год |
1.сформированность произносительных навыков | 15 | 17 | 21 |
2. сформированность умений и навыков при выполнении упражнений (знание лексики) | 13 | 15 | 20 |
3.сформированность связной речи (объем – 3 фразы) | 10 | 12 | 15 |
По данным результатам отслеживается положительное влияние обучающих игр на развитие устной речи. Увеличение количества учащихся, которые достигли оптимального уровня по сформированности умений и навыков в устной речи на уроках английского языка, подтверждает практическую значимость результативности предпринятого исследования.
5. Список литературы, рекомендуемой для педагогов.
- Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранного языка. – М.: Просвещение,2001.
- Бим И.Л., Биболетова М.З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе. – 1991. - №2.
- Богословский В.В. Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов. – М.: Просвещение, 1981.
- Возрастная педагогическая психология./ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1979.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Давыдов В.В. Теоретические основы развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1996.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975.
- Коростелев В.С. Обучение иноязычному общению на начальном этапе // Иностранные языки в школе. – 1992. - №1.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Педагогика, 1990.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2003.
- Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. – Дубна: Феникс+, 2001.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному общению. – М.: Русский язык, 1989.
- Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
- Саранов А.М. Инновационный поиск в современной развивающей школе. – Волгоград, 1999.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. – М.: Русский язык, 1981.
- Степанов Е.А. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности.// Воспитание школьников. – 2003. - №2.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978.
6. Список литературы, рекомендуемой для учащихся (их родителей).
- Красильникова В.С., Грошева З.Н. Детские игры в Великобритании. – М.: Академия, 1992.
- Максаков А.Н., Тумаков Г.А. Учите, играя: игра и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1979.
- Могучая Н.В. Веселый алфавит. – М.: Книга и бизнес, 1992.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). – М.: Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме: "Понятия "Устная речь", "Письменная речь"
План урока составлен по требованиям ФГОС.МОБУ СОШ № 26 г. Якутск Республика Саха (Якутия), учитель: Дуранова Александра СпиридоновнаТема: Понятия: "Устная речь" и "Письменная речь"Тип урока: открытие ...
Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи
Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
«Содержание работы по развитию речи на уроках устной речи в младших классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»
Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтом...
Тестовая методика диагностики устной речи речи младших школьников
Диагностика по Т. А.Фотековой....
НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ
В данной статье раскрывается вопрос о влиянии нарушений устной речи у младших школьников на овладение ими навыками чтения и письма. Материал рекомендован логопедам, дефектологам и учите...