Тестовая методика диагностики устной речи речи младших школьников
тест по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ( по Т.А. Фотековой)
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи
- Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение.
- ба – па па – ба
- са – за за – са
- жа – ща ща – жа
- са – ша ша – са
- ла – ра ра – ла
- ма – на – ма на – ма – на
- да – та – да та – да – та
- га – ка – га ка – га – ка
- за – са – за са – за – са
- жа – ша – жа ша – жа – ша
- са – ша – са ша – са – ша
- ца – са – ца са – ца – са
- ча – тя – ча тя – ча – тя
- ра – ла – ра ла – ра – ла
Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем торой (па – ба).
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);
0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
- Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения:
- губы в улыбке;
- губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;
- язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
- язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
- язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;
- щелканье языком;
- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;
- «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
- «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
- чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».
Удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.
Оценка: 1 балл – правильное выполнение движение с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение движения.
- Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова:
Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 группа – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 группа – Л, ЛЬ; 4 группа – Р, РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К, Х и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков). Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:
3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;
1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно;
0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, З, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны).
Баллы, начисленные на каждую из пяти групп суммируются. Максимальное число баллов за все задание – 15.
- Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: повторяй за мной слова:
Скакалка, кинотеатр, танкист, баскетбол, космонавт, перепорхнуть, милиционер, аквалангист, сковорода, термометр.
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка: 1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в темпе предъявления;
0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов – невоспроизведение.
Серия 2. Исследование навыков языкового анализа
- Сколько слов в предложении?
- День был теплый.
- Около дома росла высокая береза.
- Сколько слогов в слове?
- Дом
- Карандаш
- Определи место звука в слове:
- первый звук в слове крыша;
- третий звук в слове школа;
- последний звук в слове стакан.
- Сколько звуков в слове?
- Рак
- Сумка
- Диктант
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще…».
Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Серия 3. Исследование грамматического строя речи
- Повторение предложений
Инструкция: послушай предложение и попытайся повторить его как можно точнее.
Наступила осень.
Птичка свила гнездо.
Над водой летали белые чайки
В саду было много красных яблок.
Земля освещается солнцем.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения ( 1-2 раза).
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;
0 баллов – невоспроизведение.
- Верификация предложений
Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Девочка гладит утюгом.
Дом нарисован мальчик.
Мальчик умывается лицо.
Собака вышла в будку.
Березки склонились от ветра.
Солнце освещается Землей.
По морю плывут корабль.
У Нины большая яблоко.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибок;
0,5 балла – выявление и исправление ошибок с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);
0,25 балла – ошибки выявлены, но не исправлены;
0 баллов – ошибки не выявлены.
- Составление предложений из слов в начальной форме
Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.
Мальчик, открывать, дверь.
Девочка, читать, книжка.
Доктор, лечить, дети.
Рисовать, карандаш, девочка.
В, сад, расти, вишня.
Сидеть, синичка, на , ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Витя, косить, трава, кролики, для.
Миша, дать, собака, большая, кость.
Петя, купить, шар, красный, мама.
Слова предъявляются до первого ответа
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно;
0,5 балла – нарушен порядок слов;
0,25 балла – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности (например, предложение «Петя купил шар красный маме» построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно такой ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия.);
0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
- Добавление предлога в предложение
Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.
Лена наливает чай … чашки.
Почки распустились … деревьях.
Лодка плывет … озеру.
Чайка летит … водой.
Птенец выпал … гнезда.
Деревья шумят … ветра.
Последние листья падают … березы.
Щенок спрятался … крыльцом.
Пес сидит … конуры.
Большая толпа собралась … театром.
В связи с трудностью этого задания разрешается использовать два вида помощи: 1 – стимулирующая («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?).
Оценка: 1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;
0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
- Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: один – дом, если их много, то это дома.
Один стол, а много – это…
стул – … звезда – …
окно – … ухо – …
Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.
Стол, а много чего? - …
стул -… звезда - …
окно - … ухо - …
Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки.
Оценка: 1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов – невоспроизведение.
Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования
- Инструкция: у кошки – котята, а у…
Козы - … волка - … утки - … лисы - … льва - … собаки - …
курицы - … свиньи - … коровы - … овцы - ….
- Образование существительных в уменьшительной форме
Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять: стол, стул, дом, снег, дерево.
- Образование прилагательных от существительных
- Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная.
Шляпка из соломы – кисель из клюквы –
Горка из льда – салат из моркови –
Варенье из вишни – суп из грибов –
Варенье из яблок – варенье из сливы –
Варенье из малины – варенье из клубники –
Варенье из черники – лист дуба –
Лист клена – лист осины –
Шишка ели –
- Качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а если…
Волка за жадность - … зайца за трусость - … медведя за силу - …
льва за смелость - …
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…
Мороз - … солнце - … снег - … дождь - … ветер - … холод - …
- Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…
Кошки - … медведя - … зайца - … белки - … волка - … льва - … лисы - …
Гнездо орла - … клюв птицы - … ружье охотника - …
Оценка: Для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неверно образованная форма4
0 баллов – невоспроизведение.
Серия 5 Исследование понимания логико-грамматических отношений
- а) Покажи ключ, карандаш.
б) Покажи карандашом ключ.
в) Покажи карандаш ключом.
- а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом.
- Скажи, что верно: весна бывает перед летом, или лето – перед весной?
- Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
- Сашу ударил Коля. Кто драчун?
- Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
- Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
В задании 1 оцениваются три последних пробы, в задании 2 – обе пробы.
Оценка: 1 балл – правильный выполнение;
0,5 балла – самокоррекция;
0 баллов – неверный ответ.
Серия 6. Исследование связной речи.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок). Возможно использование какой-либо другой последовательности из 2-3 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся расположить их по порядку и составь рассказ.
Оценка 1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильно воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл – выпадение смысловых звеньев. Существенное искажение смысла или рассказ не завершен;
0 баллов – отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов – рассказ не оформлен.
3)Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
- Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
ГОРОШИНЫ (И.Н. Садовникова)
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустом гороха.
Рассказ предъявляется не более 2-х раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья;
2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включения посторонней информации;
0 баллов – невыполнение.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл – отмечаются аграмматизмы. Повторы, неадекватное использование слов;
0 баллов – пересказ недоступен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл – пересказ по вопросам;
0 баллов – пересказ даже по вопросам недоступен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика развития связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений
В статье предложены некоторые способы диагностирования уровня речевого развития младших школьников в процессе восприятия музыкальных произведений...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-759046-1585037207.jpg)
Методики диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников
Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личност...
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Фотекова Т.А,
Полная диагностика формирования устной речи младших школьников, с методиками и подсчетом результатов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-851731-1479315583.jpg)
Возможности ПАКПФ -02 программно-аппаратного комплекса в диагностике нарушений речи у младших школьников
В данной статье описываются возможности инновационного аппаратного метода в работе школьного учителя-логопеда. Информация, полученная в ходе проведенного исследования, позволяет дать физиологиче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-304293-1380460545.jpg)
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/22/picture-1403162-1650588670.jpg)
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-1438938-1669314382.jpg)
Методика "Диагностика показателей мотивации учения младших школьников"
Методика "Диагностика показателей мотивации учения младших школьников" («Лесенка побуждений»)Диагностика отслеживает следующие показатели:ориентация на усвоение способа получения...