Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов
статья на тему

Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях:  создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ в учебном процессе

как средство формирования ключевых компетенций

у учащихся начальных классов

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №7 г.Ртищево Саратовской области»

Акинтеева Елена Петровна

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места ПК и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Грамотное использование возможностей современных технологий в начальной школе способствует:

  1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников младших классов; повышению уровня комфортности обучения;
  4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
  5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
  6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

  • комбинированный урок,
  • урок – контроль и коррекции,
  • урок совершенствования знаний и умений

Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:

  • фронтальная форма
  • групповая форма
  • индивидуальная форма обучения

ИКТ эффективно используются мною на всех стадиях педагогического процесса:

• на этапе предъявления учебной информации обучающимся;

• на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

• на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

• на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

• на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Внедрение ИКТ на уроках осуществляется по следующим направлениям:

  • Создание презентаций к урокам;
  • Работа с ресурсами Интернет;
  • Использование готовых обучающих программ.

Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

наглядно представлять материал;

интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

С введением контрольно-измерительных материалов в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Обучающиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена.

В своей работе я использую презентации на каждом предмете.

Обучение грамоте

Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте. Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

Математика

 Составляю интересные игры для устного счета, например, «Зажги фонарики», «Цветочки», составление таблицы на сложение и т.д., решение математических познавательных цепочек. Могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Яркое анимированное оформление способствует более полному восприятию и запоминанию нового материала урока.

Русский язык

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разрабатываю мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, на разных этапах урока, например, на этапе чистописания.

Для развития интереса к урокам русского языка предлагаю ребятам творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме, но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.

Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию.

Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы. Для проверки знаний у учащ0ихсяся разрабатываю тесты.

Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей.

Окружающий мир.

Вообще для уроков окружающий мир презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся. Применение мультимедийных презентаций на уроках окружающего мира позволяют сделать уроки более интересными, включают в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.

Литературное чтение.

При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию). Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

Применение ИКТ на всех уроках также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка по эталону осуществляется легко и быстро. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний у учащихся класса.

Использование различных обучающих программ

Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски.

Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает ДЭКМ незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем.                        

Другими прекрасными дисками для начальной школы являются «Русский язык. Математика. Начальная школа. Семейный наставник. 2-4 классы. Программно-методический комплекс», Инис-Софт, г. Москва, предназначенный для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. НП ООО «ИНИС-СОФТ».

Испоьзую также диски «Супердетки. Весёлый диктант», «Супердетки. Алгебра в игровой форме» ЗАО «Новый диск» г.Москва, ул. Долгоруковская,  e-mail: www.nd.ru.

Использование ресурсов Интернет

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.

Используемые мною Ресурсы Интернет:
 Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции http://www.school-collection.edu.ru помогают сделать учебный процесс в школе интересным и эффективным. 

 Отобрать необходимый материал к урокам по всем предметам начальной школы, найти нужную статью, быть в курсе последних новостей в начальном образовании мне помогает сайт 
http://nsc.1september.ru/index.php на котором представлена электронная версия газеты. 

 Сайт Межшкольного Ресурсного Центра http://www.edunet.uz/about/ создан для поддержки деятельности учителей в сфере информационно-компьютерных технологий. Я часто заглядываю на сайт, особый интерес для меня представляет методическая копилка, где доступно для скачивания все, что нужно педагогу для работы: календарные и поурочные планы, дидактика, тесты, сценарии, олимпиадный материал. 

 Детские электронные книги и презентации на сайте http://www.viki.rdf.ru/ 
Здесь можно найти адреса сайтов с презентациями к урокам. 

 http://www.nachalka.com/photo/ 
В фотогалерее этого сайта лежат иллюстрации к урокам для начальной школы, в кинозале – коллекция образовательных мультиков и слайд-шоу, в библиотеке собрано более 500 ссылок на разработки уроков для начальной школы, статьи, полезные сайты 

 Все для учителя начальных классов (уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы) на «Учительском портале» http://www.uchportal.ru/ 

 Разнообразные уроки обучения грамоте помогает подготовить и провести «Азбука в картинках и стихах для учеников 1-го класса» http://bomoonlight.ru/azbuka/ 

 «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru/ объединяет учителей и учащихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Тематика этого сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. Цель сайта: развитие творческих способностей. Материалы к урокам труда. 

 Для подготовки к урокам Окружающий мир я отбираю наглядный материал, представленный на сайте http://www.floranimal.ru/  Здесь находится большое количество фотографий флоры и фауны разных природных зон. 

 Сайт http://ymnik.ru/child.php содержит материалы по окружающему миру, изобразительному искусству. Нестандартные и очень оригинальные игры помогают мне сделать урок развивающим. 

Опыт работы в начальной школе позволяет мне сделать вывод о том, что использование информационных компьютерных технологий позволяет: 
¬ усилить образовательные эффекты на основе повышенного интереса к предмету; 
¬ повысить качество усвоения материала при высокой мотивации и активной познавательной деятельности учащихся; 
¬ осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению (даёт учителю возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся); 
¬ организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, в первую очередь мотивированных и одарённых. 

К результативности данного опыта можно отнести:

  • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  • Повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • Рост качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.

Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе....

Формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы через технологию Французские мастерские.

В перезентации представлен краткий обзор понятий: компетенция и компетентность, ключевые компетенции в начальной школе, деление их на группы.Сравнение этапов современного урока открытия нового зн...

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...

Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов

Задача современного учителя музыки - не сводить проблемы музыкального образования к простой передаче информации, а в процессе слушания и анализа музыкальных произведений формировать у учащихся п...

Формирование исследовательской компетенции у учащихся начальных классов.

В работе показаны приемы формирования иследовательской компетенции у учащихся начальных классов....

Статья" Использование ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы"

Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - одним из важных результатов инновационной работы в практике работы ...