Формирование речевой компетенции у учащихся начальной школы средствами игровых методик.
методическая разработка по теме

                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_tema_danilyuk_t_f.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевой компетенции

у учащихся начальной школы средствами игровых методик.

                            Из опыта работы

В прошлом учебном году меня попросили взять третий класс. Я тогда и представить себе не  могла,  сколько трудностей встретится на моем пути. На первых же уроках стало ясно, что мои ученики знают очень мало, а умеют и того меньше. Хуже всего обстояло дело с речью. Ребята отвечали односложно или вообще молчали.  Как научить излагать свои мысли пространными предложениями? Как пробудить интерес к чтению? Как научиться писать грамотно? Все эти вопросы требовали срочного решения. Именно тогда я и определилась с методической темой. Почему именно эта тема?

Несколько терминов:

Речь- это процесс общения людей посредством языка,

        средство мышления,

         носитель сознания, памяти, информации,

        средство управления поведением других  людей  и регуляции собственного

        поведения.

Речь- это один из видов общения, которое необходимо людям

- в их совместной деятельности

 -в социальной жизни

- в обмене информацией

- в познании

- в образовании

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно понятно красиво говорить на своем языке.

В формировании речевой компетенции  отчетливо  устанавливается тесная связь речевого, умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности.

Исходя из этого, я определила цель:

-Формирование речевой компетенции посредством  устного  общения, письменного изложения  мыслей с опорой  на средства игровых методик

Поставила задачи:

1.Научить детей

- свободно и правильно  выражать свои мысли

- последовательно  излагать  мысли

-выражать мысли конкретными и точными словами

- строить  грамматически правильные  предложения

2. Формировать у учащихся речевые умения, которые  позволяют  воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.

Методы   формирования речевой компетенции, которые использовались при работе над темой:

Методов много, но я хочу предложить те, которые помогают мне  на уроках.

метод наблюдения

Даны несколько предложений на определенную тему и необходимо расположить  их в логической  последовательности.

Долго и трудно шла работа. Совсем не получалось, но мы не сдавались. Этот метод  помог и на уроках математики.


метод работы с текстом

пересказ

 выборочный пересказ

сжатый пересказ

пересказ с творческим заданием

Пожалуй - это был один из немногих методов, который не встретил  особых трудностей.

Особенно нравится детям выборочный пересказ.

метод игры

Игровая ситуация (их великое множество)

- играем в журналистов ( собираем фразы на определенную тему)

-играем в писателей (учимся описывать ситуацию)

-играем в актеров (инсценируем  одно действие)

- играем в учителей ( объясняем  ситуацию)

-играем в корреспондентов (берем интервью)

-играем  в игру «учителя- ученики» (учитель дает задание-ученик выполняет и наоборот)

- играем в игру «Я учитель и ученик» (если бы я был учителем, то сказал бы так , если…)

Больше всего детям понравилось играть в учителей.

А фраза «Проверю себя сам» стала любимой.

метод высказывания по сюжетным картинкам:

-составить устное высказывание об образе персонажа по деталям костюма.

-сложить иллюстрацию сказки из разрезанных картинок и рассказать о каком эпизоде идет речь.

С  устным  высказываниям пока проблемы. А вот  пазлы  складываем с большим удовольствием. Хороший метод для  работы над задачей.

 метод составления высказывания по опорным словам

-угадай эпизод

-определи время года и т. д.

- найди ключевое слово

-исключи лишнее слово(слова)

 

Хорошо идет работа, когда задания составляют сами ребята.

метод беседы

-описание неодушевленного предмета

-описание растения

-описание животного

- портретное описание

-описание сюжетной иллюстрации

-описание действия

- описание, увиденного за окном,  на экране и т. д.

Описание долго не получалось. Однажды я предложила рассказать о любом  предмете, который особенно дорог и все постепенно наладилось. Особенно помогли игрушки детства. Оказалось, что многие родители берегут свои любимые игрушки. Это замечательно.

В методике начальной школы разработаны разнообразные виды упражнений по диагностике и развитию  речевой компетенции.

Особенно  подошли для работы с моим классом следующие упражнения:

ассоциации

подбери ассоциации к слову «весна»

 подбери ассоциации к словосочетанию «ранняя  весна»

подбери ассоциации к словосочетанию «ждут раннюю весну»

 развернутый ответ на вопрос
-
вопрос, требующий односложный ответ

- вопрос , требующий ответ из нескольких слов

Лучше  сначала задавать вопросы ученикам, требующим особого внимания.

Сложные вопросы  лучше задавать  сильным ученикам, чтобы тем, у кого пока плохо, получается, казалось, что все просто.

- текстовые упражнения 

Слушай внимательно:

  Текст читается  1 раз.

В последний месяц лета у колхозников самая жаркая пора. Идет уборка урожая. На полях работают комбайны. В садах собирают яблоки. В огороде созрели овощи. Трудятся колхозники с утра до позднего вечера.  

Ребята всегда с удовольствием помогают взрослым. Они устраивают соревнования по сборке фруктов, а наградой будет корзина яблок в школьную столовую.  Ох,  и вкусным получается компот из этих яблок.  Ребята постарались не зря. Если бы разрешили, ребята бы и дальше  с удовольствием помогли,  но пора учиться.

Вопрос:

В каком месяце шла работа?

 Ответ получить трудно, но ребята стараются. А ответ-то  спрятан в самом первом предложении!

- устный пересказ

 Мы перешли к следующим этапам  развития речи:

-пересказ текста по плану составленному вместе.

-выделение ключевых слов в тексте

(чтение, окружающий мир)

- пересказ по плану, составленному вдвоем, втроем

- пересказ по плану, составленному самостоятельно

-рассказывание художественного текста  заученного на память

- первый текст очень короткий

-каждый последующий длиннее предыдущего

Это  задание  лучше давать,  перед тем как на уроках математики начинается работа над таблицей умножения.

-импровизация и  устная драматизация

Все дети любят «выступать». Все, что они делают, им нравится. Они не замечают  недостатков. Что ж пусть будет так пока.

- диалоги

Рассказывание  другу понравилось ребятам, и они с удовольствием выполняют это задание

.

- сказки

 Мы попробовали  сочинять сказки.

Сначала надо каждому, не задумываясь,  назвать слово. Все слова записываются на доске, а потом мы пытаемся их объединить. Не было случая, чтобы это не получилось. Правда, первое время учитель обязательно  помогает, чтобы сказка имела смысл.

 

Детям нравится то, что на доске записано слово каждого ученика и при составлении сказки все слова войдут в текст. У каждого есть возможность составить предложение, а потом выбираем лучшее.

        Вот такие методы помогают моим детям  развивать речевые компетенции в процессе игры. Выполняя задания, ребята не замечают, что это не их добрая воля, а решение учителя.  Вот это-то и ценно. Не могу с уверенностью сказать, что  удовлетворена работой над методической темой, но жизнь продолжается…. Итогом работы над методической темой должна стать база данных и разработка методических рекомендаций для работы педагогов начальной школы, и я  надеюсь, все получится.

                                                     Учитель начальных классов Данилюк Т.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы

Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....

Формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы через технологию Французские мастерские.

В перезентации представлен краткий обзор понятий: компетенция и компетентность, ключевые компетенции в начальной школе, деление их на группы.Сравнение этапов современного урока открытия нового зн...

Формирование читательской компетенции у учащихся начальной школы

Данный материал содержит описание опыта работы по  формированию читательской компетенции у учащихся в начальной школе с учётом ФГОС-2.....

Статья" Использование ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы"

Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - одним из важных результатов инновационной работы в практике работы ...

Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка

Формирование социокультурной компетенции у учащихся начальной школы на уроках английского языка...

Презентация "Формирование читательских компетенций у учащихся начальной школы"

Рассказывает о методах, формах урочной и внеурочной деятельности по формированию читательских компетенций...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....