Занятие по информатике по теме "Алгоритм".
план-конспект занятия по информатике (2 класс)

Разепина Наталия Владимировна

Методическая разработка занятия по информатике по теме "Алгоритм". Разработка сопровождается листами для индивидуальной работы, презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya.docx26.86 КБ
Файл prezentatsiya.pptx927.57 КБ
Файл listy_iz_tpo.docx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие по информатике.

Тема. Алгоритм.

Возрастная группа обучающихся: 2 класс.

Цель. Формировать понятие «алгоритм», учить составлять алгоритмы для исполнителя.

Задачи.

- В ходе выполнения различных заданий сформировать понятие «алгоритм».

- Организовать работу по составлению алгоритмов для исполнителя в среде «ПервоЛого».

Планируемые результаты.

Личностные: формировать интерес к предмету «Информатика».

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя; планировать свою деятельность на занятии под руководством учителя; работать в паре; выполнять мыслительные операции анализа, синтеза, делать умозаключения.

Предметные: в результате наблюдений, выполнения практических действий сформировать понятие «алгоритм»; учить составлять алгоритмы для исполнителя.

Оборудование: презентация, ТПО «Изучаем информатику», изображение Черепашки, прямоугольник, квадрат из цветного картона.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2.Теоретический этап.

-Уважаемые дети, нам сегодня на занятии будет помогать Черепашка.

(Слайд 1.)

-Проверим, какие вы сегодня внимательные. Выполним задание. Вы увидите картинку с черепашками. (Слайд 2.) Ваша задача быстро ответить на мои вопросы.

-Итак, начнём.

1.Чем различаются черепашки?

2.Посчитайте, сколько черепашек с синим панцирем.

3.Сколько черепашек с оранжевым панцирем?

4.Сколько черепашек с зелёным панцирем?

-Замечательно. Вы готовы к занятию.

-Разгадайте ребус и узнайте тему нашего занятия. (Слайд 3.)

Ученик работает у доски.

-Давайте хором прочитаем тему нашего занятия. АЛГОРИТМ. Запишем её в тетради.

-Ребята, что такое алгоритм? …

-Первая наша задача на занятии: понять, что такое алгоритм.

-Поможет нам игра. Ко мне выходит … (имя ученика). … становись вот сюда. … выполнит алгоритм «Возьми ручку со стола». Он – исполнитель алгоритма.

1.Начало алгоритма.

2.Повернись направо.

3. Сделай два шага вперёд.

4.Повернись налево.

5.Сделай шаг вперёд.

6.Возьми со стола ручку.

7.Конец алгоритма.

-Ребята, … выполнил алгоритм.

-Как вы поняли, что такое алгоритм?

У вас в тетради есть определение алгоритма с пропусками. Давайте заполним их. Задание 1.

-Итак, что выполнял …. Алгоритм. Каким словом можно заменить слово «алгоритм»? Задание. Из чего состояло задание? Из команд. Что делал … при выполнении алгоритма? Выполнял команды. Или исполнял команды. Он был исполнителем алгоритма.

-У нас получилось определение алгоритма. Кто сможет заполнить пропуски в определении? Алгоритм – это задание для исполнителя, которое состоит из команд.

-Сегодня исполнителем наших алгоритмов будет Черепашка. Перед вами алгоритм для Черепашки «Приготовь бутерброд». Задание 2. Прочитайте команды. Сможет ли Черепашка приготовить себе бутерброд, используя этот алгоритм? Нет. Почему? Команды перепутались.

-Чтобы алгоритм был выполнен Черепашкой, что нужно сделать? Расставить команды по порядку.

-Расставим команды по порядку. …

-Сделаем вывод: как должны стоять команды в алгоритме? Команды в алгоритме должны стоять по порядку.

-Перед нами словесный способ представления алгоритма. Команды записаны словами.

-Прочитаем задание 3. Что нужно сделать? Выполнить алгоритмы. Как представлены команды в алгоритмах? Стрелками. 

— Это графический способ представления алгоритма. Где будем выполнять алгоритм? На клеточном поле. Что означает точка? Начало алгоритма. Что означают стрелки? В каком направлении двигаться.  Что означают числа рядом со стрелками? Числа обозначают количество клеток, которое надо пройти.

-Первый алгоритм выполняете в паре. …

-Что у вас получилось в результате выполнения алгоритма? Буква С.

-Второй алгоритм каждый выполняет самостоятельно.

-Что у вас получилось в результате выполнения алгоритма? Буква Т.

-Что вы сейчас выполняли? Алгоритмы.

-Что такое алгоритм? Это задание для исполнителя, которое состоит из команд. 

-Кем вы были при выполнении алгоритмов? Исполнителями.

- Выполним вторую задачу нашего занятия. Будем учиться составлять алгоритмы для исполнителя Черепашки. Для этого познакомимся с новой для нас компьютерной программой «ПервоЛого».

-Запустим её с Рабочего стола при помощи ярлыка – изображения Черепашки.

-Перед нами окно программы «ПервоЛого». Познакомимся с элементами окна.

Нам поможет … (имя ученика). Он уже познакомился с элементами окна программы. Послушаем его доклад. Найдите в тетради окно программы. Какую работу вы будете выполнять? Заполнять окошечки названиями элементов окна программы.

-Движемся сверху вниз. …

1.Строка заголовка. В ней мы видим название программы. Пока наш файл-альбом называется «Безымянный».

2.Меню.

3.Инструменты.

4.Рабочий лист-первый лист альбома. В центре листа исполнитель алгоритмов – Черепашка.

*Обратите внимание, что Черепашка изначально смотрит вверх.

5.Справа внизу вновь меню. В этом меню имеются закладки:

-Поле форм – «костюмерная» для Черепашки;

-Пульт управления – команды для Черепашки;

-Оглавление – управление листами альбома;

-Медиа – работа с музыкальным редактором.

-Спасибо, …, за доклад. Мы познакомились с элементами окна программы «ПервоЛого».

-Начнём учиться составлять алгоритмы для исполнителя Черепашки.  Если мы научимся это делать, то сможем монтировать вот такие мультфильмы. Посмотрите. Демонстрация мультфильма.

-Сначала нам нужно создать Черепашку. Воспользуемся инструментом «Создай Черепашку».

Учитель показывает за компьютером.

-Куда смотрит Черепашка? Черепашка смотрит вверх.

-Черепашка сегодня будет рисовать прямоугольник, квадрат, флажок.

-Начнём с прямоугольника. Чтобы Черепашка нарисовала прямоугольник составим вместе для неё алгоритм «Нарисуй прямоугольник». Познакомимся с основными командами, которые «понимает» Черепашка в этой программе.

*Идёт работа по составлению алгоритма в тетради и на доске. Учитель использует изображение Черепашки и прямоугольник из цветного картона – моделирует действия Черепашки. При записи в тетради используются условные обозначения команд.

1.Начало.

2.Перо опусти (ПО).

3.Вперёд 80 (ВП 80).

4.Направо 90 (ПР 90).

5.Вперёд 120 (ВП 120).

6.Направо 90 (ПР 90).

7.Вперёд 80 (ВП 80).

8.Направо 90 (ПР 90).

9.Вперёд 120 (ВП 120).

10.Конец.

Посмотрите, как этот алгоритм сейчас выполнит Черепашка.

Один из учеников в это время помогал учителю за компьютером заполнять «рюкзачок»-окно Черепашки командами.

Демонстрация исполнения алгоритма.

-Итак, что выполнила Черепашка? Алгоритм. Из чего состоит алгоритм? Из команд. В тетради мы использовали словесный способ представления алгоритма, за компьютером, в «рюкзачке» Черепашки – графический.

Второй алгоритм «Нарисуй квадрат» обучающиеся записывают в тетради, работая в паре с опорой на первый алгоритм. Затем выполняется проверка работы на доске и за компьютером.

1.Начало.

2.Перо опусти (ПО).

3.Вперёд 80 (ВП 80).

4.Направо 90 (ПР 90).

5.Вперёд 80 (ВП 80).

6.Направо 90 (ПР 90).

7.Вперёд 80 (ВП 80).

8.Направо 90 (ПР 90).

9.Вперёд 80 (ВП 80).

10.Конец.

Третий алгоритм «Нарисуй флажок» обучающиеся выполняют самостоятельно с опорой на второй алгоритм. Затем выполняется проверка работы на доске и за компьютером.

3.Практический этап.

За компьютером обучающиеся при помощи записей в тетради выполняют алгоритмы для Черепашки в программе «ПервоЛого».

4.Итоги занятия.

-Подведём итоги нашего занятия.

-Закончите предложения.

1.Мы узнали что такое …

2.Алгоритм – это …

3.Мы учились составлять … для … в программе ….

-Спасибо за активную работу на занятии.

Для проведения занятия были использованы ребус из сети Интернет, задания из ТПО «Информатика в играх и задачах» Горячева А. В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕРЕПАШКА

Слайд 4

АЛГОРИТМ Задача 1. Нам нужно узнать, что такое алгоритм.

Слайд 5

АЛГОРИТМ – это ЗАДАНИЕ для ИСПОЛНИТЕЛЯ , которое состоит из КОМАНД .

Слайд 6

АЛГОРИТМ Задача 2.Будем учиться составлять алгоритмы для Черепашки.

Слайд 7

Программа ПервоЛого СТРОКА ЗАГОЛОВКА МЕНЮ ИНСТРУМЕНТЫ ЛИСТ МЕНЮ КОМАНДЫ УПРАВЛЕНИЕ ЛИСТОМ

Слайд 9

ВП ПР или ЛВ ПО ПИ 1.Начало 2.ПИ 3.ПО 4.ВП 80 5.ПР 90 6.ВП 120 7.ПР 90 8.ВП 80 9.ПР 90 10.ВП 120 11. Конец

Слайд 10

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ: 1.Мы узнали что такое … 2.Алгоритм – это … 3.Мы учились составлять … для … в программе ….


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по информатике и ИКТ в 4 классе "Турнир информатиков""

Представлен материал для проведения внеклассного мероприятия по информатике для обучающихся 4 классов....

Конспект внеурочного занятия по информатике во 2 классе

Занятие построено с учётом требований ФГОСов 2 поколения: ставятся проблемные вопросы, прослеживается взаимодействие и сотрудничество между педагогом и сверстниками (работа в группах), на уроках испол...

Занятие по информатике в 1 классе "Элементы логики. Суждение: истинное и ложное "

Данное занятие по информатике "Элементы логики. Суждение: истинное и ложное" предназначено для проведения как в 1 так и во 2 классах. В данном материале рассматривается знакомство учащихся с ...

Интегрированное занятие по информатике и русскому языку в 3 классе. Темы: "Как исправить неверный символ" и "Правописание О-Е после шипящих"

Интегрированное внеурочное мероприятие по информатике и русскому языку в 3 классе. Темы: "Как исправить неверный символ" и "Правописание О-Е после шипящих". Дети знакомятся с управлением клавишами на ...

Конспект занятия по информатике

Тема: Понятие вверх, вниз, вправо, влево....

Открытое занятие по информатике "Занимательная информатика"

В данном мероприятие представлены интересные занимательные, логические игры и задания по информатике....

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....