Внеклассное занятие по информатике и ИКТ в 4 классе "Турнир информатиков""
методическая разработка по информатике (4 класс) по теме
Представлен материал для проведения внеклассного мероприятия по информатике для обучающихся 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Turnir.doc | 479.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Никонорова Татьяна Александровна
Название работы: «Внеклассное мероприятие для обучающихся четвёртых классов «Турнир Информатиков»
Предмет преподавания: информатика и ИКТ во 2 – 4 классах
Должность: учитель
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13
Адрес : пр. Комсомольский, 10. тел. 8(3462) 52-50-71
Контактный телефон автора: д.т. 8(3462) 26-21-81 с.т. 8 9058274412
Электронный адрес: niktanja@mail.ru
Задачи:
- Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Развитие логических способностей
Цели мероприятия:
- Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;
- Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме
- Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.
Оборудование и материалы:
- листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
- бланк для жюри (Приложение 1)
- листы ответов для жюри (Приложение 2)
- оформление доски: плакаты, цветное название мероприятия, эпиграф (“Кто владеет информацией, тот управляет миром”)
- магнитофон с записями легкой музыки и бодрой для начала мероприятия
- призы
- интерактивная доска
- презентация «Турнир информатиков»
Организация мероприятия
- 2 команды по 6 человек в каждой
- жюри (3 человека)
Ход соревнования
Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).
Команда «Процессоры»
Девиз:
Процесс процессора идёт
К победе нас он приведёт!
Команда: «Компьютерные гении».
Девиз:
Компьютерный гений не унывает,
Компьютерный гений всегда побеждает.
Мы внимательны, дружны,
И, конечно же, умны!
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.
- конкурс. Он называется «Дальше, дальше, дальше…»
Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать «дальше».
“Дальше, дальше, дальше…” (1 балл правильный ответ)
Вопросы для команды 1.
- Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.
/информатика/ - Организованная последовательность действий.
/алгоритм/ - Устройство ввода звуковой информации.
/микрофон/ - Пересылка данных с носителя данных в основную память
/загрузка/ - Устройство ввода в компьютер информации непосредственно с листа.
/сканер/ - Какие устройства обычно используются для ввода информации в компьютер? /клавиатура, мышь/
- Какое устройство в компьютере обрабатывает информацию? /процессор)/
- Перевод информации в удобную для передачи или хранения форму называется… /кодирование/
- Какую сеть образуют компьютеры в нашей школе? /локальную/
- Для чего составляют алгоритмы? /для решения задач/
- Какая буква продолжает цепочку: Б, В, Г, Д, Ж, З … / К /
Вопросы для команды 2.
- Центральное устройство компьютера
/процессор, системный блок/ - Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. /Ответ: магнитный диск/
- Универсальное электронное устройство обработки информации
/компьютер/ - Специальный индикатор, указывающий позицию на экране
/курсор/ - Алгоритм, записанный на языке программирования
/программа/ - Какое устройство можно назвать «мозгом» компьютера? /процессор/
- Можно ли на одной дискете сохранить содержание школьного дневника? /да/
- Устройство, которое необходимо для передачи информации по телефонным проводам? /модем/
- В какое устройство в компьютере информация поступает на хранение? /память/
- Какое число лишнее в последовательности: 10, 20, 30, 34, 40, 50 /34/
- Монитор служит для … /вывода информации/
Жюри подводит итоги этого тура
Второй конкурс называется «Разгадай ребус»
Вы увидите на экране ребусы для обеих команд. Разгаданное слово записать, лист с ответами передать жюри. Каждое правильно разгаданное слово – 1 балл.
(Память, компьютер, дисковод, программист)
3 конкурс «Алгоритм» (полный ответ – 5 баллов)
Волк, коза и капуста.
Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его лодка была такая маленькая , что он при каждом переезде мог взять с собой или одно животное или капусту.
Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть . Нельзя было так же допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой , т.к. она могла ее съесть , как при этих условиях перевести все на другой берег?
Составьте алгоритм переправы на другой берег.
(Команды работают на листочках. Один из участников вводит алгоритм в компьютер)
Алгоритм «Переправа»
Начало
- Перевезти козу.
- Возвратиться самому.
- Перевезти волка.
- Возвратиться вместе с козой.
- Перевезти капусту.
- Возвратиться самому.
- Перевезти козу.
Конец
Четвёртый конкурс «Весёлая разминка» (по 2 балла за удачное выступление)
Пока один из участников из команды вводит данные в компьютер, проведём конкурс, который называется «Весёлая разминка». Вам надо будет изобразить мимикой и жестами различные ситуации (по жребию):
- Принтер
- Компьютер завис
- Компьютерную мышь.
- Мальчика, играющего в компьютерную игру
- Члены жюри проверяют работу членов команд на компьютерах.
Пятый конкурс «Кроссворд»
За 5 минут команды должны разгадать кроссворд. Лист с ответами передаётся членам жюри на проверку. Болельщики тоже могут разгадывать кроссворд на доске.
Шестой конкурс «Капитаны, капитаны …»
-Настало время показать себя капитанам. Помните, в рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки» преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
- Роса шила ф фасе.
- Коляманлядаля.
Ответы:
- Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)
- Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
Седьмой конкурс «Без капитанов ..»
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.
Задание
Примечание: каждое угаданное слово приносит команде 1 балл.
Бейсик, курсор, массив, память, сервер, истина, пароль, кнопка, версия.
Восьмой конкурс «Перевёртыши»
Замените некоторые слова противоположным по смыслу (или просто другим, если противоположного не существует) и верните пословицам первоначальный вид.
- Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
- Компьютер памятью не испортишь.
- Дарёному коню в системный блок не заглядывают.
- Утопающий за F1 тается.
- Бит байт бережёт.
- Что из Корзины удалено, то пропало.
- Вирусов бояться – в Интернет не ходить.
- За одного хакера семь кандидатов наук дают.
- Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.
Подведение итогов, награждение команд грамотами.
Пока жюри подсчитывает баллы и подводит итоги, предлагаем вашему вниманию логические задачи.
Задача 1. В школе 500 учеников, почему среди них обязательно найдутся хотя бы двое, родившихся в один и тот же день?
Задача 2. Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.
Пар - кон
диск - азия
ком - оса
кипа - ус
гимн - овод
бой - пот
пол - рак
бал - кость
приз - рис
Приложение 1.
Лист оценки
Конкурс | Максимальный балл | 1 команда | 2 команда |
«Дальше, дальше, дальше, …» | По 1 баллу за правильный ответ. Максимум – 12 б. |
|
|
«Весёлый ребус» | 1 балл за каждое слово |
|
|
«Алгоритм» | До 5-и баллов |
|
|
«Весёлая разминка» | До 2-х баллов |
|
|
«Кроссворд» | 1 балл за каждое слово. Максимум – 10 баллов. |
|
|
«Капитаны» | 2 балла + 2 (за способ кодирования ) |
|
|
«Без капитанов» | 1 балл за каждое слово |
|
|
«Перевёртыши» | 2 балла за каждую пословицу |
|
|
Всего: |
|
|
|
Место: |
|
|
|
Приложение 2.
Листок ответов
1 конкурс.
1 команда
- Информатика
- Алгоритм
- Микрофон
- Загрузка
- Сканер
- Клавиатура, мышь
- Процессор
- Кодирование
- Локальная
- Для решения задач
- К
2 команда.
- Процессор, системный блок
- Магнитный диск
- Компьютер
- Курсор
- Программа
- Процессор
- Да
- Модем
- Память
- 34
- Для вывода информации
2 конкурс
Память, компьютер, дисковод, программист.
3 конкурс
Начало
- Перевезти козу.
- Возвратиться самому.
- Перевезти волка.
- Возвратиться вместе с козой.
- Перевезти капусту.
- Возвратиться самому.
- Перевезти козу.
Конец
5 конкурс
6 конкурс.
- Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)
- Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
7 конкурс.
Бейсик, курсор, массив, память, сервер, истина, пароль, кнопка, версия.
8 конкурс
ЗАДАНИЯ | ОТВЕТЫ |
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
|
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
|
Компьютер памятью не испортишь.
|
Кашу маслом не испортишь. |
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. |
Дареному коню в зубы не смотрят.
|
Утопающий за F1 хватается.
|
Утопающий за соломинку хватается. |
Бит байт бережет.
|
Копейка рубль бережет. |
Что из Корзины удалено, то пропало.
|
Что с возу упало, то пропало. |
Вирусов бояться – в Интернет не ходить. |
Волков бояться – в лес не ходить.
|
За одного хакера семь кандидатов наук дают. |
За одного битого семь небитых дают.
|
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.
|
Всяк кулик свое болото хвалит. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по информатике для 1 класса "Занимательная информатика"
Программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе....
Внеклассное занятие «Путешествие в страну Информатики»
Сценарий внеклассного занятия для учащихся 3 класс «Путешествие в страну Информатики»...
Внеклассное занятие по информатике в 4 классе
Данный материал может быть использован учителями начальной школы и учителями информатики для проведения занятий по внеурочной деятельности. На представленном занятии дается представление о свойствах и...
Внеклассное занятие по информатике
Конспект внеклассного мероприятия по информатике в 4 классе на тему: Путешествие в страну Информатика...
Конспект урока информатики «Симметрия Paint (кривая линия)» (Информатика, 2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование понятия симметричности фигур;развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления, внимания, воображения;развитие умений...
Конспект внеклассного занятия по информатике для 2 класса на тему "Кодирование информации"
Конспект внеклассного мероприятия разработан для учащихся 2 класса с учетом особенностей развития детей данного возраста. Материал представлен в виде игры и содержит в себе разноуровневые задания, нап...
Внеклассное занятие-игра по информатике "Весёлая информатика"
Общеучебные цели:Развивать устойчивый интерес к информатике, показать, какое значение имеет информатика в жизни.Развивать творческую активность; память, внимательность.Активизировать мысли...