Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
рабочая программа по информатике (2, 3, 4 класс)

Константинова Мария Алексеевна

Рабочая программа «Занимательная информатика» для 2-4 классов разработана на основе ФГОС НОО, с целью формирования начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_informatika.docx47.03 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

МБОУ «СШ №43»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

Срок реализации: 4 учебных года

Возраст детей: 7-11 лет

Составитель: Константинова М.А.

Учитель начальных классов

Г.Нижневартовск

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательная информатика» для 2-4 классов разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования,

- Примерной программы начального образования по информатике и информационным технологиям.

Изучение курса ориентировано на использование УМК:

Информатика: учебник для 2 класса: ч.1, ч.2  /  Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2019 г.

Информатика: учебник для 3 класса: ч.1, ч.2  /  Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2019 г. 

Информатик: учебник для 4 класса: ч.1, ч.2  /  Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2019 г. 

Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса:  ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г

Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для третьего класса:  ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г

Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для четвертого класса:  ч.1, ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г

Целью курса является:

- формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,

- формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами курса являются:

- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

- формирование         умения         описывать         объекты         реальной         и         виртуальной

действительности на основе различных способов представления информации;

- овладение приемами и способами информационной деятельности;

- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение информатики в начальной школе нацелено на формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Курс информатики вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.

Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны продемонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с развивающим обучением. В частности, решения приоритетной задачи начального образования – формирования УУД – формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.

Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.

В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности.  

В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий», и «Мир моделей», формируются представления о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятия управления собой, другими людьми, техническими устройствами, ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления.

В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.

Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе. 

Рабочая программа по информатике рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) для 2, 3, 4 классов. Итого 102 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

        С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

 Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»:

  • интерес к предметно-исследовательской деятельности;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
  • выражение положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося,
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики;
  • понимание роли математических действий в жизни человека;
  • освоение личностного смысла учения, желания учиться;
  • актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта.

Метапредметные результаты

 Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время – освоение УУД:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • самостоятельно организовывать свое рабочее место,
  • принимать и сохранять учебную задачу,
  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
  • на основе кодирования информации самостоятельно строить модели понятий;
  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  • анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • моделировать – преобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  •  отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике,
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения,
  • наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы,
  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи

Коммуникативные УУД:

  • принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении.
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,
  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,
  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.

Предметные результаты

         Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:

  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • умение представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач;
  • умение вводить текст с помощью клавиатуры.
  • выделять свойства объекта, определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели);
  • представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами;
  • кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
  • при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна);
  • определять назначение пиктограмм в программах;
  • набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки (например, делать подписи под рисунком, заполнять клетки кроссворда и т.).
  • создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать их.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тематический план 2 класс

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе:

Практические

работы

Тесты

Контрольные работы

1

Виды информации. Человек и компьютер.

-

2

1

2

Кодирование информации.

-

1

1

3.

Информация и данные.

1

1

1

4.

Документ и способы его создания

3

1

1

5.

Резерв.

1

Итого

34ч

4

6

4

Тематический план 3 класс

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе:

Практические

работы

Тесты

Контрольные работы

1

Информация, человек и компьютер.

6

1

2

Действия с информацией

10

2

1

1

3.

Мир объектов

9

1

1

1

4.

Информационный объект и компьютер

9

4

1

1

Итого

34ч

7

3

4

Тематический план 4 класс

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе:

Практические

работы

Тесты

Контрольные работы

1

Повторение пройденного

7

2

1

1

2

Понятие, суждение, умозаключение

9

2

1

3.

Модель и моделирование

7

1

1

4.

Информационное управление

11

2

1

2

Итого

34ч

6

3

5

Планируемые результаты

Выпускник научится:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
  • узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
  • узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Содержание учебного предмета

2 класс (34 часа)

Содержание курса информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:

Виды информации. Человек и компьютер.

Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации.  Компьютер и его части.

Кодирование информации.

Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.

Информация и данные.

Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование.     Двоичное кодирование. Числовые данные.

Документ и способы его создания.

Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.

Основные понятия:

-  информация, виды информации, звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация; графическая, числовая, звуковая информация; источники и приемники информации, обработка, хранение, передача информации;

-  каналы связи, радио, телефон; компьютер, инструмент;

-  кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглифы;

-  письменные источники информации, носители информации;

-  форма представления информации; числовая информация, текстовая информация; графическая информация;

-  текст, смысл, шрифт, многозначные слова, многозначные числа.

3 класс (34 часа)

Содержание курса информатики для 3 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:

Информация, человек и компьютер.

Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.

Действия с информацией.

Получение   информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.

Мир объектов.

Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами

Информационный объект и компьютер.

Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор.  Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.

Компьютерный практикум

Цель компьютерного практикума – научить учащихся:

  • представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
  • выполнять элементарные преобразования информации – из рядя в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
  • работать с электронными текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
  • производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
  • использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
  • создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
  • находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
  • управлять экранными объектами с помощью мыши;
  • получить навыки набора текста на клавиатуре.

Основные понятия:

- информация, действия с информацией и данными; виды информации, представление информации: звук, текст, число, рисунок;

- язык, алфавит, код, кодирование; знаки и сигналы как способы кодирования, передачи и хранения информации;

- объект, имя объекта, признаки объекта;

- ряды, списки, таблицы, диаграммы, множества;

- компьютер, программа, меню программы, пиктограммы.

4 класс (34 часа)

Содержание курса информатики и информационных технологий для 4 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:

Повторение пройденного.

Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения и поведение объектов. Информационный объект и компьютер

Понятие, суждение, умозаключение.

Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия "истина" и "ложь" Суждение. Умозаключения.

Модель и моделирование.

Модель объекта. Модель отношений между объектами Алгоритм. Какие бывают алгоритмы Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.

Информационное управление.

Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности в начальной школе

В состав учебно-методического комплекта по информатике для начальной школы входят:

•   учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 2 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

•   рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 2 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

•   тетрадь контрольных работ, 2 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

•   учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 3 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

•   рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

•   тетрадь контрольных работ, 3 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

•   учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 4 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

•   рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 4 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

•   тетрадь контрольных работ, 4 класс; Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

Интернет-ресурсы:

Технические средства обучения

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • демонстрационный экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)

Рабочая программа  учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...

Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"

Рабочая программа с тематическим планированием для 1-2 классов по информатике...

Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"

Рабочая программа с тематическим планированием для 3-4 классов по информатике...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика"

Рабочая программа «Информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс...