Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика"
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему
Рабочая программа «Информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать на компьютере в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_informatika.docx | 95.56 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Таганрог
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ №23
Приказ от «1» сентября 2014 г. №____
__________________ М.В. Крышнева
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Информатика»
начальное общее образование (1 - 4 класс)
Количество часов 135
ПДО Полковниченко Е.М.
Программа разработана на основе примерной программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского.
2-е изд. - М.: Просвещение, 2011
Пояснительная записка
Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов.
Рабочая программа «Информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать на компьютере в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
«Информатика» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
В основе программы «Информатика» лежит авторская программа А.В. Горячева «Информатика и ИКТ» образовательной системы «Школа 2100».
Основные цели и задачи программы:
в курсе внеурочной деятельности «Информатика» для начальной школы основное внимание уделяется развитию логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, необходимо учитывать требования, связанные с организацией занятий по информатике.
Занятия, нацеленные на освоение работы на компьютере:
- требуют обязательного наличия компьютеров, моноблоков;
- должны проводиться в кабинете информатики.
Занятия, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров;
- проводятся преимущественно в кабинетах начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
В предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: логико-алгоритмический (1 - 4) и технологический (3-4 класс).
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент программы информатики в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает из года в год.
Технологический компонент программы
Освоение информационных и коммуникационных технологий начинается с 3 – го года реализации программы и направлено на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.
Предлагается следующий набор модулей:
- Знакомство с компьютером.
- Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).
- Создание рисунков.
- Создание текстов.
- Создание печатных публикаций.
- Создание электронных публикаций.
- Поиск информации.
Модули программы не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет ПДО. Такой подход не только дает свободу выбора в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.
Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Информатика»
1. Логико-алгоритмический компонент
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
2. Технологический компонент
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
- основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- ценностей семьи и общества и их уважение,
- чувства прекрасного и эстетических чувств,
- способности к организации своей учебной деятельности,
- самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
- целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
- готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Информатика»
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в занятиях и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
1. Логико-алгоритмический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
2. Технологический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Предметные результаты
1. Логико-алгоритмический компонент
1-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова.
2-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
2. Технологический компонент
Модуль «Знакомство с компьютером».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
уметь
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- что такое полное имя файла;
уметь
- создавать папки (каталоги);
- удалять файлы и папки (каталоги);
- копировать файлы и папки (каталоги);
- перемещать файлы и папки (каталоги).
Модуль «Создание рисунков».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Создание текстов».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Модуль «Создание печатных публикаций».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- вставлять изображения в печатную публикацию;
- создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание электронных публикаций».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
- включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
Модуль «Поиск информации».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
Место занятий «Информатикой» в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 (33 в первом классе) часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-45 минут. Всего 135 часов за 4 года обучения. Содержание деятельности отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Содержание программы, структура курса
1–2-й классы (67 ч)
План действий и его описание (16 часов)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки предметов (16 часов)
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.
Логические модели (19часов)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей (16 часов)
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
11 | Первичная диагностика | 1 |
22 | Отличительные признаки и составные части предметов | 7 |
33 | План действий и его описание | 8 |
44 | Множества | 9 |
55 | Логические рассуждения | 7 |
66 | Заключительная диагностика | 1 |
| Итого | 33 |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
11 | Первичная диагностика | 1 |
33 | План действий и его описание | 10 |
44 | Отличительные признаки и составные части предметов | 11 |
55 | Логические рассуждения | 12 |
| Итого | 34 |
Алгоритм. Знакомство с компьютером. (8 ч)
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Группы (классы) объектов. Создание рисунков. (8 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Логические рассуждения. Создание текстов. (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
Модели в информатике. Создание печатных публикаций. (8 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
№ | Наименование изучаемой темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Алгоритм. Знакомство с компьютером. | 8 |
2 | Группы объектов. Создание рисунков. | 8 |
3 | Логические рассуждения. Создание текстов. | 10 |
4 | Модели в информатике. Создание печатных публикаций. | 8 |
5 | Итого | 34 |
4-й класс (34 ч)
Алгоритм. Поиск информации. (8 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров. Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Объекты. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги). (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).
Логические рассуждения. Создание электронных публикаций. (10 ч)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы. Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.
Модели в информатике. (8 ч)
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.).
№ | Наименование изучаемой темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Алгоритмы. Поиск информации. | 8 |
2 | Объекты. Знакомство с компьютером: файлы и папки(каталоги) | 8 |
3 | Логические рассуждения. Создание электронных публикаций. | 10 |
4 | Модели в информатике | 8 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование занятий по информатике в 1 классе
(1 час в неделю, всего 33 часа)
№ п/п | Дата проведения занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Планируемые результаты | |
1 | Первичная диагностика, анализ полученных результатов | 1 | Выявление начального уровня сформированности личностных и метапредметных УУД | |||
Отличительные признаки и составные части предметов | 7 |
| ||||
2 | Цвет предметов | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Знают цвета, умеют выделить цвет, сравнить и проклассифицировать предметы, обосновать свой выбор; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных | ||
3 | Форма предметов | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Знают форму предметов, умеют выделить форму, сравнить и проклассифицировать предметы по заданному признаку, обосновать свой выбор; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных | ||
4 | Размер предметов | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Знают название размеров предметов (больше, меньше, высокий, низкий, длинный, короткий и т.д.), умеют выделить размер, сравнить и проклассифицировать предметы по заданному признаку, обосновать свой выбор; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении предметов по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных | ||
5 | Названия предметов | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Знают названия предметов, обобщающие слова; знают признаки предметов; могут определить название предмета по предложенным признакам | ||
6 | Признаки предметов | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Могут выделить существенные и второстепенные признаки предметов, классифицировать предметы по предложенному признаку. | ||
7 | Признаки предметов | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Могут выделить существенные и второстепенные признаки предметов, классифицировать предметы по предложенному признаку. | ||
8 | Диагностика знаний и умений | 1 | Беседа, работа с учеб. | Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу | ||
План действий и его описание | 8 |
| ||||
9 | Понятия «равно», «не равно» | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятиями «равно», «не равно»; умеют проанализировать группы объектов, предметов и установить отношения между ними (равны, не равны), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «равно», «не равно» | ||
10 | Отношения «больше», «меньше» | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятиями «больше», «меньше»; умеют проанализировать группы объектов, предметов и установить отношения между ними (больше или меньше), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «больше», «меньше» | ||
11 | Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятиями «вверх», «вниз», «вправо», «влево»; умеют проанализировать группы объектов, предметов и установить отношения, местоположение между ними (правее, левее, ниже, выше), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «выше», «ниже», «правее», «левее»; могут выполнить графический диктант | ||
12 | Действия предметов | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятием «действия предметов», могут определить действия предметов, доказать свое мнение | ||
13 | Последовательность событий | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Могут определить последовательность событий, явлений природы | ||
14 | Порядок действий. | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Могут установить порядок действий и составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов | ||
15 | Порядок действий. | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Могут установить порядок действий и составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов | ||
16 | Диагностика знаний и умений | 1 | Беседа, работа с учеб. | Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу | ||
Множества | 10 |
| ||||
17 | Цифры | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Знают названия, прямую и обратную последовательность цифр в пределах 10; могут записать цифры в прямой и обратной последовательности | ||
18 | Возрастание. Убывание. | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Знают названия, прямую и обратную последовательность цифр в пределах 10; может расставить цифры в соответствии с предложенной последовательностью (по возрастанию, убыванию и т.п.) | ||
19 | Множество и его элементы. | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятием «множество», могут дать название множеству, перечислить его элементы; распределить предметы на множества; | ||
20 | Способы задания множеств | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятием «множество» Умеют задавать множества перечислением и выделять общие свойства элементов множества. | ||
21 | Сравнение множеств | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятиями «больше», «меньше», «множество»; умеют проанализировать множества и установить отношения между ними (равны или не равны, больше или меньше, содержит одинаковые предметы или нет и т.д.), привести доказательства; | ||
22 | Отображение множеств | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятием «множество»; умеют устанавливать соответствие между элементами двух множеств, отображать элементы множеств на схеме | ||
23 | Кодирование | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятием «кодирование»; могут закодировать информацию с помощью схемы, знаков и т.п. | ||
24 | Симметрия фигур | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятием «симметрия», могут нарисовать фигуру (рисунок) симметрично предложенной | ||
25 | Диагностика знаний и умений | 1 | Беседа, работа с учеб. | Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу | ||
Логические рассуждения | 7 |
| ||||
26 | Логическое отрицание | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятием «логическое отрицание»; умеют употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать). | ||
27 | Понятие «истина», «ложь» | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Знают понятия «истина», «ложь»; определяют является ли высказывание истинным с точки зрения объективной действительности | ||
28 | Понятие «дерево» | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятиями «дерево», «следующий», «предыдущий», «вершина дерева»; умеют использовать дерево для перебора всех вариантов, классификации, описания | ||
29 | Графы | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятием «граф»; умеют составить графы | ||
30 - 31 | Комбинаторика. | 1 | Фр. опрос, работа с учеб | Владеют понятием «комбинаторика»; умеют решать некоторые задачи комбинаторного типа | ||
32 | Диагностика знаний и умений | 1 | Беседа, работа с учеб. | Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу | ||
33 | Заключительная диагностика и анализ полученных результатов | 1 | Повторная диагностика и выявление уровня сформированности личностных и метапредметных УУД. Анализ полученных результатов |
Календарно-тематическое планирование занятий по информатике во 2 классе
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ | Дата | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности | Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление) | |
план | факт | |||||
Отличительные признаки и составные части предметов (11 часов.) | ||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Первичная диагностика, анализ полученных результатов | 1 | анализ условия учебной задачи; оценивание работы в соответствии с критериями; | |||
2 | Признаки предметов | 1 | Обобщать и классифицировать предметы по общему признаку. Выявлять закономерности в чередовании предметов. | Знать признаки, предметов. Уметь определять общий признак группы предметов, объединять предметы в группы | ||
3 | Описание предметов | 1 | Обобщать и классифицировать предметы по общему признаку. Сравнивать предметы по признакам. | Знать различные признаки предметов Уметь описывать признаки предметов, сравнивать предметы, отличать предметы по их признакам | ||
4 | Состав предметов | 1 | Описывать и определять предметы через их составные части. | Знать понятие «состав» предмета Уметь определять состав предмета, объединять предметы в группы по общему элементу | ||
5 | Действия предметов | 1 | Определять и называть действия предметов. Обобщать и классифицировать предметы по их действиям. | Знать действия предмета Уметь называть действия предметов, описывать предмет по признакам, составу и действиям; определять лишнее действие в списке | ||
6 | Симметрия | 1 | Определять понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Различать симметричные и несимметричные фигуры. Находить ось симметрии некоторых фигур. | Знать о симметрии и ее видах – горизонтально, вертикальной, осях симметрии Уметь определять симметричные предметы, рисовать симметричные предметы (отражения по вертикали и горизонтали) | ||
7 | Координатная сетка | 1 | Находить предмет на координатной сетке. | Знать о координатной сетке, адресах предметов в координатной сетке Уметь определять адрес предмета в координатной сетке, «расселять» предметы по адресам | ||
8 | Заключительное повторение по теме «Описание предметов» | 1 | Обобщать и классифицировать предметы по общему признаку. Выявлять закономерности в чередовании предметов. | Знать различные признаки предметов Уметь описывать признаки предметов, сравнивать предметы, отличать предметы по их признакам | ||
9 | Действия предметов | 1 | Знать о действиях, результатах действий Уметь называть действие, определять результат обратного действия, | Определять результат действия. Определять действие, которое привело к данному результату. | ||
10 | Обратные действия | 1 | Знать об обратных действиях, результатах обратных действий Уметь называть обратное действие, определять результат обратного действия, промежуточные результаты. | Определять действие обратное заданному. | ||
11 | Последовательность событий | 1 | Знать о порядке событий Уметь выполнять действия по шагам, расставлять события по порядку | Определять последовательность событий. Приводить примеры последовательностей событий в быту, в сказках. | ||
План действий и его описание (11 часов.) | ||||||
12 | Алгоритм объекта | 1 | Составлять алгоритм. Выполнять действия по алгоритму. Искать и исправлять ошибки в алгоритме. | Знать понятие алгоритма. Уметь заполнять блок-схему линейного алгоритма, составлять правильную последовательность действий в алгоритме, выполнять алгоритм и определять его результат | ||
13 | Ветвление | 1 | Составлять алгоритмы с условием (ветвлением). | Знать понятие «ветвление»в алгоритме Уметь определять и задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»; выполнять алгоритм с ветвлением; определять недостающие команды алгоритма Знать понятие алгоритма. Уметь заполнять блок-схему линейного алгоритма, составлять правильную последовательность действий в алгоритме, выполнять алгоритм и определять его результат | ||
14 | Ветвление | 1 | Составлять алгоритм. Выполнять действия по алгоритму. Искать и исправлять ошибки в алгоритме. | |||
15 | Множество. Элементы множества | 1 | Определять принадлежность элемента множеству. Классифицировать по одному свойству. | Знать понятие о множестве предметов, элементах множества,. Уметь давать название множеству, определять лишний предмет в множестве, объединять элементы в множество | ||
16 | Способы задания множества | 1 | Задавать множества различными способами: перечислением и заданием общего свойства его элементов. | Знать о способах задания множеств, Уметь перечислять элементы множества; давать название множеству перечисленных элементов, множеству предметов на рисунке или в таблице; распределять элементы множества в таблице по общему названию | ||
17 | Способы задания множества | 1 | Задавать множества различными способами: перечислением и заданием общего свойства его элементов. | Знать о способах задания множеств, Уметь перечислять элементы множества; давать название множеству перечисленных элементов, множеству предметов на рисунке или в таблице; распределять элементы множества в таблице по общему названию | ||
18 | Сравнение множеств. | 1 | Сравнивать множества по числу элементов в них. Находить равные множества. | Знать об отношениях множеств, знаках отношений Уметь сравнивать множества по количеству элементов | ||
19 | Отображение множеств | 1 | Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества. | Знать о способе отображения множеств – схеме. Уметь читать и рисовать схему множеств | ||
20 | Кодирование | 1 | Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия. | Знать о кодировании Уметь расшифровывать закодированный текст, кодировать слова | ||
21 | Вложенность множеств | 1 | Понимать понятия: включение («вложенность») и равенство множеств, подмножество. | Знать о вложенности множеств Уметь давать названия множествам и вложенным множествам; рисовать схемы множеств в виде овалов; находить и исправлять ошибки на схемах множеств; подсчитывать количество элементов множеств с вложениями. | ||
22 | Пересечение множеств | 1 | Определять элементы, принадлежащие пересечению множест (классифицировать по двум и более свойствам). | Знать о пересечении множеств Уметь подсчитывать число элементов множества в пересечении; давать название пересекающихся множеств, зоне пересечения; рисовать и заполнять множества в виде кругов. | ||
Логические рассуждения (12 часов) | ||||||
23 | Объединение множеств. | 1 | Совершать операции над множествами. Определять элементы, принадлежащие объединению множеств. | Знать об объединении множеств Уметь рисовать и заполнять множества в виде кругов; подсчитывать число элементов в объединении множеств | ||
24 | Игры и задачи на логическое мышление. | 1 | Применить полученные знания при выполнении заданий работы. | Комплексное применение знаний, решение задач | ||
25 | Развивающие игры. | 1 | Анализировать свои ошибки и ошибки одноклассников. Применить полученные знания при выполнении заданий. | Комплексное применение знаний, решение задач | ||
26 | Выпуск стенгазеты «Информатика в играх и задачах». | 1 | Применить полученные знания при выполнении заданий. | Комплексное применение знаний, решение задач | ||
27 | Высказывание. Понятия «истина» и «ложь». | 1 | Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности. | Знать понятия «истина» и «ложь» Уметь определять истинные и ложные подписи и высказывания | ||
28 | Отрицание. | 1 | Строить высказывания по смыслу отрицающие данные. Классифицировать предметы по одному признаку. | Знать об отрицании Уметь давать объяснение, употребляя частицу «НЕ», составлять высказывания, противоположные по смыслу | ||
29 | Высказывания со связками «и», «или». | 1 | Классифицировать предметы по двум и более свойствам одновременно. Объединять множества по двум и более свойствам. | Знать о составных высказываниях Уметь называть элементы множества по высказыванию со связками «И» и «ИЛИ» | ||
30 | Графы. Деревья. | 1 | Классифицировать и узнавать предметы по нескольким свойствам (с помощью дерева). Решать некоторые задачи с помощью графов. | Знать о графе, вершинах и ребрах графа, деревьях Уметь рисовать граф | ||
31 | Комбинаторика. | 1 | Решать задачи комбинаторного типа. Уметь искать выигрышную стратегию в некоторых играх. | Уметь подсчитывать количество вариантов действий на схеме графа, дерева; решать задачи комбинаторного типа; осуществлять поиск выигрышной стратегии в некоторых играх | ||
32 | Задачи на логическое мышление. | 1 | Применить полученные знания. | Уметь подсчитывать количество вариантов действий на схеме графа, дерева; решать задачи комбинаторного типа; осуществлять поиск выигрышной стратегии в некоторых играх | ||
33 | Закрепление по теме «Логические рассуждения». | 1 | Анализировать свои ошибки и ошибки одноклассников. Применить полученные знания при выполнении заданий. | Делать логические рассуждения и выводы, отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний , определять истинные и ложные высказывания, решать задачи комбинаторного типа, строить отрицания. | ||
34 | Итоговое занятие. КВН на тему «Информатика в играх и задачах» | 1 | Применить полученные знания при выполнении заданий. |
Календарно-тематическое планирование занятий по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ | Дата | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося | ||
план | факт | |||||
Алгоритм. Знакомство с компьютером. (8 часов) | ||||||
1 | 02.09 | Введение. Алгоритм. Компьютеры вокруг нас. Правила поведения в компьютерном классе. | 1 | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. | ||
2 | 09.09 | Схема алгоритма. Новые профессии. Компьютеры в школе. | 1 | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. | ||
3 | 16.09 | Ветвление в алгоритме. Основные устройства компьютера. | 1 | Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений. | ||
4 | 23.09 | Цикл в алгоритме. Компьютерная мышь. Клавиатура. | 1 | Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. | ||
5 | 30.09 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Включение и выключение компьютера. | 1 | Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога. Построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма. | ||
6 | 07.10 | Закрепление по теме «Алгоритмы». Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. | 1 | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации алгоритмов; подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма. | ||
7 | 14.10 | Закрепление и повторение по теме «Алгоритмы». Запуск программы. Завершение выполнения программы. Обобщение и систематизация знаний. | 2 | Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ. | ||
8 | 21.10 | |||||
Группы (классы) объектов. Создание рисунков. (8 ч) | ||||||
9 | 28.10 | Состав и действия объектов. Компьютерная графика. | 1 | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. | ||
10 | 11.11 | Группа объектов. Общее название. Примеры графических редакторов. | 1 | Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений. | ||
11 | 18.11 | Общие свойства объектов группы. Панель инструментов графического редактора. | 1 | Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений. | ||
12 | 25.11 | Особенные свойства объектов группы. Панель инструментов графического редактора. | 1 | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||
13 | 02.12 | Единичное имя объекта. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | 1 | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии | ||
14 | 09.12 | Отличительные признаки. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | 1 | Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; при- знавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии | ||
15 | 16.12 | Диагностика знаний и умений по теме: «Объекты». Заливка цветом. Другие операции. | 1 | Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково- символическая). Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. | ||
16 | 23.12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Объекты». Заливка цветом. Другие операции. | 1 | Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; при- знавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||
Логические рассуждения. Создание текстов. (10 ч) | ||||||
17 | 13.01 | Множество. Число элементов множества. | 1 | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. | ||
18 | 20.01 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 1 | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. | ||
19 | 27.01 | Пересечение и объединение множеств. | 1 | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. | ||
20 | 03.02 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не». | 1 | Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||
21 | 10.02 | Истинность высказываний со словами «И», «Или». | 1 | Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; при- знавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||
22 | 17.02 | Граф. Вершины и ребра. | 1 | Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений. | ||
23 | 24.02 | Граф с направленными ребрами. | 1 | Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений. ^^ | ||
24 | 03.03 | Построение графов. | 1 | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||
25 | 10.03 | Диагностика знаний и умений по теме: «Логические рассуждения». | 1 | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. | ||
26 | 17.03 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Логические рассуждения». | 1 | Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||
27 | 31.03 | Аналогия. | 1 | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. | ||
Модели в информатике. Создание печатных публикаций. (8 ч) | ||||||
28 | 07.04 | Закономерность. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Правила клавиатурного письма. | 1 | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. | ||
29 | 14.04 | Аналогичная закономерность. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. | |||
30 | 21.04 | Решение задач на тему «Такое же или похожее правило». Основные операции при создании текстов. | 1 | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. | ||
31 | 28.04 | Диагностика знаний и умений по теме: «Применение моделей для решения задач». Оформление текста. | 1 | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||
32 | 05.05 | Выигрышная стратегия. Оформление текста. | 1 | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов). | ||
33 | 12.05 | Нахождение выигрышной стратегии. Организация текста. | 1 | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | ||
34 | 19.05 | Обобщающие уроки за курс 3 класса. | 2 | |||
35 | 26.05 |
Календарно-тематическое планирование занятий по информатике в 4 классе
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ | Дата | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося | |
план | факт | ||||
Алгоритм. Поиск информации. (8 ч) | |||||
1 | ТБ. Ветвление в построчной записи алгоритма. Источники информации для компьютерного поиска. | 1 | Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выполнение запросов по ключевым словам, выбор подходящей информации из результатов поиска, сохранение найденных и выбранных текстов и изображений). Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. | ||
2 | Ветвление. Способы компьютерного поиска информации. | 1 | |||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. Поисковые системы. | 1 | |||
4 | Алгоритм с параметрами. . Примеры программ для локального поиска. | 1 | |||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. | 1 | |||
6 | Закрепление по теме «Алгоритмы». Сохранение результатов поиска. | 1 | |||
7 | Закрепление и повторение по теме «Алгоритмы». Обобщение и систематизация знаний. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. | 1 | |||
8 | 1 | ||||
Объекты. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги). (8 ч) | |||||
9 | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. | 1 | сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участие в коллективном обсуждении; Создавать папки (каталоги). Удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги). | ||
10 | Схема состава объекта. Адрес составной части. Сменные носители. Полное имя файла. | 1 | |||
11 | Массив объектов на схеме состава. Операции над файлами и папками (каталогами) | 1 | |||
12 | Признаки и действия составных частей объекта. Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами). | 2 | |||
13 | |||||
14 | Закрепление и повторение по теме «Объекты». Обобщение и систематизация знаний. | 2 | |||
15 | |||||
16 | Решение трудных задач | 1 | |||
Логические рассуждения. Создание электронных публикаций. (10 ч) | |||||
17 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Электронные публикации. Виды электронных публикаций | 1 | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, добавление в тексты с иллюстрациями, схемами и таблицами гиперссылок, звуков, музыки, анимации, видео, сохранение и редактирование электронных публикаций). Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. | ||
18 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». Примеры программ для создания электронных публикаций. | 1 | |||
19 | Описание отношений между объектами с помощью графов. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. | 1 | |||
20 | Пути в графах. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. | 1 | |||
21 | Высказывания и подграфы. Вставка анимации и видео в электронные публикации. | 1 | |||
22 | Правило «Если – то». Порядок действий при создании электронной публикации. | 1 | |||
23 | Схема рассуждений. Проект с подготовкой презентации. | 1 | |||
24 | Построение графов. Проект с подготовкой презентации. | 1 | |||
25 | Диагностика знаний и умений по теме: «Графы». Защита проектов. | 1 | |||
26 | Решение задач с помощью графов. Защита проектов. | 1 | |||
Модели в информатике. (8 ч) | |||||
27 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | 1 | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | ||
28 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | 1 | |||
29 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | 1 | |||
30 | Объекты, выполняющие обратные действия. | 1 | |||
31 | Алгоритм обратного действия. | 1 | |||
32 | Диагностика знаний и умений по теме: «Применение моделей для решения задач». | 1 | |||
33 | Составление алгоритмов. | 1 | |||
34 | Обобщающее занятие за курс информатики в начальной школе. | 1 |
Материально-техническое обеспечение
внеурочной деятельности
1. Технологический компонент
- персональный компьютер для учителя, обеспечивающий возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука и выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой и звукоусиливающим комплектом. На компьютере предустановлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, интерактивные анимации (игры), проекты зданий;
- локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет;
- сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы;
- точка доступа к сети, обеспечивающая одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя;
- персональные компьютеры с выходом в Интернет и школьную информационную среду, обеспечивающие возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащённые встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, микрофоном;
- принтер и сканер.
2. Логико-алгоритмический компонент
1.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 - 4 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2012 г.
2.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 – 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2012 г.
Для реализации принципа наглядности доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур. Установлено оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор), которое благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».
Согласовано Протокол заседания методического совета МОБУ СОШ № 23 № «1» от «27» августа 2014 г. ____________ Е.М. Полковниченко |
Согласовано Заместитель директора МОБУ СОШ № 23 по УВР ____________ Е.Н. Сухарева «29» августа 2014 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...