Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа с тематическим планированием для 3-4 классов по информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informat_3-4.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ,
НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 | Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» |
2 | Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. №2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 3997. |
3 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009); |
4 | Авторская программа «Информатика и ИКТ» Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2009). |
5 | Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №5 на 2011-2015 г.г. |
6 | Учебный план МБОУ Крымской СОШ №5 на 2014-2015 учебный год. |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
- Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
- Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
- Основы ИКТ- квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач. Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В метапредметном направлении:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ- поддержкой).
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В предметном направлении:
- владение базовым понятийным аппаратом:
-знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
- знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
-знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
- формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
-знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
- знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
-знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
- знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
-выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
-проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта;
-понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
-использование имён для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
-сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
-использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
-построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;
- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации; использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма.
- Место занятий в программе внеурочной деятельности школы
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 3-4 классов в течение 70 часов (в том числе в III классе - 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ и отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
- Содержание внеурочных занятий
3 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
2. Группы (классы) объектов (9 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
3. Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
4 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
2. Объекты (7 часов).
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
3. Логические рассуждения (10 часов).
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
4. Применение моделей (схем) для решения задач (10 часов).
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Дата проведения | Планируемые результаты | Контрольно- измерительные материалы | |||
3а класс | 3Б класс | знания | умения | ОУУН и способы деятельности | ||||
1. Алгоритмы. | 8 | |||||||
1 | Введение. Алгоритм. | 1 | – алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; – формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; – линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; | – понимать построчную запись алгоритмов; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; – понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений; | |||
2 | Схема алгоритма. | 1 |
| |||||
3 | Ветвление в алгоритме. | 1 | ||||||
4 | Цикл в алгоритме. | 1 | ||||||
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | ||||||
6 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||||
7 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 1 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | |||||
8 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | 1 | ||||||
2. Группы (классы) объектов. | 9 | |||||||
9 | Состав и действия объектов. | 1 | – общие названия и отдельные объекты; – разные объекты с общим названием; – разные общие названия одного отдельного объекта; – состав и действия объектов с одним общим названием; – отличительные признаки; – значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; – имена объектов; | – описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; - находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); – именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; – записывать значения признаков в виде таблицы; – описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участвовать в коллективном обсуждении; | |||
10 | Группа объектов. Общее название. | 1 | ||||||
11 | Общие свойства объектов группы. | 1 | ||||||
12 | Особенные свойства объектов группы. | 1 | ||||||
13 | Единичное имя объекта. | 1 | ||||||
14 | Отличительные признаки. | 1 | ||||||
15 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||||
16 | Контрольная работа № 2 «Группы объектов». | 1 | Контрольная работа №2 «Группы объектов». | |||||
17 | Работа над ошибками. Решение занимательных задач. | 1 | ||||||
3. Логические рассуждения. | 10 | |||||||
18 | Множество. Число элементов множества. | 1 | – понятия множество, подмножество; – высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; – отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); – истинность высказываний со словом «не»; – истинность высказываний со словами «и», «или»; – графы и их табличное описание; – пути в графах; – деревья; | – определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); – определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). – отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; – строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; – определять истинность составных высказываний. – выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений. | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | |||
19 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 1 | ||||||
20 | Пересечение и объединение множеств. | 1 | ||||||
21 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не». | 1 | ||||||
22 | Истинность высказываний со словами «И», «Или». | 1 | ||||||
23 | Граф. Вершины и ребра. | 1 | ||||||
24 | Граф с направленными ребрами. | 1 | ||||||
25 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||||
26 | Контрольная работа №3 «Логические рассуждения». | 1 | Контрольная работа №3 «Логические рассуждения». | |||||
27 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | 1 | ||||||
4. Применение моделей (схем) для решения задач. | 7 | |||||||
28 | Аналогия. | 1 | – игра; – анализ игры с выигрышной стратегией; – понятие аналогии; – понятие закономерности; – аналогичные закономерности; – решение задач по аналогии. | – находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; – находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; – располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; – находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | |||
29 | Закономерность. | 1 | ||||||
30 | Аналогичная закономерность. | 1 | ||||||
31 | Решение задач на тему «Такое же или похожее правило». | 1 | ||||||
32 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | 1 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | |||||
33 | Работа над ошибками. Выигрышная стратегия. | 1 | ||||||
34-35 | Нахождение выигрышной стратегии. | 1 |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Дата проведения | Планируемые результаты | Контрольно- измерительные материалы | |||
4А класс | 4Б класс | знания | умения | ОУУН и способы деятельности | ||||
1. Алгоритмы. | 8 | |||||||
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 1 | – алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; – вложенные алгоритмы; – запись ветвления в построчной форме; – алгоритмы с параметрами; – циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров; | – составлять и записывать вложенные алгоритмы; – выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами; – выполнять и составлять алгоритмы с параметрами; | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений; | |||
2 | Ветвление | 1 | ||||||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. | 1 | ||||||
4 | Алгоритм с параметрами. | 1 | ||||||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | 1 | ||||||
6 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||||
7 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 1 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | |||||
8 | Работа над ошибками. Составление нелинейных алгоритмов. | 1 | ||||||
2. Группы (классы) объектов. | 7 | |||||||
9 | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. | 1 | – состав и действия объектов с одним общим названием; – составные объекты, отношение «состоит из»; – схема (дерево) состава; – понятие адреса объекта; – относительные адреса в составных объектах; | – определять составные части предметов; – составлять схему состава; – описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит; – записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава; – заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; | – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участвовать в коллективном обсуждении; | |||
10 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 1 | ||||||
11 | Массив объектов на схеме состава. | 1 | ||||||
12 | Признаки и действия составных частей объекта. | 1 | ||||||
13 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||||
14 | Контрольная работа №2 «Состав объекта». | 1 | Контрольная работа №2 «Состав объекта». | |||||
15 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | 1 | ||||||
3. Логические рассуждения. | 10 | |||||||
16 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | 1 | – отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); – истинность высказываний со словом «не»; – истинность высказываний со словами «и», «или»; – понятия множество, подмножество; – связь операций над множествами и логических операций; – пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям; – правила вывода «если …, то …»; – цепочки правил вывода; – простейшие графы «и – или»; | – изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение; – определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; – строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами; – строить и описывать пути в графах; – выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; – записывать выводы в виде правил «если …, то …»; – составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы; | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | |||
17 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | 1 | ||||||
18 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 1 | ||||||
19 | Пути в графах. | 1 | ||||||
20 | Высказывания и подграфы. | 1 | ||||||
21 | Правило «Если – то». | 1 | ||||||
22 | Схема рассуждений. | 1 | ||||||
23 | Построение графов. Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||||
24. | Контрольная работа №3 «Графы». | 1 | Контрольная работа №3 «Графы». | |||||
25 | Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов. | 1 | ||||||
4. Применение моделей (схем) для решения задач. | 9 | |||||||
26 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | – приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»); – связь изменения объектов и их функционального назначения; – применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов. | – придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями; – находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов; – придумывать и описывать объекты с необычными признаками; – описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному; – соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | ||||
27 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | |||||||
28 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | |||||||
29 | Объекты, выполняющие обратные действия. | |||||||
30 | Алгоритм обратного действия. | |||||||
31 | Подготовка к контрольной работе. | |||||||
32 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | ||||||
33 | Работа над ошибками. | |||||||
34-35 | Повторение изученного |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
- Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;
- Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.
Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
- Сканер
Цифровые образовательные ресурсы
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если – то»;
- по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...