«Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной»
учебно-методический материал по информатике (3 класс)

Бардина Анна Михайловна

  Технологическая карта  по информатике  (авторы Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_informatika_3_klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  занятия

 «Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной».

              Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке - выработка на личностно – значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте дети! Проверьте готовность к уроку.

- Каков наш девиз на уроках?

- Работая на уроках, какого плана мы придерживаемся?

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Слайд 1

«Хочу! Надо! Могу!»

Слайд 2

План:                            

  1. Повторить
  2. Узнать
  3. Изучить
  4. Закрепить
  5. Проверить
  6. Рефлексия

Личностные

формирование навыков самоорганизации

Регулятивные

Прогнозирование своей деятельности

Личностные

воспитание уважения и  к животному миру и стремление  стать полезным для своей Родины.

Коммуникативные

создание  условия для свободного высказывания;

знание основных моральных норм (не перебивать друг друга, уметь выслушать, ответственность), развитие доброжелательности.

Познавательные

умение находить нужную информацию

Предметные

получат возможность научиться составлять алгоритмы

2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий; активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

-Что такое алгоритм?

На доске записано задание

Запишите примеры и вычислите их:

23 + 15 =                          6 * 8 =

25 – 8 =                           15 : 5 =

- Подумайте, какое действие вы сейчас выполняли?

- А кем вы были в этот момент?

- На каком уроке вы считаете?

- А, что у нас сейчас урок математики?

- В информатике мы будем не просто Считайками, а исполнителями алгоритмов Считайка.

- В математике, какие операции мы можем выполнять?

Слайд 3

Слайд 4

Алгоритм – это строго определённая последовательность действий при решении задачи

Вычисляют

- Считайками.

- На математике.

- Урок информатики.

- Складывать, вычитать, умножать и делить.

Познавательные

анализ действия

Предметные

умение выполнять арифметические операции

3

Выявление места и причины затруднений

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить именно в чем состоит недостаточность их знаний, умений или способностей    

Слайд 5

- Представьте, что вы Считайки. Прочитайте алгоритм, который вам нужно выполнить и скажите, с помощью каких символов записан алгоритм.

- А что нам нужно знать, чтобы правильно понять этот алгоритм?

- Цифры, буквы (переменная), какой-то знак равно с двоеточием. Затруднения, знак присваивания?

- Узнать, что такое переменная и как читается знак.

Познавательные

Пытаются решить задание известным способом. Фиксируют проблему

4

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Кто может сформулировать тему урока?

- Цель урока?

- Итак, тема урока «Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной»

- Цель урока познакомиться с исполнителем алгоритмов Считайкой. Узнаем что такое «переменная», «имя и значение переменной» и командой  «присваивания»

Слайд 6

1. Изучить важную информацию, стр. 10

2. Задание,  стр.11

3. Задание № 5, стр. 12 (устно)

4. Самостоятельная работа Задание № 44 (ТПО, стр. 42)  с последующей взаимопроверкой, слайд 7

5. Самостоятельная работа в парах

№7

Пытаются сформулировать тему и цель урока

Запись в тетрадях.

Узнать что такое переменная, имя переменной, значение переменной

Регулятивные

целеполагание – постановка учебной  задачи на основе  соотнесения того, что уже известно и что  неизвестно;

нацеливание на успешную работу

информатики

Коммуникативные

выражение своих мыслей

Предметные

расширение словарного запаса

5

Реализация построенного проекта

Цель:  построение учащимися способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 На доске

 X, Y,A, B,  C, D

-Это?

-Они бывают …

Вывод: переменные бывают разные (переменная имеет имя), значение переменной -  это число.

- Изучите важную информацию, стр. 10

Переменная.

Разными.

Переменная имеет имя и значение.

Регулятивные

волевая саморегуляция в ситуации затруднения  

Коммуникативные

доносить свою позицию до

других; оформлять свою мысль в устной форме;  слушать и понимать друг друга.

Познавательные

знакомство с понятиями «переменная», «имя и значение переменной», командами «присваивания» и «покажи»

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция

- Задание,  стр.11 

- Давайте проверим, правильно ли вы поняли, как Считайка выполняет алгоритм.

На доске изображен Считайка. Дети по очереди выходят к доске и при помощи карточек и магнита выполняют алгоритм Считайки. Тщательно следить за тем, чтобы дети правильно произносили команды алгоритма. На этом этапе в предложении «Переменной Х присвоить значение …» не следует пропускать слово «переменная»

- Как вы думаете, зачем Считайка пишет на кармашке имя переменной?

        Подводя итог, обратить внимание, что

- на самом деле Считайка записывает значение каждой переменной в отдельную ячейку оперативной памяти. Но нам легче будет понимать, как работает Считайка, если мы будем представлять ячейку памяти в виде кармашка.        

Слайды 7 - 8 - 9 - 10

- Переменной Х присвоить значение 2

- Переменной Y присвоить значение Х + 3

  Значит Х:=2, Y:=5(в кармашках)

- Переменной Х присвоить значение Х – 1

  Значит Х:=1, Y:=5(в кармашках)

- Переменной Y присвоить значение Х + Y

  Значит Х:=1, Y:=6(в кармашках)

- Чтобы знать, в какой из кармашков он положил карточку со значением переменной

Регулятивные

оценивать результаты своей работы

Предметные

уметь выполнять команды Считайки, правильно произносить команды

Физминутка

Цель: снятие мышечной усталости,  напряжения зрения.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Задание 5. Один ученик читает, а другой у доски с карточками и магнитами выполняет алгоритм.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. внутренний) - процесс превращения реальных действий с предметами во внутренние, идеальные.

Возможно, Считайка не вернёт карточку  с числом 11 в кармашек Х. Тогда спросить у класса: «Всё ли в порядке у Считайки?»

- Переменная Х имеет значение 5 (пауза)

Прикрепляет карточку с надписью Х на кармашек Считайки и кладет в этот кармашек карточку с надписью 5.

- Какое значение получит переменная Y (пауза)

Прикрепляет карточку с надписью Y к пустому кармашку

- по команде переменной Y присвоить значение Х + 6

Достает из кармашка Х карточку с числом и говорит: «К пяти прибавлю шесть. Получится 11».

Затем кладет карточку с числом 11 в кармашек  Х.

Тогда кладёт карточку с числом 11 в кармашек  Х.

Регулятивные 

осуществляют оценку, самооценку,  самоконтроль выполняемой деятельности;

Познавательные

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Задание 6. Выполняют самостоятельно в тетрадях для самостоятельной работы стр.42, №44. К заданию 6 учебника.

Выполняют задание.  

Слайд 11

 Взаимопроверка

Задание 7. Практическая работа по составлению алгоритмов для Считайки (в рабочих тетрадях) по  парам

- Что нужно знать для успешного выполнения данного задания?

- В задании 7а, Y каким компонентом является?

- Правило нахождения неизвестного делимого.

- В задании 7b, Х каким компонентом является?

- Правило нахождения неизвестного делимого.

Рассмотреть возможность двух вариантов решения (оба правильные).

Вариант 1

Начало

A:=5

B:=8

Y:=A∙B

     Покажи Y

Конец

Вариант 2

Начало

Y:=8∙5

     Покажи Y

Конец

Однако нашим целям (формирование навыка работы с переменными) больше удовлетворяет первый вариант.

- Компоненты уравнения.

- Неизвестным делимым.

- правило

- Неизвестным слагаемым.

- правило

Проверка по эталону

Слайд 12

Записывают алгоритмы.

9

Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Ребята, а какую цель мы обозначили в начале занятия?

- Оцените себя.

- Достигнута цель каждым из вас

- Подумайте. Дайте себе самооценку.

Слайд 13

 Шаблоны

На уроке я работал …

Своей работой на уроке я …

Урок для меня показался …

За урок я …

Моё настроение …

Материал урока мне был …

Сегодня я узнал …

У меня получилось …

Было трудно …

Меня удивило …

Урок дал мне для жизни …

Теперь я умею …

Коммуникативные

Умение выражать свои мысли,  

делать выводы в результате работы класса

Познавательные

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Робот LEGO WeDo – «Исполнитель алгоритмов»

На данном уроке ведется  ознакомление с робототехникой с помощью конструктора ПервоРоботLEGO WeDo. Цель  занятия: Систематизация знаний по теме «Алгоритмы» (на примере работы...

Робот LEGO WeDO - исполнитель алгоритмов

Робот LEGO WeDO - исполнитель алгоритмов....

Тема урока: Исполнитель алгоритмов Пожарный. УМК "Перспективная начальная школа"(конспект урока информатики)

Сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучения...

«Робот LEGO WeDo – исполнитель алгоритмов». Циклический вывод, решение практических задач.

«Робот LEGO WeDo – исполнитель алгоритмов»  Цель  урока: - ознакомление с робототехникой с помощью конструктора ПервоРобот LEGO WeDo ;-  систематизация знаний по теме «Алгоритмы» (...

Исполнитель. Алгоритм. Внеурочное занятие

В данном уроке рсссматриваются с учащимися начальной школы понятия: алгоритм,исполнитель. Знакомимся с программами"Перевозчик", а также со средой программирования Кумир...

Конспект урока с использование легооборудования Тема: «Робот LEGO – исполнитель алгоритмов»

Тема Урока: «Робот LEGO – исполнитель алгоритмов» Возрастная категория: класс 3...