Исполнитель. Алгоритм. Внеурочное занятие
план-конспект занятия по информатике (2 класс) на тему
В данном уроке рсссматриваются с учащимися начальной школы понятия: алгоритм,исполнитель. Знакомимся с программами"Перевозчик", а также со средой программирования Кумир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм. Исполнитель.
Цель Урока:
1. Ознакомление с понятием алгоритма.
2. Ознакомление с понятием исполнителя.
План урока:
1. Повторение
2. Понятие алгоритма.
3. Понятие исполнителя.
4. Характеристики алгоритма.
5. Закрепление изученных понятий на уроке.
5. Подведение итогов.
I. Повторение.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Что такое информатика? Информация и ее обработка. Виды информации, обрабатываемые с помощью компьютера: числа, тексты, рисунки, чертежи, таблицы, документы.
В этом учебном году мы будем изучать курс, который называется "Алгоритмика". Зачем мы будем его изучать?
И у электронного будильника, и у телефона с автоответчиком, и у видеомагнитофона, и у компьютера есть свой мозг, называемый процессором. Поскольку мы живем в мире, наводненном процессорами и микропроцессорами, то нам просто необходимо понять логику их работы и освоить их язык, основанный на алгоритмическом мышлении.
II. Понятие алгоритма
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с понятиями алгоритм, исполнитель, которые являются одними из основных понятий в информатике. Запись темы урока в тетради.
Эта тема является важным этапом в подготовке к изучению программирования. Прежде чем мы введем эти понятия, вам предоставляются вопросы, на которые надо ответить в конце урока.
Используя проектор, предложить учащимся вопросы:
1. Что такое алгоритм.
2. Что такое исполнитель.
3. Каким должен быть алгоритм.
Вопросы учителем зачитываются вслух.
Приступаем к изучению темы.
Одно из основных понятий в информатике - алгоритм. Мы часто действуем по плану ( алгоритму ) в повседневной жизни. А откуда нам известны алгоритмы? Некоторые мы узнали от других людей, о некоторых прочитали в книгах, какие-то придумываем сами.
Кулинарные рецепты, Инструкции по использованию магнитофона или телевизора, правила поведения за столом или в общественных местах - во вех этих примерах присутствуют элементы алгоритмов, содержатся правила и предписания, которые мы должны выполнять, чтобы добиться желаемого результата.
Вопрос к учащимся:
Придумайте и приведите примеры из жизни, в которых мы используем определенные правила?
Таким образом, основу любого алгоритма составляет описание последовательности действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу
Определение записать в тетрадь.
Определение: Алгоритм - это последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу.
Попросить одного из учащихся повторить определение.
Итак, алгоритм описывает какие действия и в какой последовательности необходимо выполнять.
Вопрос классу: Кто будет выполнять эти действия?
Исполнителем алгоритма может быть кто или что угодно.
Определение: Исполнитель - это тот, кто будет работать по нашему алгоритму.
Может быть человек, компьютер станок с числовым программным управлением, автоматический луноход и т.д.
При составлении алгоритма необходимо учитывать следующее:
• различные приборы, роботы, компьютеры способны воспринимать только свои наборы команд. Поэтому алгоритм, предназначенный для работы с одним компьютером или роботом, может оказаться бесполезным для другого компьютера, поскольку тот может не "понимать" нужную команду, и выполнение алгоритма станет невозможным.
Запись в тетрадь.
Вывод: для каждого исполнителя необходим свой набор команд (СКИ). Сделать физкультпаузу.
• Необходимо так скомбинировать команды, чтобы исполнитель сделал то, что от него требуется. Это самый трудный этап в составлении алгоритма. Нужно все предусмотреть, ничего не забыть и при этом использовать только такой набор команд , чтобы исполнитель мог понять и выполнить каждую из них.
Запись в тетрадь.
Вывод: Алгоритм должен быть такой степени подробности, которая необходима исполнителю.
• это форма записи алгоритма.
Человек понимает смысл сказанной фразы по множеству неуловимых оттенков и интонаций. Одно и то же слово, например, " хорошо " может в зависимости от ситуации выражать и восхищение, и согласие, и желание поскорее отвязаться от назойливого собеседника, и даже угрозу. И, наоборот, одну и ту же мысль мы можем выразить различными словами . Компьютер же понимает алгоритм буквально, для него каждая конкретная команда всегда имеет один и тот же смысл.
Запись в тетрадь.
Вывод: Алгоритмы для компьютеров записываются по строгим, за ранее определенным правилам, чтобы их нельзя было истолковать по-разному.
Люди тоже нуждаются в правилах для записи своих мыслей, слов, речей. Представьте себе книгу, в которой отсутствуют знаки препинания и заглавные буквы. Такую книгу невозможно было бы читать. Все слова понятны, но общий смысл написанного совершенно не ясен. Где кончаются и где начинаются предложения? Как понять фразу, в которой пропущены запятые? Вспомните сказку " В стране невыученных уроков ".
Предложить детям игру в "исполнителя". Вызвать одного из учащихся к доске, учащимся перечислить набор команд , который умеет выполнять данный исполнитель. Пусть учащиеся сами дадут задание исполнителю и последят за правильностью выполнения задания исполнителем.
Цель: убедить на практике учащихся, что только правильно составленный алгоритм может привести к желаемому результату.
Следующий этап работы: Компьютерная программа " Перевозчик "
Прежде чем приступить к работе с компьютерной программой, объяснить учащимся задачу, познакомить с правилами управления.
Исполнитель « Волк, коза и капуста»
Вот старинная задача под названием « Волк, коза и капуста»
Крестьянин стоит на левом берегу реки с волком, козой и капустой. Ему нужно перевезти все это на правый берег. Но его лодка слишком мала: он может взять только одного пассажира – либо волка, либо козу, либо капусту. И еще – если на одном берегу оставить волка и козу, то волк съест козу, а если оставить козу и капусту, то коза съест капусту. Только в присутствии крестьянина они не безобразничают. Как тут поступить?
Давайте подумаем, кого перевозить первым? Ясно, что нельзя брать волка – в этом случае коза останется с капустой и съест ее. По той же причине нельзя брать капусту. Но вполне возможно забрать козу ( волки обычно не любят капусту). После этого крестьянин может вернуться в пустой лодке – везти козу назад бессмысленно.
Итак, первые два шага в решении нашей задачи такие:
- Перевези козу
- Переправься
По команде перевези козу крестьянин перевозит козу, а по команде переправься – переправляется в пустой лодке на другой берег.
После этого перед крестьянином две возможности:
- Перевезти волка
- Перевести капусту.
Если он перевозит волка и возвращается на левый берег, то волк и коза остаются вдвоем на правом берегу, что смертельно опасно для козы. Ну а если вместо волка он берет капусту и возвращается назад, то на правом берегу остаются коза и капусту с аналогичными последствиями для капусты. Может быть, это означает, что решения не существует?
Красивая и неожиданная идея спасает ситуацию.
Давайте, например, перевезем волка, но обратно отправимся не на путой лодке, а захватим с собой козу! Дальнейшие шаги становятся очевидными, и мы можем записать результат в виде программы:
Перевези козу
Переправься
Перевези волка
Перевези козу
Перевези капусту
Переправься
Перевези козу
Запись в тетрадь в виде словесного и в виде блок-схемы.
Упражнение.
Допустим, что крестьянин, перевезя на правый берег козу, взял не волка, а капусту. Напишите последовательность его действий в этом случае.
В списке четыре строки:
- Перевези волка
- Перевези козу
- Перевези капусту
- Переправься
Допустимы только действия, перечисленные в списке; все прочие строго запрещены.
Рассказанная история подводит нас к одному из важнейших понятий – Исполнитель – это человек или механическое устройство со строго определенным набором возможных операций. Эти операции называются командами. Исполнитель может исполнять команды из набора, и ничего более.
В нашей задаче Крестьянин был исполнителем , а его набор команд состоял из четырех операций.
Задание: Перевести капусту, волка, козу на другой берег реки
Время: 5 минут.
Тот кто справляется первым, поднимает руку. По истечении времени один из учащихся вслух произносит последовательность команд.
Продемонстрировать ребятам на демонстрационном компьютере работу с программой Перевези козу
Переправься
Перевези волка
Перевези козу
Перевези капусту
Переправься
Перевези козу
IV. Практическая работа на компьютере.
- Загрузить Кумир
- Выбрать исполнитель "Удвоитель".
- Выбрать условие задачи 1. Составить программу для решения задачи 1.
Старайтесь, чтобы команд было как можно меньше. - Решение задач №3,5,6,8.
Итог урока: На уроке мы познакомились с определениями алгоритма и исполнителя, узнали, от чего зависят результаты выполнения алгоритмов. Ответим на вопросы, предложенные в начале урока. Использование проектора. Объявить оценки за урок. Дать домашнее задание.
( Записано на доске.)
Д.з.:
1. придумать и записать в тетрадь примеры алгоритмов.
2. придумать и записать в тетрадь примеры исполнителей.
3. Получите число 31, используя в своей программе не больше 10 команд. (Написать программу. Команды: Прибавь 1. Умножь на 2.)
3. Задание по желанию. К одному из придуманных алгоритмов нарисовать картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Робот LEGO WeDo – «Исполнитель алгоритмов»
На данном уроке ведется ознакомление с робототехникой с помощью конструктора ПервоРоботLEGO WeDo. Цель занятия: Систематизация знаний по теме «Алгоритмы» (на примере работы...
Робот LEGO WeDO - исполнитель алгоритмов
Робот LEGO WeDO - исполнитель алгоритмов....
Тема урока: Исполнитель алгоритмов Пожарный. УМК "Перспективная начальная школа"(конспект урока информатики)
Сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучения...
«Робот LEGO WeDo – исполнитель алгоритмов». Циклический вывод, решение практических задач.
«Робот LEGO WeDo – исполнитель алгоритмов» Цель урока: - ознакомление с робототехникой с помощью конструктора ПервоРобот LEGO WeDo ;- систематизация знаний по теме «Алгоритмы» (...
Конспект на тему : продолжить знакомство с исполнителем алгоритмов Перемещайка и его системой команд. . 3 класс
Конспект урока информатики...
Конспект урока с использование легооборудования Тема: «Робот LEGO – исполнитель алгоритмов»
Тема Урока: «Робот LEGO – исполнитель алгоритмов» Возрастная категория: класс 3...
«Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной»
Технологическая карта по информатике (авторы Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова)....