Программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
рабочая программа по информатике (3, 4 класс)
Дополнительная образовательная программа
«Занимательная информатика»
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г.СОСНОГОРСКА
Дополнительная образовательная программа
«Занимательная информатика»
г. Сосногорск
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различных сферах производства, общественной и личной жизни людей. Компьютер является основным инструментом современной информатики. По своему назначению компьютер – это универсальное автоматическое, программно-управляемое устройство для работы с информацией. Поэтому в настоящее время без элементарных навыков работы на ПК человеку трудно найти свое место в обществе.
Раннее приобщение ребенка к компьютеру (в начальной школе) имеет ряд положительных сторон:
- в плане развития его личности;
- для последующего изучения информатики в школе;
- в профессиональной дальнейшей подготовке, облегчая социализацию ребенка.
Характеристика программы:
Направленность – научно-техническая
Вид – модифицированная
Цель обучения – познавательная
По возрасту - одновозрастная
Цель: формирование элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Задачи:
В воспитании:
- Формировать умение учиться.
- Воспитывать настойчивость в достижении цели, самостоятельность, инициативность.
- Повышение информационной культуры учащихся.
- Сформировать устойчивый интерес к информатике.
В обучении:
- Сформировать представление об идеях и методах информатики.
- Выявить и развить математические и творческие способности, носящие нестандартный, занимательный характер.
В развитии:
- Развитие информационного кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся.
- Развивать умение самостоятельно приобретать и применять знания.
Организационно-педагогические основы обучения
Возраст обучающихся - 9-10 лет.
Сроки реализации: 1 год.
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Формы организации образовательного процесса
Групповые и индивидуальные занятия.
Формы работы
При реализации данной программы используются нестандартные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей.
Основные требования к программе
- Использование занимательности.
- Использование исторического материала.
- Решение нестандартных, олимпиадных задач.
- Учет желаний учащихся.
- Наличие необходимой литературы у педагога.
Прогнозируемые результаты по окончании курса обучения
Предметные
- освоение опыта самостоятельной информационной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
- овладение основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, исполнения и построения алгоритмов;
- умение выполнять работу с информацией: собирать, представлять, хранить, обрабатывать, кодировать и декодировать различную информацию, решать текстовые задачи, исполнять и строить алгоритмы;
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Метапредметные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Познавательные
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- обработка информации (с помощью ИКТ);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- построение рассуждения.
Регулятивные
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Теория | Практика | Всего |
Вводное занятие. Диагностика. Техника безопасности. | 0.5 | 0.5 | 1 |
1 раздел. Основы компьютерной грамотности | |||
Виртуальная экскурсия в прошлое. История возникновения компьютера. Основные компоненты компьютера. | 1 | 1 | 2 |
Процессор. Память компьютера. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Клавиатура. Практическая работа «Быстрые пальчики» | 0,5 | 0,5 | 1 |
Рабочий стол. Файл и папки. | 0.5 | 0.5 | 1 |
Знакомство с программой Microsoft Office Word | 1 | 1 | 2 |
Знакомство с программой PowerPoint | 1 | 1 | 2 |
Графический редактор Paint | 1 | 1 | 2 |
Суд «Компьютер за и против» | 1 | 1 | |
Деловая игра «Знаток ПК». | 1 | 1 | |
2 раздел. Информация вокруг нас | |||
Путешествие в мир информации. Виды и свойства информации. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Источник и приемник информации | 0,5 | 0,5 | 1 |
Устный журнал по информационным процессам | 0.5 | 0.5 | 1 |
Сказка о единицах информации. | 1 | 1 | 2 |
Кодирование и декодирование информации | 1 | 1 | 2 |
Получение и преобразование информации по теме «Мой Коми край» | 0,5 | 1,5 | 2 |
Создание проекта «Республика моя родная» | 0,5 | 1,5 | 2 |
3 раздел Моделирование и алгоритмизация. | |||
Модель объекта | 0,5 | 0,5 | 1 |
Алгоритм как модель действий | 0,5 | 0,5 | 1 |
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов | 0,5 | 0,5 | 1 |
Понятие блок - схема. | 1 | 1 | 2 |
Практическая работа по теме «Составление и выполнение алгоритмов» | 1 | 1 | 2 |
Диагностика полученных знаний | 1 | 1 | |
Игра «Юный информатик» | 1 | 1 | |
ИТОГО | 14,5 | 19,5 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ
Вводное занятие. Диагностика. Техника безопасности. | 1 час. | |
Теория Практика | Что такое информатика? Техника безопасности в компьютерном классе Выпуск стенгазеты «Как вести себя в компьютерном классе» | |
1 раздел. Основы компьютерной грамотности Виртуальная экскурсия в прошлое. История возникновения компьютера. Основные компоненты компьютера. | 2 часа | |
Теория Практика | Как появился компьютер? Компоненты компьютера (устройства ввода и вывода) Игра «найди части компьютера», заполнение путевого листа. | |
Процессор. Память компьютера. 1 час | ||
Теория Практика | Знакомство с понятием процессор. Внешняя и внутренняя память. Установление взаимосвязи между компонентами компьютера | |
Клавиатура. Практическая работа «Быстрые пальчики» 1 час | ||
Теория Практика | Знакомство с основными группами клавиш на клавиатуре и их назначениями Печатание текста на клавиатуре | |
Рабочий стол. Файл и папки. 1 час | ||
Теория Практика | Знакомство с понятиями: рабочий стол, файл, папка, расширение Работа с папками: создать, переименовать, переместить, копировать, удалить | |
Знакомство с программой Microsoft Office Word 2 часа | ||
Теория Практика | Знакомство с пакетом Microsoft Office Word, с его основными функциями и возможностями Выполнение основных операций в программе word. | |
Знакомство с программой PowerPoint 2 часа | ||
Теория Практика | Знакомство с программой PowerPoint, с его основными функциями и возможностями Выполнение основных операций в программе PowerPoint. Создание мультимедийной презентации на различные темы. | |
Графический редактор Paint 2 часа | ||
Теория Практика | Знакомство с пользовательским интерфейсом графического редактора Paint; Изучить панель инструментов в графическом редакторе Paint | |
Суд «Компьютер за и против» 1 час | ||
Теория Практика | Театрализованное представление в виде суда | |
Деловая игра «Знаток ПК». 1 час | ||
Теория Практика | Работа в группе. Актуализация знаний по изученному разделу. | |
2 раздел. Информация вокруг нас Путешествие в мир информации. Виды и свойства информации. 1 час | ||
Теория Практика | Ввести понятия «Информация», «Виды информации», «Свойства информации» Решение кроссворда по теме «Информация», составление ребусов на данную тему | |
Источник и приемник информации 1 час | ||
Теория Практика | Научить выделять и различать источники и приемники информации; расширить понятие о способах представления информации для различных источников Компьютерный практикум | |
Устный журнал по информационным процессам 2 часа | ||
Теория Практика | Дать представление об информационной системе. Составление листов для устного журнала по данной теме | |
Кодирование и декодирование информации 2 часа | ||
Теория Практика | Познакомить с понятиями кода, кодирования, декодирования; Научить учащихся кодировать и декодировать информацию разными способами | |
Получение и преобразование информации по теме «Мой Коми край» 2 часа | ||
Теория Практика | Актуализация знаний по теме информация Сбор информации на тему «Мой Коми край» в интернете, в библиотеке. | |
Создание проекта «Республика моя родная» 2 часа | ||
Теория Практика | Актуализация знаний по работе с программой PowerPoint Создание мультимедийной презентации на тему «Республика моя родная» и её защита | |
3 раздел Моделирование и алгоритмизация. Модель объекта 1 час | ||
Теория Практика | Раскрыть смысл понятия «модель» и его значения, классификация моделей по способу представления Применение полученных знаний при решении информационных задач | |
Алгоритм как модель действий 1 час | ||
Теория Практика | Сформировать понятия «алгоритм» и «свойства алгоритма» Создание собственного алгоритма действия | |
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов 1 час | ||
Теория Практика | Сформировать понятие «текстовое описание алгоритма», «алгоритм линейный», «алгоритм с ветвлением» Использование графических инструментов текстового редактора для создания блок- схем. | |
Понятие блок - схема. 2 часа | ||
Теория Практика | Дать понятие «блок-схема» Составление блок-схемы по некоторым задачам | |
Практическая работа по теме «Составление и выполнение алгоритмов» 2 часа | ||
Теория Практика | Формирование и закрепление навыков по составлению и выполнению алгоритмов | |
Диагностика полученных знаний 1 час | ||
Теория Практика | Выполнение теста по всему изученному курсу | |
Игра «Юный информатик» 1 час | ||
Теория Практика | Групповая игра по всему курсу |
ЛИТЕРАТУРА
- Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное обучение. – Киев. 1993.
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Учебник в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 20008г.
- Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику - тетради в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 2002г.
- Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. – М., 1992.
- Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
- Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
- Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
- Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 928 с.
- Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Технологии развивающего обучения. – Майкоп, 1998.
- 4. Третьяков И.Б., Сенновский П.И. Технология модульного обучения в школе. – М., 1987.
- Шамова Т.И. Модульное обучение, сущность, технология // Биология в школе. – 1994. – №5.
- Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед. наук. – Вильнюс, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)
Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...
Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"
Рабочая программа с тематическим планированием для 1-2 классов по информатике...
Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"
Рабочая программа с тематическим планированием для 3-4 классов по информатике...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика"
Рабочая программа «Информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах 3-4 классы"
quot;Информатика в играх и задачах 3-4 классы"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс...