Конспект урока по информатике
план-конспект урока по информатике (4 класс) на тему

Лариса Александровна Колыбина

Тема урока: "Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов" - 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_zapisi_algoritmov._vidy_algoritmov.docx146.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике.

УМК: «Школа России».

Тема:Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Тип урока:урок открытия  новых знаний.

Цель: организовать деятельность учащихся по усвоению новых предметных знаний о текстовой и графической формах записи алгоритмом, о линейных алгоритмах и алгоритмах с ветвлением.

Задачи формирования УУД:

Познавательные: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках, развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста

Регулятивные:развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учителем и сверстниками – умение работать самостоятельно с источником информации; формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: участие в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила  поведения.

Планируемые результаты:

Знать: различать текстовую и графическую форму записи алгоритмов; понимать такое линейный алгоритм; алгоритм с ветвлением; условие «если…то».

Уметь: читать алгоритмы, записанные разными способами, дописывать алгоритмы разными способами.

Оборудование: конспект, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент. Психологический настрой.

1-2 мин.

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок информатики проведу у вас я. Меня зовут Лариса Александровна. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя, вступают во взаимодействие.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

5-7 мин.

-Ребята, какую тему вы изучили на предыдущем уроке.

- Какое у вас было домашнее задание?

- Проверим его.

-Кто выполнил правильно, молодцы!

Тема: Алгоритм как модель действий

Выполнить задания в рабочей тетради № 4, 5, 12.

№4

Первое – (дискретных)  шагов

второе – инструкций

третье – понятной

четвертое – ожидаемому результату

пятое – класса задач

№ 5

План действий, числовой ряд с особыми свойствами, план действий с особыми свойствами, схемы и тексты с особыми свойствами.

№12

III.Мотивация учебной деятельности.Целеполагание.

2-3 мин

Посмотрите на таблицу на странице 121. Что вы видите?

Какая запись более наглядна?

-Одинаковы ли эти алгоритмы?

-Как вы думаете, получатся ли после их исполнения  одинаковые результаты?

-Вы увидели, что алгоритмы могут быть не похожими и по-разному  записаны.

- Так как вы думаете, с какой темой мы сегодня с вами познакомимся?

-Правильно. А если точнее, то тема нашего урока: Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

-Какие задачи вы поставите перед собой на уроке информатике?

Алгоритмы.

В первой колонке. Так расписано подробнее.

Записаны по-разному, но содержание одно.

Одинаковые.

Виды алгоритмов.

Познакомится с видами алгоритмов и формами.

IV. Организация учебной деятельности по усвоению новых предметных знаний.

  1. работа с учебником

Физминутка

10 мин.

-Ребята, ответьте мне на вопрос, что такое алгоритм?

- Верно. Алгоритм – это подробный план последовательности действий, описывающий решение задачи.

- А какие примеры алгоритмов вы можете привести?

Откройте учебник на странице 121 и прочитайте 1 абзац. Что вы можете сказать о формах записи алгоритмов?

- А по последовательности исполнения команд какие алгоритмы бывают?

-Как называется алгоритм в первой колонке? Во второй?

-Как по-другому можно назвать графический алгоритм? Верно. Точнее это называется блок-схема алгоритма. Посмотрите, как изображены начало и конец алгоритма в блок-схеме?

Как изображаются действия в схеме?

Как определить по схеме последовательность выполнения команд?

-Верно. Алгоритм может быть представлен на носителе в виде текста или в графической форме – блок-схемой.

-А сейчас рассмотрим виды алгоритмов по использованным командам. Они бывают  линейные и с ветвлением.

-Найдите в учебнике определение линейного алгоритма.

-Прочитайте в учебнике пункт «Линейный алгоритм» . Какой же пример такого алгоритма приведен авторами. Давайте прочитаем его в текстовой форме записи; а теперь в графической.

И в чем особенность такого алгоритма?

-А в какой форме алгоритм более понятен? Почему?

Что можно сказать о графической записи этого алгоритма?

-Какие примеры линейных алгоритмов можете привести вы?

-Следующий алгоритм, который мы рассмотрим – это с ветвлением. Не смотря в учебник, можете ответить, что значит алгоритм с ветвлением.

-Посмотрим, были вы правы или нет.

-Зачитайте в учебнике информацию об алгоритме с ветвлением и сформулируйте определение.

Давайте прочитаем задачу на стр. 124.

А теперь посмотрим на предложенный алгоритм ее решения. Как можно назвать алгоритм по способу записи?

Обратите внимание, что блок условия в этом алгоритме изображен в форме ромба, имеющего две ветви: Да и Нет. Выполнение действий зависит от ответа на вопрос условия. Чтобы проверить как он выполняется, давайте решим задачу,  также загадав число. Каждый загадайте число.

Прочитаем алгоритм в зависимости от загаданного числа. (спрашиваем сначала одного ученика с четным числом, а потом с нечетным)

-В чем особенность алгоритма с ветвлением?

-Верно.

-Итак, какие виды алгоритмов мы можем назвать по способу записи?(можно показать на схеме)

Какие виды алгоритмов можно назвать по составу команд?

Их выбор будет зависеть от типа задачи, которая нам дана.

-Перед выполнением заданий на стр. 126 еще раз прочитайте вкратце, что мы должны понять и запомнить.

-Давайте отдохнем.

.

Алгоритм – это последовательность инструкций для исполнителя.

Ответы детей

По способу записи алгоритмы бывают текстовые и графические.

Линейные и алгоритмы с ветвлением.

Текстовый; графический

Схемой

Овалом

Текстовый алгоритм.

В прямоугольниках

По стрелкам

Алгоритм называют линейным, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим.

Описание процесса построения окружности с помощью циркуля. Особенность линейного алгоритма в том, что все его команды выполняются последовательно одна за другой.

Алгоритм на естественном языке. Он более подробный.

Она более наглядна.

Алгоритм приготовления каши.

Предположения учеников.

Алгоритм с ветвление содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода «Да» и «Нет».

Графический

Алгоритм с ветвлением лучше представлять в виде блок-схемы.

Начало; Задумай число (12) Число четное? (Да)

Разделить на 2.

Назвать результат (получили 6); конец

Начало; задумать число (17) Число четное? (нет) назвать число (17); конец

Особенность в том, что не все команды выполняются всегда; они выполняются в зависимости от условия.

Виды алгоритмов по способу записи

Текстовые  графические

Виды алгоритмов по способу записи

Линейный  с ветвлением

V. Первичное закрепление и проверка полученных знаний.

  1. выполнение заданий из рабочей тетради

10 мин.

-Выполним задания в рабочей тетради.

-Откройте с. 25.  Запишите дату.

Найдите №1. Что требуется сделать?

-Какой алгоритм по форме записи представлен в первой колонке?

Записываем. А во второй? Хорошо. Прочитаем алгоритмы

-Содержание этих двух алгоритмов одинаковое или разное?

-Значит, где мы найдем информацию для текстового алгоритма? Вставьте пропущенные слова.

-Какие слова вы вставили?

-Хорошо.

-Следующее задание под буквой б. Что нужно сделать?

-Выполните это задание с соседом по парте.

-Какие высказывания вы отметили?

-Правильно, все высказывания верны.

-Следующий номер №2. Необходимо соединить стрелкой начало и конец высказывания.

-Выполните его самостоятельно.

-Проверим.

Алгоритм может быть представлен на носителе в виде текста…

Алгоритм называют линейным…

Алгоритм с ветвлением содержит…

Если в условии задачи есть слова «если…, то…»,

Алгоритм на естественном языке и блок-схема – это…

-Молодцы!

-Далее выполним №6. Что нужно сделать?

-Исполнение инструкций приводит к ожидаемому результату – это свойство алгоритма? Отмечаем.

-Является понятной исполнителю. Свойство?

-Правильно. Отмечаем.

-Алгоритм позволяет решить только одну задачу. Это отнесем к свойствам алгоритма?

-Позволяет решить целый класс подобных задач.

-Алгоритм имеет конечное количество шагов? Или бесконечное? Значит, какой вариант мы отметим?

-С этим заданием мы справились. А теперь самостоятельно запишите определение алгоритма с ветвлением. Вспомните, мы уже формулировали это понятие.

-Следующее задание под номером 7. Будьте внимательны! Составьте алгоритм решения задачи: расположить три числа 4, 8, 2 в порядке убывания. В порядке убывания это как? Читаем алгоритм с начала и выполняем каждый шаг алгоритма на доске.(на доске должны быть карточки с числами)

Что запишем во втором шаге? Выполните это действие с числами на доске

-Читаем 3 шаг. Какие слова мы поставим в алгоритм? Что нужно выполнить с числами на доске?

-Какие слова дополним в команду 4?

Какое действие выполним мы?

-Следующий номер 8. Повторим еще раз основные понятия. Что такое линейный алгоритм? Запишите определение в тетрадь.

-Что такое блок-схема?

- И что значит алгоритм с ветвлением.

-Номер 9 выполните самостоятельно.

-Какие высказывания являются верными?

-Отлично. Со всеми заданиями вы справились.

11 февраля 2016

Вставить пропущенные слова.

Текстовый.

Графический.

Одинаковое.

Из графического алгоритма.

Длину, результат.

Отметить верные высказывания.

Все.

На естественном языке или в графической форме – блок-схемой.

Если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим.

Блок выбора, у которого есть условие, один вход и два выхода: «Да» или «Нет»

То алгоритм ее решения называют алгоритмом с ветвлением.

Две разные модели решения одной и той же задачи.

Отметить свойства алгоритма.

Да.

Да.

Нет.

Да. Отмечаем.

Конечное.

Первый. Конечное количество шагов.

Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода «Да» и «Нет».

От большего к меньшему.

4 8 2

меньше. 8 4 2

Меньше.  Числа не меняем 8 4 2

Убывания; перейди

Закончим алгоритм

Линейный алгоритм – это алгоритм, где все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим.

Это графическая форма представления алгоритма.

Алгоритм, который содержит блок выбора с условием с один входом и двумя выходами «Да» и «Нет».

-Существуют разные способы записи алгоритмов: описание на естественном языке и описание в виде блок-схемы.

-Текстовое описание алгоритма и блок-схема – это две разные формы представления модели решения одной и той же задачи.

-Линейный алгоритм состоит из последовательности инструкций, которые исполняются одна за другой.

-Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один есть условие, вход и 2 выхода: «Да» и «Нет».

VI. Итог урока. Рефлексия.

5 мин.

А теперь давайте, вернемся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопрос: Почему слова Пушкина можно использовать в качестве эпиграфа к данному уроку?

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся.

-Какой здесь приведен алгоритм?

-Хорошо.

- Итак, давайте вспомним, какая была тема сегодня на уроке?

- Какие задачи ставили?

- Что удалось лучше всего?

- На экране незаконченные предложения, дополните их.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Ответы учащихся.

Алгоритм с ветвлением

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Ученики вспоминают поставленные задачи.

Осуществляют рефлексивные действия.

VIII. Домашнее задание.

1 мин.

-Открываем дневники и записываем домашнее задание:№3, №4, №5

Записывают д\з в дневник.

Подпись:

Оценка:

Учитель:___________

-за подготовку:___________

Методист:___________

-за проведение:___________

-самоанализ:_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатики. "Истинное и ложное" 2 класс

Познакомить с истинными и ложными высказываниями, оперировать словами ИСТИНА и ЛОЖЬ Развивать словесно – логическую память, абстрактное мышление, устойчивое внимание, устную связную речь; мелкую му...

Конспект урока по информатике для 2 класса на тему "Носители информации"

В данном конспекте урока  расскрывается смысл понятия "Носитель информации", осуществляется знакомство второклассников с наиболее распространенными носителями информации, дети учатся распознавать...

План-конспект урока по информатике и ИКТ "Цвет. Область. Область раскрашивания"

Тема: Цвет. Область. Область раскрашивания. Знакомство с  компьютером.Цели урока: расширять представления учащихся о цвете, области раскрашивания, познакомить учащихся с компьютером, частями комп...

конспект урока по информатике "Путешествие в прошлое" 5 класс

Урок по информатике "Путешествие в прошлое" составлен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по информатике

"Состав. Действия предметов."...

Конспект урока по информатике "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»"

Конспект урока по информатике  и ИКТ "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»" (Горячев)...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Тема урока: Группа объектов. Общее название (Что такое? Кто такой?).Тип урока: изучение нового материала....