Конспект урока по информатике
план-конспект урока по информатике (4 класс) на тему
Тема урока: "Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов" - 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_zapisi_algoritmov._vidy_algoritmov.docx | 146.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике.
УМК: «Школа России».
Тема:Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Цель: организовать деятельность учащихся по усвоению новых предметных знаний о текстовой и графической формах записи алгоритмом, о линейных алгоритмах и алгоритмах с ветвлением.
Задачи формирования УУД:
Познавательные: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках, развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста
Регулятивные:развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учителем и сверстниками – умение работать самостоятельно с источником информации; формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: участие в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила поведения.
Планируемые результаты:
Знать: различать текстовую и графическую форму записи алгоритмов; понимать такое линейный алгоритм; алгоритм с ветвлением; условие «если…то».
Уметь: читать алгоритмы, записанные разными способами, дописывать алгоритмы разными способами.
Оборудование: конспект, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент. Психологический настрой. | 1-2 мин. | - Здравствуйте, ребята, сегодня урок информатики проведу у вас я. Меня зовут Лариса Александровна. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. | Приветствуют учителя, вступают во взаимодействие. |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | 5-7 мин. | -Ребята, какую тему вы изучили на предыдущем уроке. - Какое у вас было домашнее задание? - Проверим его. -Кто выполнил правильно, молодцы! | Тема: Алгоритм как модель действий Выполнить задания в рабочей тетради № 4, 5, 12. №4 Первое – (дискретных) шагов второе – инструкций третье – понятной четвертое – ожидаемому результату пятое – класса задач № 5 План действий, числовой ряд с особыми свойствами, план действий с особыми свойствами, схемы и тексты с особыми свойствами. №12 |
III.Мотивация учебной деятельности.Целеполагание. | 2-3 мин | Посмотрите на таблицу на странице 121. Что вы видите? Какая запись более наглядна? -Одинаковы ли эти алгоритмы? -Как вы думаете, получатся ли после их исполнения одинаковые результаты? -Вы увидели, что алгоритмы могут быть не похожими и по-разному записаны. - Так как вы думаете, с какой темой мы сегодня с вами познакомимся? -Правильно. А если точнее, то тема нашего урока: Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. -Какие задачи вы поставите перед собой на уроке информатике? | Алгоритмы. В первой колонке. Так расписано подробнее. Записаны по-разному, но содержание одно. Одинаковые. Виды алгоритмов. Познакомится с видами алгоритмов и формами. |
IV. Организация учебной деятельности по усвоению новых предметных знаний.
Физминутка | 10 мин. | -Ребята, ответьте мне на вопрос, что такое алгоритм? - Верно. Алгоритм – это подробный план последовательности действий, описывающий решение задачи. - А какие примеры алгоритмов вы можете привести? Откройте учебник на странице 121 и прочитайте 1 абзац. Что вы можете сказать о формах записи алгоритмов? - А по последовательности исполнения команд какие алгоритмы бывают? -Как называется алгоритм в первой колонке? Во второй? -Как по-другому можно назвать графический алгоритм? Верно. Точнее это называется блок-схема алгоритма. Посмотрите, как изображены начало и конец алгоритма в блок-схеме? Как изображаются действия в схеме? Как определить по схеме последовательность выполнения команд? -Верно. Алгоритм может быть представлен на носителе в виде текста или в графической форме – блок-схемой. -А сейчас рассмотрим виды алгоритмов по использованным командам. Они бывают линейные и с ветвлением. -Найдите в учебнике определение линейного алгоритма. -Прочитайте в учебнике пункт «Линейный алгоритм» . Какой же пример такого алгоритма приведен авторами. Давайте прочитаем его в текстовой форме записи; а теперь в графической. И в чем особенность такого алгоритма? -А в какой форме алгоритм более понятен? Почему? Что можно сказать о графической записи этого алгоритма? -Какие примеры линейных алгоритмов можете привести вы? -Следующий алгоритм, который мы рассмотрим – это с ветвлением. Не смотря в учебник, можете ответить, что значит алгоритм с ветвлением. -Посмотрим, были вы правы или нет. -Зачитайте в учебнике информацию об алгоритме с ветвлением и сформулируйте определение. Давайте прочитаем задачу на стр. 124. А теперь посмотрим на предложенный алгоритм ее решения. Как можно назвать алгоритм по способу записи? Обратите внимание, что блок условия в этом алгоритме изображен в форме ромба, имеющего две ветви: Да и Нет. Выполнение действий зависит от ответа на вопрос условия. Чтобы проверить как он выполняется, давайте решим задачу, также загадав число. Каждый загадайте число. Прочитаем алгоритм в зависимости от загаданного числа. (спрашиваем сначала одного ученика с четным числом, а потом с нечетным) -В чем особенность алгоритма с ветвлением? -Верно. -Итак, какие виды алгоритмов мы можем назвать по способу записи?(можно показать на схеме) Какие виды алгоритмов можно назвать по составу команд? Их выбор будет зависеть от типа задачи, которая нам дана. -Перед выполнением заданий на стр. 126 еще раз прочитайте вкратце, что мы должны понять и запомнить. -Давайте отдохнем. . | Алгоритм – это последовательность инструкций для исполнителя. Ответы детей По способу записи алгоритмы бывают текстовые и графические. Линейные и алгоритмы с ветвлением. Текстовый; графический Схемой Овалом Текстовый алгоритм. В прямоугольниках По стрелкам Алгоритм называют линейным, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим. Описание процесса построения окружности с помощью циркуля. Особенность линейного алгоритма в том, что все его команды выполняются последовательно одна за другой. Алгоритм на естественном языке. Он более подробный. Она более наглядна. Алгоритм приготовления каши. Предположения учеников. Алгоритм с ветвление содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода «Да» и «Нет». Графический Алгоритм с ветвлением лучше представлять в виде блок-схемы. Начало; Задумай число (12) Число четное? (Да) Разделить на 2. Назвать результат (получили 6); конец Начало; задумать число (17) Число четное? (нет) назвать число (17); конец Особенность в том, что не все команды выполняются всегда; они выполняются в зависимости от условия. Виды алгоритмов по способу записи Текстовые графические Виды алгоритмов по способу записи Линейный с ветвлением |
V. Первичное закрепление и проверка полученных знаний.
| 10 мин. | -Выполним задания в рабочей тетради. -Откройте с. 25. Запишите дату. Найдите №1. Что требуется сделать? -Какой алгоритм по форме записи представлен в первой колонке? Записываем. А во второй? Хорошо. Прочитаем алгоритмы -Содержание этих двух алгоритмов одинаковое или разное? -Значит, где мы найдем информацию для текстового алгоритма? Вставьте пропущенные слова. -Какие слова вы вставили? -Хорошо. -Следующее задание под буквой б. Что нужно сделать? -Выполните это задание с соседом по парте. -Какие высказывания вы отметили? -Правильно, все высказывания верны. -Следующий номер №2. Необходимо соединить стрелкой начало и конец высказывания. -Выполните его самостоятельно. -Проверим. Алгоритм может быть представлен на носителе в виде текста… Алгоритм называют линейным… Алгоритм с ветвлением содержит… Если в условии задачи есть слова «если…, то…», Алгоритм на естественном языке и блок-схема – это… -Молодцы! -Далее выполним №6. Что нужно сделать? -Исполнение инструкций приводит к ожидаемому результату – это свойство алгоритма? Отмечаем. -Является понятной исполнителю. Свойство? -Правильно. Отмечаем. -Алгоритм позволяет решить только одну задачу. Это отнесем к свойствам алгоритма? -Позволяет решить целый класс подобных задач. -Алгоритм имеет конечное количество шагов? Или бесконечное? Значит, какой вариант мы отметим? -С этим заданием мы справились. А теперь самостоятельно запишите определение алгоритма с ветвлением. Вспомните, мы уже формулировали это понятие. -Следующее задание под номером 7. Будьте внимательны! Составьте алгоритм решения задачи: расположить три числа 4, 8, 2 в порядке убывания. В порядке убывания это как? Читаем алгоритм с начала и выполняем каждый шаг алгоритма на доске.(на доске должны быть карточки с числами) Что запишем во втором шаге? Выполните это действие с числами на доске -Читаем 3 шаг. Какие слова мы поставим в алгоритм? Что нужно выполнить с числами на доске? -Какие слова дополним в команду 4? Какое действие выполним мы? -Следующий номер 8. Повторим еще раз основные понятия. Что такое линейный алгоритм? Запишите определение в тетрадь. -Что такое блок-схема? - И что значит алгоритм с ветвлением. -Номер 9 выполните самостоятельно. -Какие высказывания являются верными? -Отлично. Со всеми заданиями вы справились. | 11 февраля 2016 Вставить пропущенные слова. Текстовый. Графический. Одинаковое. Из графического алгоритма. Длину, результат. Отметить верные высказывания. Все. На естественном языке или в графической форме – блок-схемой. Если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим. Блок выбора, у которого есть условие, один вход и два выхода: «Да» или «Нет» То алгоритм ее решения называют алгоритмом с ветвлением. Две разные модели решения одной и той же задачи. Отметить свойства алгоритма. Да. Да. Нет. Да. Отмечаем. Конечное. Первый. Конечное количество шагов. Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода «Да» и «Нет». От большего к меньшему. 4 8 2 меньше. 8 4 2 Меньше. Числа не меняем 8 4 2 Убывания; перейди Закончим алгоритм Линейный алгоритм – это алгоритм, где все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим. Это графическая форма представления алгоритма. Алгоритм, который содержит блок выбора с условием с один входом и двумя выходами «Да» и «Нет». -Существуют разные способы записи алгоритмов: описание на естественном языке и описание в виде блок-схемы. -Текстовое описание алгоритма и блок-схема – это две разные формы представления модели решения одной и той же задачи. -Линейный алгоритм состоит из последовательности инструкций, которые исполняются одна за другой. -Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один есть условие, вход и 2 выхода: «Да» и «Нет». |
VI. Итог урока. Рефлексия. | 5 мин. | А теперь давайте, вернемся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопрос: Почему слова Пушкина можно использовать в качестве эпиграфа к данному уроку? Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в то место обернётся. -Какой здесь приведен алгоритм? -Хорошо. - Итак, давайте вспомним, какая была тема сегодня на уроке? - Какие задачи ставили? - Что удалось лучше всего? - На экране незаконченные предложения, дополните их. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… | Ответы учащихся. Алгоритм с ветвлением Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Ученики вспоминают поставленные задачи. Осуществляют рефлексивные действия. |
VIII. Домашнее задание. | 1 мин. | -Открываем дневники и записываем домашнее задание:№3, №4, №5 | Записывают д\з в дневник. |
Подпись: | Оценка: |
Учитель:___________ | -за подготовку:___________ |
Методист:___________ | -за проведение:___________ |
-самоанализ:_____________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по информатики. "Истинное и ложное" 2 класс
Познакомить с истинными и ложными высказываниями, оперировать словами ИСТИНА и ЛОЖЬ Развивать словесно – логическую память, абстрактное мышление, устойчивое внимание, устную связную речь; мелкую му...
Конспект урока по информатике для 2 класса на тему "Носители информации"
В данном конспекте урока расскрывается смысл понятия "Носитель информации", осуществляется знакомство второклассников с наиболее распространенными носителями информации, дети учатся распознавать...
План-конспект урока по информатике и ИКТ "Цвет. Область. Область раскрашивания"
Тема: Цвет. Область. Область раскрашивания. Знакомство с компьютером.Цели урока: расширять представления учащихся о цвете, области раскрашивания, познакомить учащихся с компьютером, частями комп...
конспект урока по информатике "Путешествие в прошлое" 5 класс
Урок по информатике "Путешествие в прошлое" составлен в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по информатике
"Состав. Действия предметов."...
Конспект урока по информатике "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»"
Конспект урока по информатике и ИКТ "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»" (Горячев)...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Тема урока: Группа объектов. Общее название (Что такое? Кто такой?).Тип урока: изучение нового материала....