Конспект урока по информатике "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»"
план-конспект урока по информатике (3 класс) по теме
Конспект урока по информатике и ИКТ "Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества. Высказывания. Графы и отношения»" (Горячев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_informatika.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Информатика «Обобщение и систематизация знаний по теме «Множества.
Высказывания. Графы и отношения»».
Цель: закрепить 3 о множествах и отношениях на множестве; способствовать глубокому усвоению 3 о высказываниях (составные, отрицание, истинность высказывания); закрепить 3 о графах, способах их построения и выражаемых ими отношениях; формировать элементы формальной логики; развивать логическое мышление, внимание, образное восприятие, навык обобщения и систематизации; воспитывать умение взаимодействовать с другими людьми, стремление помогать товарищам, ответственность.
Оборудование: презентация, листы для индивидуальной работы учащихся
Ход урока
I. Организация работы. «Фея сказочного леса».
- Прежде, чем мы начнем наш урок, я бы хотела прочитать слова выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
- Я бы хотела, чтобы вы об этом помнили, не смущались, если что-то окажется не так.
-Урок наш будет называться «Просто я работаю волшебником». А почему я его так назвала, я спрошу в конце урока. слайд 1
II. Сообщение темы и целей урока. слайд 2
- Итак, сегодня на уроке мы закрепим знания о множествах и отношениях на множестве, вспомним что такое граф и какие могут быть графы, повторим знания о высказываниях, а также будем познавать новое, учиться работать в паре и, конечно же, в коллективею слайд 3-4
- Ребята, сегодня почтальон принёс в школу письмо, на котором написано...
- Давайте посмотрим, что в нём написано:
«Дорогие ребята, я, Добрая фея, улетела по делам в тридевятое королевство.
В моём сказочном лесу живёт много обитателей: мышек, зверей, птиц,
сказочных существ. Прошу вас, проследите, чтобы всё в лесу было в порядке,
все жили дружно. Я не могла оставить вам волшебную палочку, но уверена, что вы сможете справиться, используя свои знания».
- Итак, ребята, сегодня нам предстоит серьёзная задача - следить за порядком в лесу.
III. Закрепление материала. слайд 5-9 [ученик работает у доски]
- Множества.
- Ребята, недолго нам пришлось ждать, а вот и первые посетители - Мышата.
- У каждого мышонка много родственников. Они собрались вместе, чтобы узнать, кто кому родственник. А узнать это просто: нужно разделить их на множества, те мышата, которые окажутся в пересечении, и есть родственники.
- А чем отличаются мышата? (цветом футболок, на одних есть кружочки, на других нет, есть чулочки или нет.)
- В какое множество войдут все мышата? (Мышей)
- Какие ещё множества вы можете выделить? (мышат в тёмно-серых футболках, мышат в светлых футболках).
- Пересекаются ли эти множества? (Нет).
- Как мы их обозначим?
- Назовите другие множества. (Мышат в футболках в горошек.)
- Как мы нарисуем это множество? (Оно пересекается с множеством тёмно-серых и светло-серых футболок.)
- Есть ещё отличительные признаки? (полосатые чулочки)
- Это множество пересекается с каким-нибудь другим? (полностью входит в
множество мышат в тёмно-серых футболках)
- Как это обозначить?
- Теперь впишите цифры в фигуры в соответствии со множествами [работа в паре]
Проверка.
- Рассмотрим наш рисунок. Какие же мышата не родственники?
«Спасибо вам, ребятки, услуги не забудем.
Пускай не все мы братья, дружить все вместе будем!»
- Отношения множеств, слайд 10-12.
- Посмотрите, кто ещё стучится в дверь Доброй феи? Это маленькая Русалка. Ей тоже нужна наша помощь.
«Ах, ребята, очень стыдно: двойку в школе получила.
Наш учитель понял сразу: множества я не учила.
Помогите разобраться в этих знаках непонятных.
Получить хотя б 4 было б очень мне приятно!»
- А что же это за знаки?
- Ребята, я сейчас буду показывать вам знаки, а вы должны придумать множества, соответствующие рисунку и назвать выделенное отношение.
- Какие отношения были показаны?
- Высказывание. Отрицание и составное высказывание. Истинность высказывания. слайд 14 – 17
- Лисичка нарисовала на конкурс 3 рисунка. Однако отправить надо один, самый правильный.
- Как это определить? Нужно заполнить таблицу истинности для этих рисунков и найти тот, для которого все высказывания истинны.
- А вот и рисунки.
- Рассмотрите рисунки. Прочитайте первое высказывание. Истинно ли оно для 1-го рисунка? Почему?
- Истинно ли оно для 2-го и 3-го рисунка? Как вы определили? (если это действительно так, то высказывание истинно, если нет – ложное)
- Прочитаем 2-ое высказывание. Как определить его истинность? (если цветка нет, то оно истинное, если есть - ложное)
- Это высказывание истинно для всех рисунков? (ложно для 3)
- Прочитайте 3-е высказывание. В чём его особенность? (составное, высказывание со связкой ИЛИ)
- Как определить истинность такого высказывания? (истинно - если истинно хотя бы одно)
- В чём особенность следующего высказывания? (составное, со связкой И)
- Как определить его истинность? (если оба высказывания истинны, то истинно и всё составное высказывание)
- Определите самостоятельно истинность последнего высказывания относительно рисунков.
- Итак, ребята, таблицу истинности для всех рисунков мы заполнили.
- Какой можно сделать вывод? (правильный рисунок № 1, т.к. только для него все эти высказывания истинны)
IV. Физминутка. слайд 18 – 37
V. Работа по теме урока. продолжение
- Построение графа. слайд 38 – 43
- Следующее наше дело в качестве Доброй феи потребует от вас знание графов.
- Какие части есть у графа? (Вершины и рёбра)
- Нам нужно построить граф, который поможет Красной Шапочке не попасть в лапы к Волку. Откроем шкатулку Доброй феи, здесь есть описание этого пути: «Выйти нужно от опушки, а потом идти к ручью.
Подойти к пустой избушке, дать ежам по калачу.
Перейти через мосточек, обойти старинный дуб.
Сквозь болото, через кочки побеги скорее, друг.
А в лесу стоит берёза, там под ней медведь живёт.
Дай медведю ты ватрушку отведёт тебя к избушке
Твоей бабушки-старушки».
- Самостоятельно с проверкой.
- Назовите вершины графа.
- Является ли этот граф ориентированным? (нет, т.к. рёбра - прямые линии, а
вершины равноправны т.е. можно двигаться по графу в одну и в обратную стороны)
- Ориентированный граф. слайд 44 – 49
- А это Звездочёт - учитель сказочной школы. Он пришёл к Доброй фее посоветоваться: какие истории лучше всего сочинить для его учеников к данным графам, чтобы и Русалки, и лесные жители смогли выполнить задания.
- А вот знакомые нам мышата! Пока вы собираетесь с мыслями, они уже сочинили одну историю. Постройте ориентированный граф по тексту истории.
- Ориентированный граф - вершины соединённые не линиями, а стрелками,
вершины равноправны.
- Самостоятельно с проверкой.
- Творческая работа в группах. слайд 50
- Ребята, посмотрите на эти графы. Придумайте к каждому историю и расскажите нам.
- Как называют графы такого вида? (ориентированные)
- В какой группе, по-вашему, мнению наиболее интересные истории?
VI. Итог урока.
- Вспомните, как называется наш урок?
- Почему я так его назвала?
- Для того, чтобы творить чудеса, не обязательно нужна волшебная палочка.
Просто нужно много знать и хотеть помочь.
- Что нужно было знать, чтобы помочь всем? (множества, отношения мнолжеств, как определить истинность высказываний, как построить граф, определить направление стрелок графа и т. д.)
- Кому за работу на уроке вы поставили бы «5»? «4»? Обоснуйте свой ответ.
Оценки за урок.
- слайд 51, щелчок
- А вот и добрая вернулась в свой сказочный лес из тридевятого царства. Она
говорит вам «молодцы», но не прощается!
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок систематизации знаний по теме "Имя прилагательное" (2 класс УМК "Планета Знаний")
Урок систематизации знаний по теме "Имя прилагательное". Конспект подразумевает использование мультимедийной презентации. Работа на уроке направлена на обобщение знаний учащихся по теме, умения ...
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» формирует у учащихся целостное представление о глаголе, ...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Материал презенации поможет обобщить и систематизировать знания по теме "Глагол" в 3 классе...
Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний по теме"Глагол"
Материал для обобщения знаний по теме "Глагол" в 4 классе...
Конспект урока русского языка "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя существительное".
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Гармония" с использованием логико-смысловых моделей для обобщения и систематизации знаний по теме "Имя существительное"....
конспект урока по русскому языку Закрепление знаний по теме «Имя существительное».
русский язык 2 класс урок обобщение знаний по теме "Имя существительное" с применением интнллект - карты...
Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний по теме «Имя существительное»"
Урок систематизации знаний....