Рабочая программа "Информатика 3 кл"
учебно-методический материал по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программаОС "Школа 2100" "Информатика 3 кл."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Информатика 3 кл" | 64.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на методическом объединении Протокол от _____________ №________ | Согласована Заместитель директора по УВР___________ /_______________/ | Принята на педагогическом совете Протокол от _____________ №________ | Утверждена Директор школы ________________ /С.А. Рогачева/ Приказ от ___________ №________ |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Полезная информатика»
интеллектуальной направленности
для обучающихся 3в класса
(ФГОС НОО)
Составитель рабочей программы:
Финдеева Ольга Александровна
учитель начальных классов
г. Энгельс, 2015 год
- Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Как правило, информационные и коммуникационные технологии ассоциируются научно-техническим прогрессом, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Особую актуальность для школы имеет логико- алгоритмический компонент. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.
Практическая значимость.
К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:
- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров;
- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
В предлагаемой программе логико-алгоритмический компонент.
Связь с программами по данному направлению.
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих
успешное освоение развитие логического и алгоритмического мышления, которое необходимо в дальнейшем для освоения точных наук.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Вид.
Разработана на основе авторской программы курса «Информатика» А.В.Горячева 2004г. Программа составлена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы.
Цель: развитие логического и алгоритмического мышления у младших школьников, формирование деятельностных способностей, умение работать с различными видами информации.
Задачи:
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
- умение работать в группе; высказывать свою точку зрения, развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.
Отличительные особенности построения курса .
Авторская программа курса «Информатика и ИКТ» А.В.Горячева базируется на двух компонентах:
- технологический компонент: освоение информационных и коммуникационных технологий;
- логико-алгоритмический компонент: предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления.
Отличительные особенности класса и техническое обеспечения кабинета позволяют осуществлять работу по логико- алгоритмическому компоненту.
Материал изучаемый на протяжении всего курса концентричен, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста.
2015-2016 учебный год 3- й год реализации программы.
Возрастная группа.
Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 1-4 классов. На изучение отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Количество часов аудиторных занятий не должно не превышает 50% от общего количества занятий.
Уровни результатов.
- Приобретение школьником социальных знаний.
- Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
- Получение опыта самостоятельного социального действия.
Ожидаемые предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области
Планируемые личностные, метапредметны результаты.
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Тема | Число часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Алгоритмы | ||
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. | 9 | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. |
Группы (классы) объектов | ||
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. | 8 | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. |
Логические рассуждения | ||
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. | 10 | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. |
Применение моделей (схем) для решения задач | ||
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. | 7 | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. |
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема | Форма занятия | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата | Корр. |
Алгоритмы 9ч | |||||
1 | Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели | Игра «Знакомство с информитикой» | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. | 2.09 | |
2 | Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. | 9.09 | ||
3 | Выполнение алгоритма. | Экскурсия в школьном дворе «Составление алгоритма – смена времени года» | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | 16.09 | |
4 | Составление алгоритма | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | 23.09 | ||
5 | Поиск ошибок в алгоритме | Находить и исправлять ошибки в алгоритмах | 30.09 | ||
6 | Поиск ошибок в алгоритме | Викторина «Найди ошибку» | Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. | 7.10 | |
7 | Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы | Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. | 14.10 | ||
8 | Повторение темы «Цикл в алгоритме» | Посещение музея занимательных наук. | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. | 21.10 | |
9 | Общие названия и отдельные объекты. | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. | 28.10 | ||
Группы (классы) объектов 8ч | |||||
10 | Разные объекты с общим названием. | Игра «Кораблик». | Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). | 11.11 | |
11 | Разные общие названия одного отдельного объекта | Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. | 18.11 | ||
12 | Состав и действия объектов с одним общим названием. | Игра «Собери лото». | Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. | 25.11 | |
13 | Отличительные признаки. | Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. | 2.12 | ||
14 | Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. | Экскурсия в школьный двор «Отличительные признаки живой, неживой природы». | Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | 9.12 | |
15 | Имена объектов. | Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. | 16.12 | ||
16 | Имена объектов. | Игра «Группы и объекты». | Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. | 23.12 | |
17 | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. | 13.01 | ||
Логические рассуждения 10 ч | |||||
18 | Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. | Инсценирования задач. | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). | 20.01 | |
19 | Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). | 27.01 | ||
20 | Графы и их табличное описание | Викторина «Составление таблиц» | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 3.02 | |
21 | Графы и их табличное описание | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 10.02 | ||
22 | Пути в графах | Викторина «Выбери граф» | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 17.02 | |
23 | Деревья. | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 24.02 | ||
24 | Деревья. | КВН «Математические ребусы». | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 2.03 | |
25 | Логические рассуждения | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | 9.03 | ||
26 | Логические рассуждения | Игра «Собери лото» | Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. | 16.03 | |
27 | Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. | 23.03 | ||
Применение моделей (схем) для решения задач 7 ч | |||||
28 | Решение задач по аналогии | Викторина «Собери лего» | Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. | 6.04 | |
29 | Решение задач на закономерности | Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. | 13.04 | ||
30 | Решение задач на закономерности | КВН «Решение задач» | Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. | 20.04 | |
31 | Аналогичные закономерности | Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. | 27.04 | ||
32 | Аналогичные закономерности | Конкурс «Лучший шахматист». | Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. | 4.05 | |
33 | Аналогичные закономерности | Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. | 1105 | ||
34 | Повторение темы «Применение моделей (схем) для решения задач» | Экскурсия в школьный двор «Природные множества». | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств) | 18.05 |
Учебно-методическое обеспечение курса.
- А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях.
М.: «Баласс», 2010-2012 г.
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. –
М.: «Баласс», 2005, 240с.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/
5.Учебно-методический комплект 1- 4 класс.
Материально-техническое обеспечение курса.
Аппаратные средства:
• мультимедийные ПК;
• проектор;
• принтер;
• сканер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...