Учебно- методический комплект на тему:"Алгоритм" 3 класс.
учебно-методический материал по информатике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике
Тема: «Алгоритм. Исполнитель. Блок- схема. Транспортер ».
Цели деятельности учителя:
- познакомить с понятиями «алгоритм» и его блок- схемами;
- развивать познавательный интерес, умение анализировать, обобщать, сравнивать;
- воспитывать стремление к получению новых знаний;
- познакомить с компьютерной программой «Мир информатики. Транспортер»;
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие логическое мышление, наблюдательности, речи;
- воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;
- развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения.
Предметные:
- познакомятся с понятием «алгоритм» и его блок- схемами;
- овладеют навыками работы с данным понятием и его блок- схемами;
- учить находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
- получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;
- познакомятся с компьютерной программой «Мир информатики. Транспортер»
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: Учебник «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 1, автор Горячев А.В.; ПО Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, презентация.
№ п.п | Этап урока. Методы и приёмы. | Хр./аж | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность ученика | УУД |
I | Организационный момент словесный метод | 1мин | Здравствуйте! Сегодня я проведу у вас урок информатики. Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Тихо садиться 1 ряд, 2 ряд. | Эмоционально настраиваются на работу. | Осознание необходимости рабочего настроя на уроке |
II | Инструктаж по ТБ Метод: Актуализация знаний Фронтальная беседа, опрос | 2мин | Начинаем урок информатики. Вспомним правила поведения в компьютерном классе. В класс компьютерный вхожу С дисциплиной я дружу Бегать, прыгать и кричать Никогда не буду Тишину здесь соблюдать Я не позабуду. - А вы какие правила безопасности знаете? (рассказывают правила ТБ) | повторяют правила поведения в компьютерном классе, дополняют ответы учителя. | осознанное и произвольное построение речевого высказывания; |
III | Актуализация знаний
|
| |||
IV | Мотивационный этап Постановка учебной задачи проблемная ситуация; фронтальная беседа; | 5мин | Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны отгадать ребус. Из первых букв, названий этих предметов вы составите слово..это и будет темой нашего урока.(алгоритм)(слайд 1) А какие цели мы с вами поставим на урок? Вы сказали свои цели, а теперь посмотрите на экран и сравните свои цели с моими (слайд 2) А как вы думаете что такое алгоритм? (Предположения детей) Алгоритм- это Порядок действий, совершенных в строгом порядке, т.е по определенному плану.(слайд 3) Скажите, а что вы знаете об алгоритме? (изучали во 2 классе) Вспомните, какое действие вы выполняли по плану, по описанию другого человека. (Найти дорогу до школы, магазина и т.д, пришить пуговицу, убраться в комнате и т.д.) А какие бывают формы алгоритмов вы знаете?. Мы познакомимся сегодня с двумя блок-схемами Я вам сейчас расскажу о них. Словесная, Графическая (блок схемы) (слайд 4,5,6,) | Наблюдают, помогают. воспринимают информацию сообщаемую учителем; обобщают информацию, отвечают на вопросы, определяют тему урока, ставят цели. | самоопределение; целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учет разных мнений. |
V | Решение учебной задачи методы: словесный: беседа, практический: комментирование у доски | 10мин | |||
- Открываем наши учебники на стр.2, а у кого нет смотрим на экран.(слайд9) - Давайте познакомимся с героями нашего учебника, которые будут всегда нам помогать. - Это робот. Его зовут Боб. Он может запоминать и выполнять команды человека. - А ещё один герой только недавно к нам прилетел на Землю с другой планете. Его зовут Янт. Он ещё много чего не умеет и не понимает. Когда Янт себя плохо чувствует, его кожа становится зеленой, а уши- локаторы опускаются вниз. Эти герои помогут вам многое понять и выполнить многие задания в наших тетрадях. | Слушать рассказ учителя. Знакомиться с новыми героями-помощниками | Принимать и сохранять учебную задачу | |||
-Открываем страницу 3. Найдите упр.1. прочитайте задание. Что нам необходимо сделать? (проставить нумерацию на картинках начиная с цифры 2 и составить задание для Боба, т.е записать команды алгоритма «Посади дерево» ). – Что Бобу нужно сделать сначала? (картинка №2) - дальше? 1.принеси лопату, саженец и лейку (2) 2.выкопай ямку (3) 3.поставь саженец в ямку(4) 4.засыпь ямку землей (5) 5.налей воды в лейку (6) 6. полей саженец (7) 7.отнеси инструменты домой(8) Это мы составили алгоритм в виде картинок, а теперь давайте запишем алгоритм в виде команд. Посмотрите в белый прямоугольник, какая команда стоит первая? (начало) Выполните задание самостоятельно дальше, кто готов поднимает руку и будем проверять. (ответ 1 ученик, остальные проверяют)(слайд10) | Работать в тетрадях; по очереди отвечать на вопросы; строить алгоритмы и записывать их. | Построение логической цепи рассуждений; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение доказывать свою точку зрения | |||
VI VII | Включение новых знаний в систему и повторение Практический: приём: работа с упражнением; Рефлексия теоретической части | - следующую страницу открываем и смотрим задание №2. - прочитайте задание? Кто желает?(читает 1 ученик) - как вы думаете, почему Янт заболел? (совершил ошибки) - давайте поможем Янту, исправим ошибки и объясним, как нудно есть банан. - что сделал Янт неправильно? (Есть банан вместе с кожурой, очистил банан, но ест кожуру, а не мякоть, не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал). - а теперь давайте составим правильный алгоритм и запишем его.(слайд11) 1.Сначало 2.вымой руки 3.возьми банан 4.вымой банан 5.очисти банан 6.съешь очищенный банан 7.выбрось кожуру в мусорное ведро 8.конец -молодцы, вы помогли Янту. Теперь он обязательно поправиться. | отвечают на вопросы; работают в тетрадях. проверяют правильность выполнения задания, обмениваясь тетрадями; | достижение и согласование общего решения; Построение логической цепи рассуждений; Развитие навыков сотрудничества с учителем и учащимися. | |
- Найдите упр.5. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (пронумеровать команды в правильном порядке и заполнить блок- схему). – Кто желает ответить? (отвечает 1 ученик) 1.начало 2.встань 3.сделай зарядку 4.умойся 5.оденься 6. позавтракай 7.собери портфель 8.конец -хорошо. А теперь заполните блок- схему самостоятельно. | Рассуждают над заданием вместе с учителем; Отвечают на вопросы; Составляют алгоритм «соберись в школу» | Построение логической цепи рассуждений; Умение доказывать свое мнение. | |||
- Прочитайте упр.9. Что нам необходимо сделать? (нам нужно с помощью алгоритмов выполнить задание, написать букву.). - выполните упражнение самостоятельно по алгоритму данному сверху. Какие буквы получились? ( ответ: 1 буква: С 2 буква: Т 3 буква: О 4 буква: П ) | Выполняют упражнение самостоятельно; Отвечают на вопросы. | Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное выполнение заданий. Развитие мыслительной деятельности. | |||
VII |
| 1мин |
Сколько белых точек в круге, столько раз поднимем руки. Сколько стрелочек зеленых, столько сделаем наклоны. Сколько здесь кружков, столько сделаем прыжков. Дружно звездочки считаем, столько раз мы приседаем. | Выполняют упражнения | Формирование здорового образа жизни |
VIII | Мотивационный этап Постановка учебной задачи
демонстрация; показ; | 2мин | А сейчас мы познакомимся с новой программой Мы познакомимся с новой программой Мир информатики 3 класс. Нажмите на 3 год обучения. Выберите в списке Транспортер.. Нажмите цветной пропеллер. Появился транспортер погрузчик. Он может перевозить груз.1 шаг= 1 клеточка. Составляем ему алгоритм и нажимаем выполнить, если неправильно, то он остановиться или не выполнит задание. Если все правильно сверху появится надпить поздравляем. Ты выполнил задание верно. Выполните задания. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; | |
| Включение новых знаний в систему и повторение Практическая работа за ПК | 7 мин | А сейчас рассаживайтесь за компьютеры, и продолжайте с того задания, на котором вы остановились. | рассаживаются за ПК, выполняют практическое задание; | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; |
|
Практическая работа за ПК | 1мин 7 мин | Крепко зажмурьте глаза на 3 секунды , открывайте глаза и посмотрите в даль. Еще раз повторите это упражнение. Продолжаем работать в программе «Мир информатики». | выполняют упражнения; | выполнение действия по образцу |
XI | Рефлексия деятельности. Выставление оценок. методы анализа;
| 2мин | На экране вы видите смайлики. На партах у вас лежат листочки. Нарисуйте мне: улыбающийся смайлик, если вам все понравилось, было поучительно; нейтральный, если понравилось, но не всё; грустный – не понравилось, было скучно. Вы работали сегодня хорошо! На этом наш урок закончен. | Подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока; прощаются с учителем. | Понимать успешность деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заверши фразу: Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется АЛГОРИТМОМ
Ответь на вопрос: Кто может разрабатывать алгоритмы? Человек Компьютер Человек и компьютер
Ответь на вопрос: Кто может исполнять алгоритмы? Технические устройства Человек и технические устройства Человек
Ответь на вопрос: Как называется человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды? ИСПОЛНИТЕЛЬ
Заверши фразу: Все команды, которые исполнитель может выполнять, образуют СИСТЕМУ КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ)
Ответь на вопрос: Кого можно назвать формальным исполнителем? Человека Робота Человека и робота
Ответь на вопрос: Для чего нужны алгоритмы? Чтобы выполнять разнообразные задачи
Формы записи алгоритмов
Переправить козу Возвратиться самому Переправить волка Возвратиться вместе с волком Переправить капусту Возвратиться самому Переправить капусту Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений. Задача : Человеку, находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе волка с козой и козу с капустой.
Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений. начало встань умойся сделай зарядку оденься позавтракай собери портфель конец Алгоритм «Соберись в школу»
Табличная форма записи алгоритма № действия Действие Результат 1 *2 6 2 -6 0 3 +5 5 Задача: Вычислить: 2а-6+5 при а=3
Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования. Задача: Написать программу рисования квадрата для исполнителя «Черепашка» на языке программирования Logo по вп 100 пр 90 вп 100 пр 90 вп 100 пр 90 вп 100
Формы записи алгоритмов: Для обозначения шагов алгоритма в блок-схеме используются следующие геометрические фигуры: Овал начало и конец Параллелограмм ввод и вывод данных Ромб логическое условие Прямоугольник выполнение действия Словесная (список) Графическая (блок-схемы) Табличная Программа Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют фигуры, обозначающие шаги алгоритма.
Алгоритм «Подготовка к уроку» начало конец открыть портфель достать учебник достать тетрадь достать пенал убрать портфель начало алгоритма - овал конец алгоритма – овал действие - прямоугольник действие - прямоугольник действие - прямоугольник действие - прямоугольник действие - прямоугольник
Практическая работа Алгоритм «Создай и раскрась звезду» 1. Начало 2. Создай новую Черепашку на рабочем столе 3. Для создания восьмиугольной звезды напиши в поле команд: опусти перо повтори 8 раз команды вперед 200, направо 135 4. Запусти Черепашку 5. Перейди в режим Рисование 6. Раскрась узор 7. Конец
Практическая работа (дополнительно) Алгоритм «Создай орнамент» 1.Начало 2. В режиме Рисование возьми инструмент Прямоугольное выделение 3. Скопируй Звезду 6 раз и создай свой орнамент 4. Конец
Домашнее задание: Учебник: § 3.3, вопросы и задания устно РТ: упр. №11, стр.81-82
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект. Математика. 3 класс Школа России. Тема: "Деление с остатком"
Конспект урока...
Учебно - методический комплект. Технология. 2 класс. Тема: "Матрешка". УМК "Перспектива"
Конспект + презентация к уроку технологии во 2 классе. Тема: Матрешка ...
Учебно - методический комплект. ИЗО. 4 класс. Тема: "Лес, точно терем расписной"
Тема: «Лес, точно терем расписной…». Дисциплина: изобразительное искусство Тип урока: комбинированный Цель: творчески завершить работу над пейзажем; обобщить понимание законов перспекти...
Учебно - методический комплект. ИЗО. 2 класс. Тема: "Натюрморт из предметов старинного быта"
Тема: «Натюрморт из предметов старинного быта». Дисциплина: изобразительное искусство Тип урока: комбинированный Цель: Углублять у детей представление о натюрморте, способност...
Учебно - методический комплект. Математика. 2 класс. Тема: "Умножение числа 2. Умножение на число 2. Закрепление"
Тема: Умножение числа 2. Умножение на 2. Закрепление.Цели деятельности учителя: отрабатывать знание таблицы умножения на 2; повторить изученный материал; отрабатывать навыки решения задач на умножение...
Учебно - методический комплект. Математика. 3 класс. Тема: "Объединение множеств. Знак ∪"
Тема: Объединение множеств. Знак ∪. Цели деятельности учителя: 1) сформировать представление об операции объединения множеств, её графической и зн...