Конспект урока для 3 класса по теме "Аналогичная закономерность"
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему

В основе реализации целей урока лежит деятельностный метод, который способствовал развитию умения  нахождения правила по которому расположены объекты в цепочке или таблице, а также умения составления по такому же или похожему правилу своей аналогичной закономерности. Он был реализован в ходе выполнения различных упражнений по закреплению темы: коллективная работа, самостоятельная работа в рабочих тетрадях по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass._urok_no29._analogichnaya_zakonomernost.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс. Урок №29

Тема урока: «Аналогичная закономерность (Такое же или похожее правило)»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Класс: 3 Б

Оборудование: 

  • Персональный компьютер;
  • Интерактивная доска с мультимедийным проектором;
  • учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах: 3 кл., ч.2., М. : Баласс, 2012.

Программное обеспечение:

Цели урока:

Предметные:

  • находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
  • располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
  • придумывать правила, похожие на заданные;
  • составлять по правилам цепочки или таблицы из фигур и предметов.

Личностные:

  • осуществлять поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Метапредметные:

  • регулятивные: планировать, контролировать и оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • познавательные: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
  • коммуникативные: активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Основные понятия: аналогия, закономерность, аналогичная закономерность.

План урока:

Этап урока

Время (мин)

  1. Организационный момент

1

  1. Актуализация знаний

5

  1. Изучение нового материала

20

  1. Закрепление материала

15

  1. Подведение итогов урока

3

  1. Домашнее задание

1

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний:
  • проверка домашнего задания с. 37 №15;
  • выполнение интерактивных заданий «закономерность» (слайд 2) и «закономерность 2» (слайд 3)  у интерактивной доски;
  • ответы на вопросы:
  • Что мы понимаем под аналогией?
  • Что такое закономерность?
  1. Изучение нового материала

Построение аналогичной закономерности

Задание 1

– А теперь, ребята откройте учебники Информатики на странице 38 (слайд 6).

– Рассмотрите рисунок к 17 заданию. Мы уже встречали похожие рисунки.

– Посмотрите внимательно на буквы, которые держат в руках коротышки, и сформулируйте закономерность. (Обратное перечисление букв алфавита, начиная с буквы «О».)

– Какая буква пропущена в этой закономерности? (Буква М)

– Нам, ребята, нужно составить аналогичную закономерность для цифр, начиная с 15. Подставим в правило этой закономерности вместо букв числа. (Обратное перечисление чисел, начиная с 15)

– Почему новая закономерность является аналогичной предыдущей? (Основана на похожем правиле.)

– Какие по виду эти закономерности? (Порядок расположения в цепи.)

Построение аналогичной закономерности. Формулировка аналогичного правила

Задание 2

(Слайд 7) стр. 38 №18

– Ребята, чем эта цепь похожа на предыдущую? (закономерность расположения предметов в цепи по какому-то правилу.)

– Рассмотрите числа, написанные у человечков, и попробуйте определить, по какому правилу они расположены. Будьте внимательны.

– На сколько увеличивается каждое число? (На 3, на2, на 3, на 2.)

– Как можно назвать такую закономерность? (Циклическая - это когда последовательность повторяется -3 вишни, 2 вишни, 1вишня)

– Что входит в цикл? (Увеличение на 3, на 2.)

– Сформулируйте это правило. (Порядок чисел, начиная с пяти, когда каждое последующее число увеличивается на 3, следующее на 2 и т.д.)

– Ниже тоже дана цепочка – последовательность чисел. Нам нужно придумать похожее правило. Помните, закономерность должна быть циклическая.

– Кто уже сформулировал правило?

– Какие еще возможны варианты? Почему? (Потому, что правило должно быть не таким же, а похожим на данное: можно увеличить на 1, потом на 2; на 3, на 4 и т.д.)

– Запишите свое правило в тетради. (Впишите числа в пустых карточках по своему правилу)

(Слайд 8) Физминутка «И, ИЛИ»  

Во время выполнения движений, учащиеся должны вспомнить высказывания со связками «и», «или».

Задание 3

(слайд 9) стр. 38 №19

– Ребята, перед вами 2 аналогичные закономерности. Почему их можно назвать аналогичными? (Общий состав: цифры по порядку и печенья по порядку)

– Рассмотрите первую закономерность расположения элементов в таблице. Что нужно сделать? (Восстановить закономерность)

– С какой строки начнем? (С той, где один элемент пропущен)

– Как узнать, какого элемента не хватает? (Можно посмотреть, какой из всех отсутствует; можно по порядку посчитать)

– Посчитаем элементы по порядку, начиная с первой строки: 1, 2, 3, 4.

– Посчитаем элементы по порядку расположения в столбике: 1, 2, 3, 4.

– Как расположены элементы в остальных ячейках? (в каждом столбике и строке число встречается только один раз))

– Найдем недостающие элементы данной таблицы. С каких строк начнем заполнять? (С тех, в которых только одна пустая ячейка, так как легче найти недостающий элемент)

– В последней строке 2 недостающих элемента, как решить эту проблему? (Посмотреть на элементы в столбце)

(Если дети затрудняются с ответом, предложить посмотреть, есть ли пустые ячейки в столбцах и сколько их)

– В чем вы видите сходство таблицы с цифрами и нарисованными печеньями? (Цифры расположены таблицей, то есть строки и столбцы и печенья расположены также; в строке не повторяется одна и та же цифра)

– Какое печенье соответствует цифре «1»? (С маком)

– Покажите друг другу, какие сорта печенья соответствуют остальным цифрам.

– Как следует заполнить первый столбец по аналогии с предыдущей таблицей? (Расположить объекты в таком порядке, как и в первой строке)

– Начнем заполнять вторую строку. С какого элемента она должна начинаться? (Со второго по порядку в первой строке)

– Закрасьте печенье таким же образом.

– Перечислите сорта печенья в следующей строке.

– Самостоятельно заполните последнюю строку. Как вы расположили элементы?

– Как называется закономерность, которую мы только что составили? (Аналогичная закономерность)

– Какого вида эти две закономерности? (Порядок расположения элементов в таблице)

  1. Закрепление материала
  • Самостоятельное выполнение №20 на стр. 39 (аналогичное заданию №19);
  • Физминутка;
  • Совместное выполнение №41 на стр. 56 (Предложить детям посчитать количество ножек, рожек и пятнышек у гусениц);
  • Выполнение у доски интерактивного задания «Аналогичная закономерность» (слайд 11);
  • Выполнение у интерактивной доски №21 (стр. 40) (слайд 12).
  1. Подведение итогов урока, выставление оценок

– Ребята, вы сегодня узнали, что такое аналогичная закономерность

– Почему ее так называют?

– Что такое аналогия?

– Какая бывает аналогия? (По составу, по действию, по признакам.)

  1. Домашнее задание: стр. 40 №22 (аналогичное заданию 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...