Конспект урока для 3 класса по теме "Аналогичная закономерность"
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему
В основе реализации целей урока лежит деятельностный метод, который способствовал развитию умения нахождения правила по которому расположены объекты в цепочке или таблице, а также умения составления по такому же или похожему правилу своей аналогичной закономерности. Он был реализован в ходе выполнения различных упражнений по закреплению темы: коллективная работа, самостоятельная работа в рабочих тетрадях по информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass._urok_no29._analogichnaya_zakonomernost.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс. Урок №29
Тема урока: «Аналогичная закономерность (Такое же или похожее правило)»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Класс: 3 Б
- Персональный компьютер;
- Интерактивная доска с мультимедийным проектором;
- учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах: 3 кл., ч.2., М. : Баласс, 2012.
Программное обеспечение:
- Windows XP;
- Мультимедийная презентация;
- Интерактивные задания с сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4237f6d6-3a09-4661-8d51-6c15f14e1c0b/92804/?interface=pupil&class=44&subject=19
Цели урока:
Предметные:
- находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
- располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
- придумывать правила, похожие на заданные;
- составлять по правилам цепочки или таблицы из фигур и предметов.
Личностные:
- осуществлять поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Метапредметные:
- регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- познавательные: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- коммуникативные: активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Основные понятия: аналогия, закономерность, аналогичная закономерность.
План урока:
Этап урока | Время (мин) |
| 1 |
| 5 |
| 20 |
| 15 |
| 3 |
| 1 |
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний:
- проверка домашнего задания с. 37 №15;
- выполнение интерактивных заданий «закономерность» (слайд 2) и «закономерность 2» (слайд 3) у интерактивной доски;
- ответы на вопросы:
- Что мы понимаем под аналогией?
- Что такое закономерность?
- Изучение нового материала
Построение аналогичной закономерности
Задание 1
– А теперь, ребята откройте учебники Информатики на странице 38 (слайд 6).
– Рассмотрите рисунок к 17 заданию. Мы уже встречали похожие рисунки.
– Посмотрите внимательно на буквы, которые держат в руках коротышки, и сформулируйте закономерность. (Обратное перечисление букв алфавита, начиная с буквы «О».)
– Какая буква пропущена в этой закономерности? (Буква М)
– Нам, ребята, нужно составить аналогичную закономерность для цифр, начиная с 15. Подставим в правило этой закономерности вместо букв числа. (Обратное перечисление чисел, начиная с 15)
– Почему новая закономерность является аналогичной предыдущей? (Основана на похожем правиле.)
– Какие по виду эти закономерности? (Порядок расположения в цепи.)
Построение аналогичной закономерности. Формулировка аналогичного правила
Задание 2
(Слайд 7) стр. 38 №18
– Ребята, чем эта цепь похожа на предыдущую? (закономерность расположения предметов в цепи по какому-то правилу.)
– Рассмотрите числа, написанные у человечков, и попробуйте определить, по какому правилу они расположены. Будьте внимательны.
– На сколько увеличивается каждое число? (На 3, на2, на 3, на 2.)
– Как можно назвать такую закономерность? (Циклическая - это когда последовательность повторяется -3 вишни, 2 вишни, 1вишня)
– Что входит в цикл? (Увеличение на 3, на 2.)
– Сформулируйте это правило. (Порядок чисел, начиная с пяти, когда каждое последующее число увеличивается на 3, следующее на 2 и т.д.)
– Ниже тоже дана цепочка – последовательность чисел. Нам нужно придумать похожее правило. Помните, закономерность должна быть циклическая.
– Кто уже сформулировал правило?
– Какие еще возможны варианты? Почему? (Потому, что правило должно быть не таким же, а похожим на данное: можно увеличить на 1, потом на 2; на 3, на 4 и т.д.)
– Запишите свое правило в тетради. (Впишите числа в пустых карточках по своему правилу)
(Слайд 8) Физминутка «И, ИЛИ»
Во время выполнения движений, учащиеся должны вспомнить высказывания со связками «и», «или».
Задание 3
(слайд 9) стр. 38 №19
– Ребята, перед вами 2 аналогичные закономерности. Почему их можно назвать аналогичными? (Общий состав: цифры по порядку и печенья по порядку)
– Рассмотрите первую закономерность расположения элементов в таблице. Что нужно сделать? (Восстановить закономерность)
– С какой строки начнем? (С той, где один элемент пропущен)
– Как узнать, какого элемента не хватает? (Можно посмотреть, какой из всех отсутствует; можно по порядку посчитать)
– Посчитаем элементы по порядку, начиная с первой строки: 1, 2, 3, 4.
– Посчитаем элементы по порядку расположения в столбике: 1, 2, 3, 4.
– Как расположены элементы в остальных ячейках? (в каждом столбике и строке число встречается только один раз))
– Найдем недостающие элементы данной таблицы. С каких строк начнем заполнять? (С тех, в которых только одна пустая ячейка, так как легче найти недостающий элемент)
– В последней строке 2 недостающих элемента, как решить эту проблему? (Посмотреть на элементы в столбце)
(Если дети затрудняются с ответом, предложить посмотреть, есть ли пустые ячейки в столбцах и сколько их)
– В чем вы видите сходство таблицы с цифрами и нарисованными печеньями? (Цифры расположены таблицей, то есть строки и столбцы и печенья расположены также; в строке не повторяется одна и та же цифра)
– Какое печенье соответствует цифре «1»? (С маком)
– Покажите друг другу, какие сорта печенья соответствуют остальным цифрам.
– Как следует заполнить первый столбец по аналогии с предыдущей таблицей? (Расположить объекты в таком порядке, как и в первой строке)
– Начнем заполнять вторую строку. С какого элемента она должна начинаться? (Со второго по порядку в первой строке)
– Закрасьте печенье таким же образом.
– Перечислите сорта печенья в следующей строке.
– Самостоятельно заполните последнюю строку. Как вы расположили элементы?
– Как называется закономерность, которую мы только что составили? (Аналогичная закономерность)
– Какого вида эти две закономерности? (Порядок расположения элементов в таблице)
- Закрепление материала
- Самостоятельное выполнение №20 на стр. 39 (аналогичное заданию №19);
- Физминутка;
- Совместное выполнение №41 на стр. 56 (Предложить детям посчитать количество ножек, рожек и пятнышек у гусениц);
- Выполнение у доски интерактивного задания «Аналогичная закономерность» (слайд 11);
- Выполнение у интерактивной доски №21 (стр. 40) (слайд 12).
- Подведение итогов урока, выставление оценок
– Ребята, вы сегодня узнали, что такое аналогичная закономерность
– Почему ее так называют?
– Что такое аналогия?
– Какая бывает аналогия? (По составу, по действию, по признакам.)
- Домашнее задание: стр. 40 №22 (аналогичное заданию 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...